Госзакупки: как осуществляется электронный аукцион
Развернутая в России система государственных контрактов и госзакупок, основой которой являются электронные аукционы, получила довольно большую популярность среди предпринимателей различных форм собственности. Такая востребованность участия бизнеса в системе госзакупок обусловлена в первую очередь возможностью развивать свое дело, опираясь на стабильный спрос со стороны государственных компаний и учреждений, а во-вторых, — это возможность участвовать в открытой конкурентной борьбе за потребителя (заказчика).
Тем не менее, для того, чтобы победить в этой конкуренции предприниматель должен не только обладать соответствующим опытом и возможностями в определенной сфере бизнеса, но понимать и грамотно использовать преимущества конкурсной системы государственных контрактов.
В этой статье будет рассказано о том, как устроена система государственных закупок и электронных аукционов, и, кроме того, будет представлен общий алгоритм работы на этом перспективном рынке.
Содержание статьи
Общее понятие о системе электронных аукционов государственных закупок
В своем общем виде система госзакупок состоит из заказчиков (государственных учреждений), исполнителей (предприятия всех форм собственности) и специальных электронных аукционных площадок, которых на текущий момент имеется пять, это:
- Росэлторг (roseltorg.ru)
- Сбербанк-АСТ (sberbank-ast.ru)
- RTS-тендер (rts-tender.ru)
- ОСЭТ (zakazrf.ru),
- ММВБ ЭТП «Госзакупки» (etp-micex.ru)
Для того, чтобы предпринимателю участвовать в них и выиграть, необходимо пройти несколько последовательных этапов, которые можно условно разделить на три основных:
- Подготовительный этап — оформление ЭЦП на выбранной торговой площадке, получение на ней доступа к торгам через специальную процедуру аккредитации (см. Как зарегистрироваться на госзакупках).
- Собственно сам ход проведения и участия в торгах, порядок выставления заявок, внесение обеспечительных гарантий и т.п.
- На завершающем этапе проводится окончательное оформление условий по выигранному аукциону в виде подписания соответствующего контракта.
В некоторых случаях аукционы госзакупки могут иметь отличия на каждой конкретной аукционной платформе, но в целом алгоритм является стандартным, поскольку все его основные положения закреплены нормативными актами и в первую очередь такими, как ФЗ -44, ФЗ -94 и другими.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Подготовительный этап участия в аукционах
На подготовительном этапе для предпринимателя необходимо осуществить два важных действия – получить ЭЦП (электронную — цифровую подпись) и пройти аккредитацию.
- Получение ЭЦП. Поскольку ЭЦП — это специально зашифрованный электронный документ, удостоверяющий полномочия конкретного лица на совершение определенных действий (подпись документов, контрактов и т.п.), то для того, чтобы ее получить, необходимо предоставить паспортные данные о лице, которое будет уполномочено от имени компании проводить работу на аукционе, реестровые данные о юридическом лице. ЭЦП выдается сроком только на 1год, и для ее корректной работы также необходимо соответствующим образом настроить браузер на компьютере, через который будут проводиться торги.
- Получение аккредитации на ЭТП (электронной торговой площадке).
Для получения доступа к торгам и прохождения аккредитации на ЭТП, как правило, требуется закрытый перечень документов, в который входят:
- Оригинал выписки или ее нотариально заверенная копия из ЕГРЮЛ (для аккредитации юр. лиц) или ЕГРИП (для аккредитации ИП). Выписка с печатью налогового органа должна быть получена не ранее чем за 6 календарных месяцев до дня обращения на аккредитацию;
- Все страницы Устава организации (для юридических лиц), скрепленные печатью и подписью. Устав должен быть прошит и пронумерован, на последней странице (ее тоже необходимо сканировать) иметь отметку налогового органа, а для индивидуальных предпринимателей и физических лиц — это листы действующего общего паспорта;
- Документ, подтверждающий полномочия руководителя (решение об избрании или назначении руководителя – приказ по компании, или письменное решение Совета Директоров);
- Решение об одобрении крупных сделок с обязательным указанием сведений о максимальной сумме сделки. Как правило, этим документом является доверенность, подписанная руководителем организации и заверенная нотариально.
