Закон о госзакупках
Интеграция России в общемировую систему экономических отношений можно считать уже давно свершимся фактом, и принципы государственного регулирования во многом стали более близки к передовым стандартам стран Запада.
Во многом это касается и такой серьезной темы как формирование и управление структурой государственного сектора экономики и в частности сферы государственного и муниципального заказа. Как известно, государственный сектор экономики составляют не только промышленные предприятия, но и значительную часть спроса на товары и услуги формируются государственными учреждениями.
В целом мировой практикой давно уже выработана система предотвращения коррупционных сделок при осуществлении государственного заказа. В этом отношении российская система правового регулирования подобной сферы еще только находится в начальной стадии формирования.
Тем не менее, существующая законодательная и правоприменительная практика последних лет доказала, что имеющийся как у государства, так и представителей бизнеса опыт вполне достаточен, чтобы говорить о будущем системы госзакупок с осторожной долей оптимизма.
В этой статье будет рассказано об основополагающих нормативных документах, которые регулируют область государственных закупок, проведение торгов и электронных аукционов.
Содержание статьи
Основы правовой системы проведения государственных тендеров и закупок
Правовую основу системы государственных закупок, исполнения контрактов с участием государственных органов власти и учреждений, порядок проведения электронных торгов и аукционов составляют на сегодняшний день три основополагающих документа:
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ-44)
Кроме этого существует также Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст.18), в котором закреплены особенности закупок финансовых услуг органами власти всех уровней, государственными внебюджетными фондами, субъектами естественных монополий, государственными корпорациями и др. организациями.
Указанными законами и другими подзаконными актами регулируются, прежде всего, вопросы разграничения полномочий по управлению сферой закупок между органами власти федерального, регионального и местного уровней, порядок реализации функций управления закупками, в том числе планирования, организации и контроля закупок. Первый из этих законодательных актов (ФЗ 223) устанавливает правовые механизмы регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заказов.
Для Закона № 223-ФЗ характерно рамочное регулирование вопросов закупочной деятельности, но вместе с тем необходимо отметить ряд норм, содержащих весьма конкретные и обязательные для исполнения требования. Одно из самых жестких требований в нем предъявляется к информационному обеспечению закупочной деятельности заказчика.
В частности, речь идет об обязанности заказчика размещать на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) следующую информацию:
- положение о закупке, а также изменения, вносимые в него
- план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее одного года
- извещение о проведении конкурса или аукциона
- сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг
- сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
- сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ.
Что касается Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», то этот закон формулирует принципы федеральной контрактной системы:
- открытость федеральной контрактной системы;
- конкуренция в федеральной контрактной системе;
- профессионализм заказчика;
- единство федеральной контрактной системы;
- ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.
Если же задаться целью и провести сравнительный анализ положений Закона № 223-ФЗ и Закона № 94-ФЗ, то может быть выявлен ряд схожестей и различий, которые помогут разобраться как в самой системе госзакупок, так и в практическом плане представить для предпринимателя те требования, которые должны выполняться всеми участниками торгов и конкурсов.
Для наглядности эти системные сходства и различия двух основополагающих документов, регулирующих государственные закупки, можно представить в таблице 1. Несмотря на всю значимость ФЗ 94 и ФЗ 223, наибольший интерес для предпринимателей, собирающихся участвовать в системе госзакупок, представляет ФЗ 44 от 5 апреля 2013 г.
Этот закон, кроме того, что, как и первые законодательные акты, построен на принципах равного участия, защиты конкуренции и открытости, также регламентирует порядок проведения государственных конкурсных закупок с помощью специальных электронных торгов и аукционов, функционирующих на пяти федеральных электронных торговых площадках (ЭТП).
Кроме этого, в ФЗ 44 имеется ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание предпринимателей. Это, прежде всего:
- ФЗ-44 установлен своего рода «фильтр» в виде конкретных единых требований к участникам закупок, которым они должны соответствовать, но этого, как показывает практика исполнения государственных и муниципальных контрактов, недостаточно, т.к. победителями закупок нередко объявляют недобросовестных участников (потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей). Это, по сути, может являться средой для проведения коррупционных сделок, замаскированных под «честные» результаты проведенных конкурсов.
- Актуальной также является проблема профессионализма тех, кто реализует процедуры закупок. Так, например, ФЗ-44 допускает включение в состав комиссий по закупкам лиц (до 50%), не прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, не обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Это негативно сказывается на эффективности работы комиссий, на обоснованности, законности и адекватности принятых ими решений.
Заключение
В заключение также следует отметить, что кроме имеющейся правовой базы, предпринимателю, участвующему или намеревающемуся построить свой бизнес на государственных контрактах, также следует внимательно изучить арбитражную практику, связанную с системой проведения конкурсов и тендеров по госзакупкам. Это даст понимание того, какие «подводные камни» следует ожидать при участии в государственных закупках и как, исходя из этого, наилучшим образом построить свою стратегию и тактику работы на этом весьма специфическом рынке.