Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления

Закон о госзакупках

4 Закон о госзакупках

Интеграция России в общемировую систему экономических отношений можно считать уже давно свершимся фактом, и принципы государственного регулирования во многом стали более близки к передовым стандартам стран Запада.

Во многом это касается и такой серьезной темы как формирование и управление структурой  государственного сектора экономики и в частности сферы государственного и муниципального заказа. Как известно, государственный сектор экономики составляют не только промышленные предприятия, но и значительную часть спроса на товары и услуги формируются государственными учреждениями.

В целом мировой практикой давно уже выработана система предотвращения коррупционных сделок при осуществлении государственного заказа. В этом отношении российская система правового регулирования подобной сферы еще только находится в начальной стадии формирования.

Тем не менее, существующая законодательная и правоприменительная практика последних лет доказала, что имеющийся как у государства, так и представителей бизнеса опыт вполне достаточен, чтобы говорить о будущем системы госзакупок с осторожной долей оптимизма.

В этой статье будет рассказано об основополагающих нормативных документах, которые регулируют область государственных закупок, проведение торгов и электронных аукционов.

Основы правовой системы проведения государственных тендеров и закупок

Правовую основу системы государственных закупок, исполнения контрактов с участием государственных органов власти и учреждений, порядок проведения электронных торгов и аукционов составляют на сегодняшний день три основополагающих документа:

  1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ-44)

Кроме этого  существует также Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст.18), в котором закреплены особенности закупок финансовых услуг органами власти всех уровней, государственными внебюджетными фондами, субъектами естественных монополий, государственными корпорациями и др. организациями.

Указанными законами и другими подзаконными актами регулируются, прежде всего, вопросы разграничения полномочий по управлению сферой закупок между органами власти федерального, регионального и местного уровней, порядок реализации функций управления закупками, в том числе планирования, организации и контроля закупок. Первый из этих законодательных актов (ФЗ 223) устанавливает правовые механизмы регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заказов.

Для Закона № 223-ФЗ характерно рамочное регулирование вопросов закупочной деятельности, но вместе с тем необходимо отметить ряд норм, содержащих весьма конкретные и обязательные для исполнения требования. Одно из самых жестких требований в нем предъявляется к информационному обеспечению закупочной деятельности заказчика.

В частности, речь идет об обязанности заказчика размещать на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) следующую информацию:

  • положение о закупке, а также изменения, вносимые в него
  • план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее одного года
  • извещение о проведении конкурса или аукциона
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ.

Что касается Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», то этот закон формулирует принципы федеральной контрактной системы:

  • открытость федеральной контрактной системы;
  • конкуренция в федеральной контрактной системе;
  • профессионализм заказчика;
  • единство федеральной контрактной системы;
  • ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.

45

Если же задаться целью и провести сравнительный анализ положений Закона № 223-ФЗ и Закона № 94-ФЗ, то может быть выявлен ряд схожестей и различий, которые помогут разобраться как в самой системе госзакупок, так и в практическом плане представить для предпринимателя те требования, которые должны выполняться всеми участниками торгов и конкурсов.

Для наглядности эти системные сходства и различия двух основополагающих документов, регулирующих государственные закупки, можно представить в таблице 1. Несмотря на всю значимость ФЗ 94 и ФЗ 223,  наибольший интерес для предпринимателей, собирающихся участвовать в системе госзакупок, представляет ФЗ 44 от 5 апреля 2013 г.

Этот закон, кроме  того, что, как и первые законодательные акты, построен на принципах равного участия, защиты конкуренции и открытости, также регламентирует порядок проведения государственных конкурсных закупок с помощью специальных электронных торгов и аукционов, функционирующих на пяти федеральных электронных торговых площадках  (ЭТП).

Кроме этого, в ФЗ 44 имеется ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание предпринимателей. Это, прежде всего:

  1. ФЗ-44 установлен своего рода «фильтр» в виде конкретных единых требований к участникам закупок, которым они должны соответствовать, но этого, как показывает практика исполнения государственных и муниципальных контрактов, недостаточно, т.к. победителями закупок нередко объявляют недобросовестных участников (потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей). Это, по сути, может являться средой для проведения коррупционных сделок, замаскированных под «честные»  результаты проведенных конкурсов.
  1. Актуальной также является проблема профессионализма тех, кто реализует процедуры закупок. Так, например, ФЗ-44 допускает включение в состав комиссий по закупкам лиц (до 50%), не прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, не обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Это негативно сказывается на эффективности работы комиссий, на обоснованности, законности и адекватности принятых ими решений.

Заключение

В заключение также следует отметить, что кроме имеющейся правовой базы, предпринимателю, участвующему или намеревающемуся построить свой бизнес на государственных контрактах, также следует внимательно изучить арбитражную практику, связанную с системой проведения конкурсов и тендеров по госзакупкам. Это даст понимание того, какие «подводные камни» следует ожидать при участии в государственных закупках и как, исходя из этого, наилучшим образом построить свою стратегию и тактику работы на этом весьма специфическом рынке.

Добавить в закладки