После того, как пройдена процедура получения ЭЦП и аккредитации (в течение 6 дней после подачи всего пакета документов), ЭТП открывает полный доступ к торговой системе аукциона.
Проведение торгов и аукционов
Электронные аукционы по госзакупкам (см. Электронные площадки для торгов: госзакупки), функционирующие на всех пяти ЭТП страны, имеют практически одинаковый стандарт, за исключением незначительных условий, касающихся времени торгов, некоторых процедур зачисления денег для гарантийного обеспечения и т.п.
В общем виде порядок хода проведения аукциона выглядит следующим образом:
- Как только получена аккредитация, предприниматель может сразу приступить к выставлению на аукцион своих заявок. Заявка состоит из 2 частей. Первая — это общий формат заявки с указанием цены и условий, но без имени самой компании, вторая часть — содержит более полные данные об исполнителе контракта и т.п.
- Для того, чтобы заявка была принята к рассмотрению заказчиком, на его лицевой счет со своего лицевого счета исполнитель должен внести денежное гарантийное обеспечение, которое обычно составляет примерно от 1 до10% от общей суммы контракта.
- Далее заказчик рассматривает все полученные заявки (их первые анонимные титульные части) и принимает решение о том, кто может быть допущен к проведению аукциона или торгов. В принципе здесь содержится некоторый субъективизм того, кого именно выберет заказчик, что составляет некоторые риски не допуска к торгам каких-либо участников. Однако надо сказать — анонимность первой части заявки частично страхует от такого избирательного подхода со стороны заказчика.
- После того, как заказчиком отобраны предварительно основные участники торгов, он назначает дату и время проведения аукциона. В момент начала аукциона все участники выставляют свои цены, конкурируя друг с другом. Аукционные торги на понижение цены идут обычно с интервалом в 10-15 минут, и ценовым шагом обычно является либо конкретно указанная величина, например, через каждые 20 000 рублей, либо выражение в процентном отношении (встречается менее часто). Победителем считается тот, кто предложит самую низкую цену во время торгов.
- После того, как определен победитель аукциона, заказчик рассматривает вторую часть аукционной заявки, где указаны точные данные выигравшего исполнителя заказа.
Завершающий этап – подписание контракта
На завершающем этапе госзакупки аукционы, которые проведены в электронной системе, содержат следующие необходимые стандартные процедуры:
- После победы и до подписания контракта заказчик должен в установленный срок предоставить банковскую гарантию (БГ) на электронную площадку. БГ гарантирует, что исполнитель контракта выполнит все условия контракта. Банковская гарантия выдается на сумму в тридцать процентов от начальной цены контракта. Банк, как правило, за эту услугу взимает вознаграждение в виде процента (от 2 до 4%) от суммы обеспечения (от 30% начальной цены контракта).
- После этого необходимо с помощью электронной подписи подписать контракт, направленный заказчиком. Далее этот контракт таким же образом визирует заказчик своей электронной подписью. С этого момента контракт является заключенным и имеет юридическую силу. Подписи каких-либо аналогов контракта в бумажном варианте не требуется.
Заключение
Государственные закупки, электронный аукцион которых состоялся, можно оспорить в ФАС, в течение оговоренного законодательством срока. Апелляцию может подать как заказчик, так и исполнитель. В общей практике наиболее часто встречающимися прецедентами таких апелляций являются необоснованные отклонения заказчиком заявок по причине, например, нарушения пунктуации или орфографии составленной заявки или менее точном описании товара или услуги.
— Разгрузит мастера, специалиста или компанию;
— Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой;
— Разошлет оповещения о новых услугах или акциях;
— Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет;
— Позволит записываться на групповые и персональные посещения;
— Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам;
— Включает в себя сервис чаевых.
Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе
Как правило, в таких случаях ФАС рассматривает решения в пользу исполнителей (т.е. предпринимателей). Но, тем менее, чтобы выиграть аукцион на госзакупках, необходимо тщательно подходить к составлению заявок, руководствуясь требованиями заказчика, т.е. клиента.