Торги на муниципальную собственность
Муниципальные образования, которые представлены в виде больших и малых городов, сельских районов и поселений, кроме того, что являются органами управления, обладают довольно существенными полномочиями в области управления имуществом. Одной из форм управления муниципальным имуществом, которое может составлять значительные материальные активы, является продажа части имущества, принадлежащего муниципалитету на специальных торгах, что дает возможность принять участие в них практически любому.
В этой статье будет рассказано о том, что такое торги муниципальным имуществом, как они проводятся, и что нужно для того, чтобы принять в них участие.
Содержание статьи
- Для чего проводятся публичные торги муниципальной собственности
- Что можно приобрести и что выставляется на торги муниципальной собственностью
- В каких формах проводятся торги с муниципальной собственностью
- Как проводятся торги муниципальной собственности
- Что нужно для того, чтобы быть включенным в торги по муниципальной собственности
- В заключение
Для чего проводятся публичные торги муниципальной собственности
Основной смысл проведения торгов муниципальным имуществом состоит в том, чтобы повысить эффективную отдачу от активов, находящихся в распоряжении городов и поселков.
Но кроме задачи пополнения бюджета в виде продажи муниципальных зданий, сооружений или земельных участков, проведение открытых торгов преследует и другую не менее важную цель.
Эта цель — за счет прозрачности процедуры проведения торгов снизить возможность заключения коррупционных сделок, а также создать конкурентные условия торгов. Кроме этого, задача торгов муниципальным имуществом отчасти состоит в том, чтобы дать возможность местным предпринимателям получить на торгах и аукционах муниципальным имуществом доступ к активам по приемлемым ценам, достаточные для того, чтобы начать свое дело и таким образом повысить роль частного предпринимательства в местной экономике (занятость, налоги, социальные задачи).
Что можно приобрести и что выставляется на торги муниципальной собственностью
В существующем российском законодательстве пока нет конкретного указания на то, какое именно имущество может быть выставлено на торги муниципалитетами. В общем смысле, муниципалитет может продавать любые активы, находящиеся в его собственности.
Как правило, это могут быть:
- объекты недвижимости, включая как различные жилые помещения, так и социальные объекты (например, бывшие школы, больницы и т.п.)
- земля и земельные участки, входящие в территориальные границы муниципального образования. Причем, это могут быть не только земли поселений, но и земельные участки, подпадающие в категорию земель сельхозназначения, природных объектов, лесные участки и даже некоторые водные объекты и водоохранная прилегающая территория.
- имущество, принадлежащее муниципалитету на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обычно под этим подразумевается имущество муниципальных предприятий и других подобных учреждений, где муниципалитет имеет основную долю собственности или капитала (является учредителем или главным акционером). Например, это могут быть техника или имущество, принадлежащее муниципальным предприятиям торговли и обслуживания.
- права на пользование каким — либо имуществом. В частности, на торги могут быть выставлены права на аренду земельного участка или помещение под магазин.
- права на пользование объектами интеллектуальной собственности, принадлежащее муниципалитету. Это может быть, например, использование в торговых марках коммерческих предприятий названий городов, поселков, или использование в рекламных целях герба города и подобных исторических артефактов.
- нередки случаи, когда на муниципальные торги может выставляться имущество, принадлежащее государственным (федеральным) или региональным органам власти (субъектам федерации). Например, может быть продано с муниципальных торгов имущество военных городков, которое было передано в ведение муниципалитета. Это и жилые здания, и элементы инженерной инфраструктуры. Также могут быть переданы в собственность муниципалитетов участки дорог, мосты для последующего размещения их на конкурсных торгах.
Кроме этих основных типов имущества, которое может быть продано на муниципальных торгах, также имеются специальные торги и объекты муниципальной собственности. Наиболее интересным большинству граждан и предпринимателей является момент, связанный с приватизацией муниципального жилья и других объектов.
При заключении договоров в рамках приватизации государственного или муниципального имущества, в том числе в электронной форме, применяется Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». А также некоторые нормы постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 «Об утверждении Положения об организации и проведении продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества в электронной форме».
Также не менее интересной является продажа муниципалитетами имущества, которое перешло к ним от лиц признанных судом банкротами. Это может быть не только имущество квартирантов – неплательщиков, но и имущество коммерческих компаний.
В этом случае при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе – в электронной форме, используется Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В каких формах проводятся торги с муниципальной собственностью
Многочисленными нормативными актами и законами имеется перечень форм и методов реализации муниципального имущества через конкурсные торги. Эти торги могут проводиться, как в обычной форме открытых мероприятий, так и через специальные электронные торговые или аукционные площадки.
В независимости от технических аспектов того, как проходят торги муниципальной собственности, при проведении торгов муниципальным имуществом существуют следующие типы сделок, применяемых в российской практике:
- аукцион и конкурс (торги на повышение);
- продажа посредством публичного предложения (торги сначала на понижение, затем возможно на повышение);
- специализированный аукцион;
- торги без объявления цены (цена формируется участниками в ходе торгов).
