Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления

Муниципальные торги

Экономика большого города, района или даже небольшого муниципального образования не может эффективно работать без управления со стороны местных органов власти. Однако такое управление в современном понимании не является административным, как это было совсем недавно в бывшем СССР. Такое управление осуществляется через ряд рыночных инструментов, одним из которых является проведение муниципальных конкурсов, торгов, аукционов и тендеров.

В этой статье будет рассказано о том, что такое муниципальные торги, зачем и для чего они проводятся, на каких принципах и технологиях построено их существование и функционирование.

Муниципальные аукционы и торги — для чего они нужны

Не будет большим открытием если сказать, что эффективность любой социальной и экономической системы, будь то целая страна, муниципальный район, город или отдельная фирма, определяется уровнем конкуренции. Чем выше такой уровень, тем больше стимулов к развитию бизнеса, эффективность использования финансовых, природных и прочих ресурсов.

В данном случае, говоря о муниципалитетах, то через инструмент такой конкуренции, выигрыш получает не только муниципальный бюджет, но и каждый отдельно живущий в нем человек. Основная цель проводимых муниципальных конкурсов,  торги на муниципальные нужды  и госзакупки, состоит в том, чтобы обеспечить:

Статистика по муниципальным аукционам и торгам
Статистика по муниципальным аукционам и торгам
  • торги, конкурсы муниципальные — это  эффективное и рациональное использование муниципальных ресурсов в виде имущества, жилых и нежилых объектов недвижимости (см. Торги муниципальной недвижимостью), земельных участков
  • привлечение в муниципальный бюджет дополнительных средств для использования их по целевому назначению;
  • выбор покупателя (победителя), гарантирующего выполнение заданных требований, например, архитектурно — градостроительного, инженерного и других условий освоения земельного участка. А также получение дополнительного дохода от участника, предложившего максимальную цену — при проведении торгов (аукционов, конкурсов) за муниципальное имущество, в том числе и на приобретение земельного участка или права его аренды.
  • устранение фактора коррупционных сделок при заключении контрактов на поставку товаров или услуг для муниципальных нужд.
Система муниципальных торгов
Система муниципальных торгов

Кроме этих основных задач, муниципальные конкурсы и торги  выполняют и такую важную для местной экономики  функцию, как обеспечение стабильного рынка сбыта товаров и услуг для многих малых и средних предприятий региона. А это является фактором не только экономического развития, но и сохранения социальной стабильности, отсутствия безработицы в первую очередь.

Как организуются муниципальные конкурсные торги

Прежде чем говорить о том, как именно организуются муниципальные закупки и торги, нужно иметь представление — на какой правовой базе строится вся система муниципальных торгов. Весь порядок и ход по которому проводятся аукционы и торги муниципальные, регулируется, как общефедеральными законами, начиная с Конституции РФ (ст. 71) и ФЗ № 131 « Об общих принципах  организации местного самоуправления», так и специальными законами. Такими как, например, ФЗ № 44, ФЗ № 94 или ФЗ № 223.

Схема электронных торговых площадок для муниципальных торгов
Схема электронных торговых площадок для муниципальных торгов

На этой правовой базе строится весь порядок, согласно которому проводятся  все муниципальные торги, включая и те, что проводятся в электронной форме, на электронных торговых площадках. Кроме этого, законодательной базой определяются такие важные понятия, как виды муниципальных торгов, заказчик, исполнитель или участник торгов.

При проведении муниципальных торгов используются следующие форматы организации конкурсных мероприятий:

  1. Аукцион — состязательная форма торгов, при которой выигравшим (далее — победитель) признается лицо, предложившее наиболее высокую цену;
  2. Конкурс — состязательная форма торгов, при которой победителем признается лицо, предложившее лучшие условия приобретения имущества или земельного участка, или права аренды земли, в соответствии с критериями, опубликованными в информационном сообщении;
  3. Открытый аукцион — конкурс (аукцион), в котором могут участвовать любые лица;
  4. Закрытый конкурс (аукцион) — конкурс (аукцион), в котором участвуют приглашенные для этой цели лица;
  5. Электронный аукцион – это аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ (например, по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме). Это аукцион, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме на электронной площадке, где победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.

