Госзакупки: как осуществляется электронный аукцион
Развернутая в России система государственных контрактов и госзакупок, основой которой являются электронные аукционы, получила довольно большую популярность среди предпринимателей различных форм собственности. Такая востребованность участия бизнеса в системе госзакупок обусловлена в первую очередь возможностью развивать свое дело, опираясь на стабильный спрос со стороны государственных компаний и учреждений, а во-вторых, — это возможность участвовать в открытой конкурентной борьбе за потребителя (заказчика).
Тем не менее, для того, чтобы победить в этой конкуренции предприниматель должен не только обладать соответствующим опытом и возможностями в определенной сфере бизнеса, но понимать и грамотно использовать преимущества конкурсной системы государственных контрактов.
В этой статье будет рассказано о том, как устроена система государственных закупок и электронных аукционов, и, кроме того, будет представлен общий алгоритм работы на этом перспективном рынке.
Содержание статьи
Общее понятие о системе электронных аукционов государственных закупок
В своем общем виде система госзакупок состоит из заказчиков (государственных учреждений), исполнителей (предприятия всех форм собственности) и специальных электронных аукционных площадок, которых на текущий момент имеется пять, это:
- Росэлторг (roseltorg.ru)
- Сбербанк-АСТ (sberbank-ast.ru)
- RTS-тендер (rts-tender.ru)
- ОСЭТ (zakazrf.ru),
- ММВБ ЭТП «Госзакупки» (etp-micex.ru)
Для того, чтобы предпринимателю участвовать в них и выиграть, необходимо пройти несколько последовательных этапов, которые можно условно разделить на три основных:
- Подготовительный этап — оформление ЭЦП на выбранной торговой площадке, получение на ней доступа к торгам через специальную процедуру аккредитации (см. Как зарегистрироваться на госзакупках).
- Собственно сам ход проведения и участия в торгах, порядок выставления заявок, внесение обеспечительных гарантий и т.п.
- На завершающем этапе проводится окончательное оформление условий по выигранному аукциону в виде подписания соответствующего контракта.
В некоторых случаях аукционы госзакупки могут иметь отличия на каждой конкретной аукционной платформе, но в целом алгоритм является стандартным, поскольку все его основные положения закреплены нормативными актами и в первую очередь такими, как ФЗ -44, ФЗ -94 и другими.
Подготовительный этап участия в аукционах
На подготовительном этапе для предпринимателя необходимо осуществить два важных действия – получить ЭЦП (электронную — цифровую подпись) и пройти аккредитацию.
- Получение ЭЦП. Поскольку ЭЦП — это специально зашифрованный электронный документ, удостоверяющий полномочия конкретного лица на совершение определенных действий (подпись документов, контрактов и т.п.), то для того, чтобы ее получить, необходимо предоставить паспортные данные о лице, которое будет уполномочено от имени компании проводить работу на аукционе, реестровые данные о юридическом лице. ЭЦП выдается сроком только на 1год, и для ее корректной работы также необходимо соответствующим образом настроить браузер на компьютере, через который будут проводиться торги.
- Получение аккредитации на ЭТП (электронной торговой площадке).
Для получения доступа к торгам и прохождения аккредитации на ЭТП, как правило, требуется закрытый перечень документов, в который входят:
- Оригинал выписки или ее нотариально заверенная копия из ЕГРЮЛ (для аккредитации юр. лиц) или ЕГРИП (для аккредитации ИП). Выписка с печатью налогового органа должна быть получена не ранее чем за 6 календарных месяцев до дня обращения на аккредитацию;
- Все страницы Устава организации (для юридических лиц), скрепленные печатью и подписью. Устав должен быть прошит и пронумерован, на последней странице (ее тоже необходимо сканировать) иметь отметку налогового органа, а для индивидуальных предпринимателей и физических лиц — это листы действующего общего паспорта;
- Документ, подтверждающий полномочия руководителя (решение об избрании или назначении руководителя – приказ по компании, или письменное решение Совета Директоров);
- Решение об одобрении крупных сделок с обязательным указанием сведений о максимальной сумме сделки. Как правило, этим документом является доверенность, подписанная руководителем организации и заверенная нотариально.
