ФЗ 94 о госзакупках: что нужно знать
Развитие системы государственного и муниципального заказа через формы торгов и электронных аукционов требует четкой нормативной базы, без которой сложно представить эффективность ее работы.
Основное назначение правовых положений, регламентирующих все моменты, связанные с электронными торговыми площадками и аукционами, где происходит размещение государственного заказа, состоит в том чтобы:
- Обеспечить прозрачность всей системы государственных контрактов, что должно в первую очередь снизить коррупционную емкость госзакупок на всех этапах проведения конкурсов.
- Равный доступ к торгам компаний, предпринимателей любых форм собственности
- Защита интересов, как заказчика, так и участника конкурсов от неправомерных действий со стороны государственных и прочих надзорных органов, так и от банального мошенничества, наличие которого является для многих сдерживающим фактором
- Формирование условий, при которых обеспечивается конкурентная среда в сфере экономики, непосредственно связанная с государственными предприятиями и обеспечением государственных нужд
Существующая на сегодняшний день нормативная база определяющая уровень, состав и технологию участия в госзакупках, представлена такими законодательными актами как ФЗ 223 , ФЗ 44 и ФЗ 94. Каждый из них имеет свою задачу и сферу обеспечения правого режима в системе государственных контрактов.
В этой статье будет рассказано о том, что такое федеральный закон 94 фз госзакупки, каким именно образом он определяет правовые рамки работы аукционов (см. Госзакупки: как осуществляется электронный аукцион) и тендеров по государственному заказу, и какие наиболее существенные его нормы необходимо знать тем, кто решил свой бизнес построить на государственном или муниципальном заказе.
Содержание статьи
Федеральный закон о госзакупках 94 фз – достоинства и недостатки
Как уже было сказано выше, принятый 2005 году ФЗ о госзакупках 94 был призван обеспечить не только законодательное регулирование и обеспечение государственного или муниципального заказа, но и способствовать снижению коррупционной составляющей в этой важной экономической сфере, что должно в конечном итоге сформировать в стране положительный инвестиционный климат.
К основным достоинствам этого нормативного акта, относят, прежде всего:
- Снижение порога требований для тех, кто принял решение участвовать в конкурсных торгах. Квалификационные требования к участнику аукциона приведены в соответствие с тем уровнем выполняемых работ, которые существуют в обычной коммерческой практике. Например, ограничено применение квалификационных требований к исполнителю госзаказа при строительных работах стоимостью менее 50 млн. рублей. Также снижено или вообще устранено квалификационное требование к участникам при размещении заказов на проведение НИОКР, проектных и аварийно – спасательных работ, реставрацию памятников, исторических зданий и музеев, оказания медицинских или аудиторских услуг, не подпадающих под специальные требования безопасности и соблюдения прав личности.
- Другой положительной стороной ФЗ 94 госзакупки, является создание условий, при которых заказчик продукции или услуг (государственный или муниципальный орган власти или предприятие) может манипулировать проведением конкурса и его результатами. В частности отсутствует, существовавшее ранее требование и фактический запрет, на истребование у участника различных документов, подтверждающие какие либо сведения, как о самом исполнителе, так и о его продукции и услугах, кроме тех, что прямо указаны в конкурсных документах. Также существенно ограничен и срок на изучение такой информации (10 дней, вместо прежних 20-ти) заказчиком. С одной стороны это устраняет условия манипуляции заказчиком конкурса когда, например, «не нужные» для него изначально участники отсекаются путем выставления завышенных требований по предоставлению каких – либо документов, различных справок, сведений и т.п. Хотя надо признать, что в некоторых случаях заказчик может быть в весьма неудобном положении и ему приходится «верить на слово» исполнителю работ. Это особенно связанно с высокими технологиями и информацией, когда нельзя проверить подлинность знаний и умения работать до тех пор, пока полностью не будет выполнен заказ и результаты не «окажутся на лицо».
В данном случае 94 фз закон о госзакупках предоставляет заказчику весьма ограниченный набор средств и инструментов для защиты своих интересов от недобросовестного поставщика или исполнителя работ.
К таким мерам относятся, например:
- Представление исполнителем банковской гарантии, покрывающей 30% стоимости всего заказа.
- Применение правовых, в том числе и судебных санкций для тех, кто решил применить мошеннические схемы при участии в конкурсе.
- Механизм поэтапной приемки работы или услуг, с такой же поэтапной оплатой за фактически сделанную операцию.
- Ведение реестра недобросовестных заказчиков и исполнителей. Однако такой «черный список» может иметь довольно ограниченный эффект, поскольку создать фирму прокладку или однодневку не представляет большого труда.
Несмотря на то, что федеральный закон 94 о госзакупках дал существенный положительный эффект в сфере применения контрактной и конкурсной системы госзакупок, все же ему не удалось значительно устранить такие негативные моменты как, например:
- Использование административного ресурса крупными заказчиками (федеральные и региональные органы власти, крупные государственные корпорации). На практике это выглядит так, что, например, если на конкурс вышел исполнитель, который по каким – то причинам не угоден для заказчика, то к нему применяются различные меры административного воздействия вплоть до угроз проведения проверок компании, не предоставление кредитных ресурсов и т.п.
- В данном случае закон 94 фз о госзакупках практически бессилен. Ибо отсечь именно эту коррупционную составляющую он не в состоянии, как впрочем, этого не могут сделать и другие правовые системы государства.
Заключение
В целом же, подводя итог сказанному, можно в качестве заключения сделать вывод, что, несомненно, 94 федеральный закон о госзакупках сыграл свою положительную роль в совершенствовании системы государственных контрактов уже тем, что сформировал вполне приемлемые условия конкуренции, о чем раньше могли только мечтать российские предприниматели малого и среднего бизнеса.