Что касается таких понятий, как заказчик, организатор торгов, то тут следует внести некоторые уточнения.

Заказчик по смыслу существующего законодательства — это юридическое лицо, в пользу которого проводятся торги. На практике, как правило, в муниципальных торгах выступают заказчиками многочисленные муниципальные бюджетные организации и предприятия, где собственником является муниципалитет.

Также заказчиком может выступать и сама администрация муниципального образования для обеспечения своих управленческих функций, например, поставка компьютерной техники или обслуживание программного обеспечения городской думы.

Что касается организатора торгов, то тут может быть два варианта. Либо организацию торгов берет на себя сам  муниципалитет (являясь в то же время и заказчиком), либо он может передоверить проведение торгов сторонней организации, как это практикуется при использовании электронных аукционов.

Но в любом случае муниципалитет, и как заказчик и как организатор торгов:

  • определяет форму проведения торгов;
  • определяет размер, срок внесения задатка и порядок платежей;
  • подготавливает по каждому предмету торгов информационный пакет, который должен содержать следующие сведения: дата, время, место, форма и порядок проведения торгов;
  • предмет торгов;
  • заключение комиссии по земельным ресурсам и землеустройству, муниципальным объектам недвижимости о характеристиках объекта недвижимости, земельного участка (кадастровый номер земельного участка, местонахождение (адрес), площадь, ставка земельного налога или арендной платы за землю (сведения о земельном участке);
Торги муниципальными земельными участками
Торги муниципальными земельными участками
  • описание градостроительных регламентов;
  • условия, предъявляемые к исполнителю или поставщику, например, по строительству объекта по муниципальному заказу- срок строительства, условия подключения к инженерным коммуникациям, условия выполнения работ;
  • начальная цена предмета торгов;
  • размер задатка, сроки и порядок его внесения и возврата участникам торгов, расчетные счета для перечисления задатка и платежей за приобретение или права на заключение договоров и контрактов
  • условия обеспечения поступления платежей в случае приобретения права на заключение договора аренды в рассрочку;
  • проект договора или муниципального контракта, включающий график платежей, если договором предусмотрена рассрочка платежей;
  • условия конкурса и критерии определения победителя конкурса
  • способ уведомления об итогах торгов;
  • срок для заключения договора купли-продажи или аренды муниципального имущества.

Что продается и покупается на муниципальных торгах

Российским законодательством, определяющим порядок и состав муниципальных торгов, не конкретизируется, что именно могут выставлять на торги муниципалитеты или что именно они могут покупать на аукционах.

Исходя из существующей практики, основными объектами и правами на них,  которые приобретают или продают на торгах муниципалитеты, являются следующие материальные и нематериальные активы:

  1. Ценные бумаги — включая и муниципальные облигации, выпущенные самим муниципалитетом
  2. Здания, помещения
  3. Имущественные и земельные отношения (аренда, бессрочное право использования)
Муниципальные торги – движимое имущество
Муниципальные торги – движимое имущество
  1. Движимое имущество
  2. Размещение нестационарных торговых объектов
  3. Имущественные комплексы, включая оборудование, принадлежащее муниципальным предприятиям
  4. Установка и эксплуатация рекламных конструкций
  5. Земельные участки
Муниципальные торги - земельные участки
Муниципальные торги — земельные участки
  1. Имущество, планируемое для реализации, включая и то, что перешло в собственность по решению суда (например, имущество должников и банкротов)
  2. Развитие застроенных территорий
  3. нематериальные активы, например, права использования в торговых марках коммерческих фирм названий городов, поселений и прочих атрибутов, имеющих публичный характер (городские гербы, знаки и т.п.).

Как видно из приведенного списка, муниципалитеты могут предложить на торги немало активов, которые могут быть использованы, как для развития коммерческих проектов, так и использования для личных нужд (приватизация муниципальных квартир или покупка с торгов земельного участка для индивидуального строительства).