После того, как пройдена процедура получения ЭЦП и аккредитации (в течение 6 дней после подачи всего пакета документов), ЭТП открывает полный доступ к торговой системе аукциона.
Проведение торгов и аукционов
Электронные аукционы по госзакупкам (см. Электронные площадки для торгов: госзакупки), функционирующие на всех пяти ЭТП страны, имеют практически одинаковый стандарт, за исключением незначительных условий, касающихся времени торгов, некоторых процедур зачисления денег для гарантийного обеспечения и т.п.
В общем виде порядок хода проведения аукциона выглядит следующим образом:
- Как только получена аккредитация, предприниматель может сразу приступить к выставлению на аукцион своих заявок. Заявка состоит из 2 частей. Первая — это общий формат заявки с указанием цены и условий, но без имени самой компании, вторая часть — содержит более полные данные об исполнителе контракта и т.п.
- Для того, чтобы заявка была принята к рассмотрению заказчиком, на его лицевой счет со своего лицевого счета исполнитель должен внести денежное гарантийное обеспечение, которое обычно составляет примерно от 1 до10% от общей суммы контракта.
- Далее заказчик рассматривает все полученные заявки (их первые анонимные титульные части) и принимает решение о том, кто может быть допущен к проведению аукциона или торгов. В принципе здесь содержится некоторый субъективизм того, кого именно выберет заказчик, что составляет некоторые риски не допуска к торгам каких-либо участников. Однако надо сказать — анонимность первой части заявки частично страхует от такого избирательного подхода со стороны заказчика.
- После того, как заказчиком отобраны предварительно основные участники торгов, он назначает дату и время проведения аукциона. В момент начала аукциона все участники выставляют свои цены, конкурируя друг с другом. Аукционные торги на понижение цены идут обычно с интервалом в 10-15 минут, и ценовым шагом обычно является либо конкретно указанная величина, например, через каждые 20 000 рублей, либо выражение в процентном отношении (встречается менее часто). Победителем считается тот, кто предложит самую низкую цену во время торгов.
- После того, как определен победитель аукциона, заказчик рассматривает вторую часть аукционной заявки, где указаны точные данные выигравшего исполнителя заказа.
Завершающий этап – подписание контракта
На завершающем этапе госзакупки аукционы, которые проведены в электронной системе, содержат следующие необходимые стандартные процедуры:
- После победы и до подписания контракта заказчик должен в установленный срок предоставить банковскую гарантию (БГ) на электронную площадку. БГ гарантирует, что исполнитель контракта выполнит все условия контракта. Банковская гарантия выдается на сумму в тридцать процентов от начальной цены контракта. Банк, как правило, за эту услугу взимает вознаграждение в виде процента (от 2 до 4%) от суммы обеспечения (от 30% начальной цены контракта).
- После этого необходимо с помощью электронной подписи подписать контракт, направленный заказчиком. Далее этот контракт таким же образом визирует заказчик своей электронной подписью. С этого момента контракт является заключенным и имеет юридическую силу. Подписи каких-либо аналогов контракта в бумажном варианте не требуется.
Заключение
Государственные закупки, электронный аукцион которых состоялся, можно оспорить в ФАС, в течение оговоренного законодательством срока. Апелляцию может подать как заказчик, так и исполнитель. В общей практике наиболее часто встречающимися прецедентами таких апелляций являются необоснованные отклонения заказчиком заявок по причине, например, нарушения пунктуации или орфографии составленной заявки или менее точном описании товара или услуги.
Как правило, в таких случаях ФАС рассматривает решения в пользу исполнителей (т.е. предпринимателей). Но, тем менее, чтобы выиграть аукцион на госзакупках, необходимо тщательно подходить к составлению заявок, руководствуясь требованиями заказчика, т.е. клиента.