Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления

Комитет по госзакупкам рд: создание конкурсной комиссии

6-komitet-po-goszakupkam-rd-pravovyie-i-prakticheskie-aspektyi

Развитие конкурсной системы государственных закупок в России предопределило участие в ней многих сторон, начиная от государственных или муниципальных органов власти и заканчивая индивидуальными предпринимателями. Каждый  из участников этого довольно динамичного процесса преследует свои цели и интересы, которые характеризуются заметным многообразием.

Так, предприниматель за счет доступа  на рынок государственных закупок старается не только расширить свой бизнес, но  и обеспечить его устойчивость за счет стабильного поступления заказов и надежности  государственных контрагентов. Государственные органы преследуют цель, чтобы на основе конкуренции среди участников конкурсов и  аукционов, повысить эффективность расходования бюджетных средств, устранения коррупционной составляющей при распределении государственных заказов и т.п.

Для того, чтобы действительно добиться реальных результатов при такой конкурсной системе, все участники должны четко понимать как свои права и обязанности, так и тех, кто  стоит по другую сторону контрактных отношений.

В этой статье будет рассказано о том, что такое комитет по государственным закупкам, какую роль он выполняет в общем процессе конкурсного отбора участников, и почему предпринимателю необходимо знать не только  как работает аукционная площадка, но и как на ней принимаются решения, и кто ответственен за их исполнение.

Комитет по государственным закупкам – общее понятие, виды и назначение

С  правовой  точки зрения  комитет по госзакупкам, как это непосредственно регламентируется ФЗ – 44  («О контрактной системе в сфере государственных закупок товаров, работ  и услуг для государственных и муниципальных  нужд»), является  уполномоченным органами власти  агентом. Основная цель этого агента состоит в том, чтобы обеспечивать проведение конкурсов, аукционов и контроля соблюдения прав всех участников.

В значительной мере  обязанность по формированию такого комитета или комиссии лежит на стороне заказчика (государственного агентства, госпредприятия). Причем комитет является коллегиальным  органом,  работающим, как правило, на постоянной основе, что  утверждается соответствующим правовым актом, которым может быть в частности «приказ о создании конкурсной комиссии государственные закупки».

Комиссии и комитеты по государственным закупкам руководствуются не только нормами  ФЗ  44,  но также положениями Бюджетного и Гражданского Кодексов РФ, Административным кодексом, а также подзаконными актами,  определяющими проведение конкурсных торгов  применительно к определенным сферам хозяйственной или государственной деятельности.

45

В зависимости от стоящих перед заказчиком задач, комиссии или комитеты по государственным закупкам могут быть единые, аукционные, конкурсные, котировочные, как это представлено для большей наглядности на рисунке-схеме. В соответствии с положениями части 2  ФЗ 44, конкурсная комиссия или комитет по госзакупкам должен быть сформирован, объявлен состав его членов до начала проведения  процедур  конкурсного  отбора участников.

Иногда  комиссия может создаваться для проведения разовой конкурсной закупки товара или оказания услуги, что обычно прямо оговорено в приказе или другом нормативном документе по ее созданию.

Основными видами  комитетов и комиссий по госзакупкам являются:

  1. Конкурсная – создается для реализации покупок и отбора участников, предоставляющих услуги  путем закрытого конкурса, двух этапного конкурса или конкурса с ограниченным участием
  2. Аукционного – путем реализации  конкурса через электронные аукционы как открытые, так и закрытые (см. Госзакупки: как осуществляется электронный аукцион)
  3. Котировочная — создается для проведения  конкурса через специальную систему запроса котировок (аналогичную тому, как это происходит на  фондовых торговых площадках)
  4. Комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений  и окончательных предложений
  5. Единая – создается для проведения конкурсных процедур любым  из предусмотренных законодательством способах,

Что касается  непосредственно самого состава  конкурсной  комиссии или комитета, то в ФЗ 44  нет прямого указания  на состав  и  компетенцию  членов.

На практике  в состав таких уполномоченных органов входят обычно эксперты в области определенных знаний или  компетенций, профессиональных  навыков.  Возглавляет такой комитет его Председатель, который либо выбирается из состава  комиссии, либо просто назначается самим заказчиком.

Единственное, что прямо оговаривается в законе о госзакупках — это кто не может быть в составе подобных комиссий и комитетов.

Например, в состав конкурсной комиссии не могут входить:

  • Эксперты, принимающие непосредственное участие в оценке конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе и т.п.
  • Лица, у которых есть личная заинтересованность (конфликт интересов). Например, член комитета, который является бенефициаром компании, участвующей в конкурсной процедуре
  • Лица, имеющие  родственные отношения с теми, кто принимает решение или участвует в конкурсе
  • Должностные лица, в полномочия которых входит обязанность контроля государственных закупок. Например, представители счетной палаты, думы или законодательного собрания, представители надзора и прокуратуры и т.п.

В  случае, если при проведении конкурсов или при реализации их результатов выясняться подобные нарушения, то все итоги торгов могут быть аннулированы  по решению специальной многосторонней комиссии или по решению суда.

Основные функции и обязанности комитета по государственным (муниципальным) закупкам

Исходя из практики проведения конкурсных процедур  и накопленного опыта за последние 10 лет существования ФКС (федеральной контрактной системы),  целями создания комитетов и комиссий по государственным  закупкам являются:

  • Обеспечение полной объективности при рассмотрении, сопоставлении  и оценке  заявок  на участие в торгах, поданных как  на бумажных носителях, так и  в формате электронной торговой системы
  • Обеспечение объективности при рассмотрении  и оценке котировок при проведении электронных торгов и  конкурсов. Например, размещение всей информации на порталах типа  www.zakupki.gov.ru (см. Портал госзакупок: главная цель)
  • Выполнение задачи эффективности расходования средств заказчика, за счет честной конкурентной борьбы между исполнителями работ или поставщиками товаров
  • Соблюдение принципа публичности, прозрачности, конкуренции, равных условий при проведении закупок
  • Создание условий, при которых становится невозможным  реализация коррупционных сделок и  сговоров, в том числе и с использованием административного ресурса

В отношении  практической  реализации своих целей и полномочий конкурсные комиссии и комитеты обычно выполняют следующие функции:

  • Вскрытие конвертов с заявками участников конкурса, обеспечение открытого доступа ко всем данным  по условиям торгов на электронных площадках, ведение протокола вскрытия конвертов, в  том числе ведение аудио или видеозаписи при проведении таких конкурсных процедур и т.п.
  • Отбор участников конкурса в соответствии с требованиями  поданных заявок и  условий конкурсной документации
  • Проведение аукциона в открытой форме, кроме тех, которые проводятся на электронных платформах
  • Рассмотрение и оценка котировочных заявок
  • Отбор подрядчика, поставщика или исполнителя работ по итогам проведения конкурса  на  соответствие требованиям при заключении контракта. Например, наличие соответствующих лицензий, ассортимента товаров, компетенции или опыта работы в заданной  деятельности
  • Контроль за выполнением контрактных условий исполнителем, устранение нарушений при выполнении заказов, подача  протеста или судебных исков в случае не исполнения контрагентом поставленных условий

Заключение

В заключение следует также добавить, что практика применения конкурсных процедур при реализации государственных или муниципальных контрактов, может быть по — настоящему  эффективна  только при условии полной компетенции всех участников торгов, включая и тех, кто претендует на государственный контракт.

Добавить в закладки