Как проводятся муниципальные торги

Порядок проведения торгов в большинстве муниципалитетов России имеет стандартный вид, и общий алгоритм проведения торгов и аукционов на муниципальном уровне может выглядеть следующим образом:

  1. Публичное извещение о проведении торгов. Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации включая и сайт муниципального образования, определенных органом местного самоуправления не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:
Извещение о муниципальных торгах
Извещение о муниципальных торгах
  • форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;
  • срок принятия решения об отказе в проведении торгов;
  • предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные данные, позволяющие индивидуализировать земельный участок.
  • наименование органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
  • наименование организатора торгов;
  • начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы (права аренды), «шаг аукциона», размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;
  • форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;
  • условия конкурса;
  • место, дата, время и порядок определения победителей торгов;
  • место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торов;
  • срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка;
Извещение о проведении аукциона
Извещение о проведении аукциона
  • проект договора купли-продажи или аренды;
  • сведения о сроке уплаты стоимости, если имущество продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если имущество продается в рассрочку.
  1. 2. Решение об отказе в проведении торгов может быть принято организатором торгов в сроки, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации, о чем он извещает участников торгов не позднее 5 дней со дня принятия данного решения, и возвращает в 3-дневный срок внесенные ими задатки.

Последствия отказа от проведения торгов определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

  1. Извещение об отказе в проведении торгов публикуется не позднее 5 дней со дня принятия решения об отказе в проведении торгов в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов.
Заявка на участие в аукционе
Заявка на участие в аукционе
  1. аукцион или торги начинаются с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены имущества или начального размера арендной платы (размера права аренды), «шага аукциона» и порядка проведения аукциона.
  2. «Шаг аукциона» устанавливается в размере от 1 до 5 процентов начальной цены имущества или начального размера арендной платы (размера права аренды) и не изменяется в течение всего аукциона;
Аукцион
Аукцион
  1. 6. участникам аукциона выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом начальной цены или начального размера арендной платы (размера права аренды) в случае, если готовы купить имущество или заключить договор аренды в соответствии с этой ценой или размером арендной платы (размером права аренды);
  2. каждую последующую цену или размер арендной платы (размер права аренды) аукционист назначает путем увеличения текущей цены или размера арендной платы (размера права аренды) на «шаг аукциона». После объявления очередной цены или размера арендной платы (размера права аренды) аукционист называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет и указывает на этого участника аукциона. Затем аукционист объявляет следующую цену или размер арендной платы (размер права аренды) в соответствии с «шагом аукциона»;
  3. при отсутствии участников аукциона, готовых купить имущество или заключить договор аренды в соответствии с названной аукционистом ценой или размером арендной платы (размером права аренды), аукционист повторяет эту цену или размер арендной платы (размер права аренды) три раза.

Если после трехкратного объявления очередной цены или размера арендной платы (размера права аренды) ни один из участников аукциона не поднял билет, аукцион завершается. Победителем аукциона признается тот участник аукциона, номер билета которого был назван аукционистом последним.

  1. 9. по завершении аукциона аукционист объявляет о продаже имущества или права на заключение договора его аренды, называет цену проданного актива или размер арендной платы (размер права аренды) и номер билета победителя аукциона.
Муниципальные торги
Муниципальные торги
  1. Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов. В протоколе указываются:
  • регистрационный номер предмета торгов;
  • данные о государственной регистрации прав на имущество (кадастровый паспорт, свидетельство о собственности, ПТС автомобильного транспорта и т.п.);
  • предложения и отзывы участников торгов;
  • имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина);
  • цена приобретаемого в собственность имущества или размер арендной платы (размер права аренды);
  • срок уплаты стоимости, если имущество продается в кредит (с отсрочкой платежа);
  • порядок, сроки и размеры платежей, если имущество продается в рассрочку (график платежей).
Подписание протокола
Подписание протокола
  1. Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды муниципального имущества. Договор подлежит заключению в срок не позднее 5 дней со дня подписания протокола.
Протокол муниципальных торгов
Протокол муниципальных торгов
  1. Внесенный победителем торгов задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность имущества или в счет арендной платы. Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить задаток участникам торгов, которые не выиграли их.
  2. 13. Информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи или аренды имущества.

Таким образом, порядок проведения муниципальных торгов имеет довольно четкую форму, что позволяет принять в нем участие, даже мало подготовленным участникам.

Добавить в закладки