Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления

Закон о государственных закупках

3 Закон о государственных закупках

Система государственных контрактов и установление правового института госзакупок в России (начатая еще в 90х годах прошлого века) привели к созданию обширной инфраструктуры. Этот немаловажный сегмент экономической жизни государства охватывает не только многие отрасли промышленности, но и вовлекает в свою сферу государственные органы власти, государственный сектор экономики, большое количество предприятий малого и среднего бизнеса, позволяя им найти устойчивый рынок сбыта своей продукции и оказания услуг.

Сформированная на текущий момент система государственного регулирования госзакупки и ее дальнейшее совершенствование направлена на создание унифицированной контрактной системы, основанной на принципах равного доступа всех участников, информационной открытости, и применении наиболее совершенных методов реализации контрактов, в том числе с помощью передовых информационных технологий.

В этой статье будет рассказано о некоторых особенностях работы правовой системы регулирования государственных закупок и контрактов, а также о том, какие перспективные направления в развитии этого интересного экономического сектора (в том числе изменение в законе о государственных закупках) следует ожидать в ближайшем будущем и какую это может принести пользу предпринимателям.

Основные принципы правового регулирования госзакупок в РФ

Система правового регулирования государственного контракта и закупки опирается на фундаментальные положения, закрепленные в Конституции РФ и кодифицированных нормативных актах, — таких как Налоговый Кодекс, Гражданский Кодекс, Земельный Кодекс, Таможенный Кодекс и другие.

В общем виде эта правовая система должна не только регулировать определенные типы отношений между субъектами в сфере госзакупки, но и создавать условия для развития эффективных и современных методов заключения контрактов, проведения торгов и аукционов, обеспечительных гарантий и т.п.

45

46

Для более полного представления общей системы правового регулирования государственных контрактов и закупок можно обратиться к представленной выше таблице. В ней собраны в единый формат все типы отношений между субъектами, перечень технических и правовых факторов, подлежащих контролю и государственному регулированию и т.п.

Одним из  таких  основных правовых актов в сфере государственных контрактов, например, является ФЗ 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Главным стержнем и целями этого законодательного акта является:

  • эффективное расходование государственных средств, выражающееся в экономии средств, выделяемых на размещение государственного заказа;
  • полное, качественное и своевременное удовлетворение государственных нужд;
  • повышение прозрачности государственных расходов.

Кроме этого, ФЗ — 94 определяет порядок и виды конкурсов, на  которых проводится размещение государственных заказов:

  • открытым конкурсом;
  • открытым аукционом в электронной форме;
  • запросом котировок цен;
  • размещением заказа у единственного поставщика (подрядчика);
  • закрытым конкурсом;
  • закрытым аукционом

Одним из главных недостатков (требует изменение закона о государственных закупках) Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» является его ограниченность в смысле регламентирования лишь стадии размещения заказа. Он не регулирует процесса планирования закупок и фактически не встроен в бюджетный процесс.

В Законе № 94-ФЗ также отсутствует системный подход (проблемы закона о государственных закупках) ко всем этапам организации закупок – от прогнозирования и планирования до исполнения контрактов, анализа их эффективности, приемки и оценки контрактных результатов.

С точки зрения функциональности и практического применения в бизнесе, для предпринимателей представляет больший интерес и участие в конкурсных торгах на электронных торговых площадках. Это в основном регулируется положениями ФЗ 44 от 5 апреля 2013 г.

В частности этим законодательным актом (включая последние изменения в законе о государственных закупках) регулируются такие нормы и действия на рынке госзакупок:

  • открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • электронный аукцион (см. Электронные площадки для торгов: госзакупки);
  • закрытый аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.
  • Реестры контрактов, банковских гарантий;
  • реестр недобросовестных поставщиков; реестр жалоб (см. Реестр госзакупок: единая база);
  • единое информационное пространство;
  • план закупок, план — графики закупок;
  • электронные торговые площадки

Отдельный интерес при изучении правоприменительной практики в области государственных контрактов и закупок является система контроля прозрачности сделок, равного доступа к ним  участников, антикоррупционные и антимонопольные механизмы защиты и контроля. В частности можно рассмотреть некоторые положения правовых актов, устанавливающие нормы государственного контроля, проследить за исполнением государственных заказов и торгов.

Мониторинг закупок. Мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы – Минэкономразвития РФ. А на основе решений (актов) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд органами исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Положение (фз о государственных закупках) о мониторинге вступает в силу только 01.01.2017 года, но Министерство экономического развития (МЭР)  реализует свое полномочие через участие в конференциях, проведение on-line семинаров. Также МЭР публикуются методические разъяснения, презентации с обзорами результатов функционирования контрактной системы (в частности уже опубликована презентация о достижениях 2015 года на официальном сайте министерства).

Принципы и механизм мониторинга закупок прописаны в ст. 97 Закона № 44-ФЗ. Контроль в сфере государственных закупок. Контролю в сфере закупок отведена отдельная глава (гл. 5 Закона № 44-ФЗ).

Согласно положениям данной главы, контроль в сфере закупок осуществляется:

  1. Уполномоченными государственными органами контроля.
  2. Государственными органами в отношении подведомственных им заказчиков (ведомственный контроль).
  3. Заказчиками.
  4. Гражданами и общественными объединениями (объединениями юридических лиц) (общественный контроль).

Субъекты контроля определены частью 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ и включают в себя всех задействованных авторов государственных закупок, от заказчиков и его должностных лиц до операторов электронных  торговых площадок. Деятельность по контролю и предотвращению коррупции в сфере государственных закупок и  контрактов осуществляет прокуратура РФ, Следственный комитет, ФАС (федеральная антимонопольная служба) и другие.

Выделяются следующие нарушения, допускаемые при организации и проведении закупок:

  • при определении потребности: реальная потребность «изобретается» или преувеличивается;
  • обеспечение интересов подобранного поставщика;
  • при разработке технических требований: технические спецификации «подгоняются» под конкретного поставщика;
  • заблаговременное информирование необходимого поставщика;
  • установление стандартов соответствия под технические возможности конкретного поставщика;
  • приглашение к участию в торгах: установление времени подачи заявок на участие в конкурсе, удовлетворяющее только избранного поставщика;
  • конкретный поставщик получает доступ к информации аукционной комиссии и др.

Кроме контрольных функций и законодательного обеспечения процедур проведения конкурсов может представлять интерес и система государственных закупок, ориентированная на международное сотрудничество.

Так, например, с 1 января 2015 г. официально начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В рамках ЕАЭС создается единый рынок государственных закупок. Для всех стран Союза предоставляется национальный режим, что позволит компаниям участвовать в государственных закупках наравне с национальными поставщиками. Таким образом удастся избежать монополии на участие в аукционе только представителей конкретной страны.

В случае присоединения к Соглашению России придется создавать новый проект закона о государственных закупках или вносить поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который в настоящее время фактически разрешает введение протекционистских мер с целью защиты национальных производителей.

Добавить в закладки