В какой бы форме не проходили аукционы или торги муниципальным имуществом, весь ход и порядок торгов регламентируется приказом от 10.02.2010 № 67 Федеральной антимонопольной службы, который утвердил «Порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав на государственное и муниципальное имущество». Этот документ регламентирует классическую «молоточную» форму проведения аукциона и конкурса.
При этом все требования Федеральной антимонопольной службы могут быть реализованы в электронной форме. В том числе:
- размещение извещения о торгах, включая взаимодействие с сайтом www.torgi.gov. ru
- размещение конкурсной (аукционной) документации, ее разъяснение;
- подача (прием) заявок;
- проведение аукциона;
- размещение протоколов.
Как видно из сказанного, любой участник может выбрать для себя два варианта участия в торгах, и стоит заметить, что участие в электронной форме торгов становится все более востребованным.
Как проводятся торги муниципальной собственности
Как уже было замечено выше, порядок торгов муниципальной собственности установлен правилами Федеральной антимонопольной службы (приказ от 10 февраля 2010 года № 67). Это и «Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения в отношении государственного и муниципального имущества».
Чтобы было понятно, как происходит на практике покупка муниципальной собственности на торгах, приведем ниже всю последовательность того, как начинаются муниципальные торги имуществом, и как они заканчиваются.
- в первую очередь муниципалитет, вернее сказать, его законодательный орган (городская дума, поселковый совет) принимает своими законодательными постановлениями ряд важных документов. Это план — график продажи или приватизации муниципального имущества на текущий год, с обязательным указанием того, какое имущество, когда и где будет выставлено на торги.
Также принимается Регламент или Положение о конкурсной комиссии, в чьи полномочия будет входить организация и проведение муниципальных торгов. Здесь необходимо особо отметить, что в некоторых случаях муниципалитеты делегируют полномочия на торги на муниципальную собственность сторонним организациям — аукционам или торговым площадкам.
Особенно это касается небольших муниципалитетов, которые не в состоянии провести торги самостоятельно и поэтому им выгоднее воспользоваться услугами сторонних организаторов торгов, чем самим этим заниматься.
Вся эта информация является открытой и должна быть опубликована, как в местных СМИ, так и через интернет – ресурсы, включая и интернет сайт самого муниципального образования (официальный сайт города или поселка).
- После того, как утвержден план — график и назначена комиссия по торгам, специальным решением законодательного местного органа власти, принимается извещение (постановление) о проведении торгов, согласно ранее утвержденному план — графику. На основе этого решения определяется, какое имущество выставляется на муниципальные торги, место и дата их проведения, порядок приема заявок, а также требования к участникам торгов.
В статье 171 «Закона о защите конкуренции» имеется часть 51, согласно которой извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Извещение о проведении аукциона размещается не менее, чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.
- следующим шагом, который должна сделать местная администрация в виде ее конкурсной комиссии – это опубликовать всю конкурсную документацию по тому, какой объект продается, его техническое состояние, какая будет процедура ознакомления с объектом, кто и как проводит аудит или оценку объекта. Т.е. конкурсная документация должна содержать всю важную информацию, которая нужна для участника торгов, чтобы принять решение о своем участии или неучастии.
- Прием заявок. После того, как информация о проведении торгов размещена в СМИ, конкурсная комиссия начинает прием заявок от участников. Здесь нужно отметить два важных момента. Во – первых, заявку можно подать непосредственно в саму комиссию (в извещении о торгах указывается адрес, куда подаются заявки). Тогда заявка участника регистрируется в специальном журнале приема заявок на участие в торгах и заявке участника присваивается номер, под которым она будет и дальше проходить во время проведения уже самой процедуры конкурса или торгов.
Также заявку можно оформить на электронном ресурсе проведения торгов, что требует, конечно, некоторой подготовки каждого участника, так как обычно при заполнении заявки, кроме общих данных, требуется внесение различных данных — с реестров юридических лиц, ИНН, номера счетов, лицензии, сертификаты и прочее. Поэтому, прежде чем заполнять заявку в электронной форме, нужно тщательно подобрать все документы.
- Как только заявка на участие принята, с этой минуты участник ждет начала аукциона. Если заявка не принята у участника с первого раза, то у него есть время, чтобы исправить все недочеты. Это можно выполнить до самого начала проведения торгов. Если все же заявка отклонена, то при ее отклонении, конкурсной комиссией должен быть приложен мотивированный отказ — по каким основаниям заявка не прошла регистрацию.
- Следующим этапом по участию в конкурсе, является внесение задатка. При проведении аукциона на продажу, его организатор устанавливает задаток в размере 10 процентов от начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного имущества.
Задаток вносится, либо через банковский счет, либо методом, указанным в извещении о проведении торгов. Здесь надо иметь в виду, что задаток в любом случае будет возвращен всем участникам, кроме тех, кто выиграл конкурс. В этом случае задаток пойдет в счет заключаемого контракта с победителем.
- перед началом торгов, особенно тех, что связаны с недвижимым имуществом, каждый участник имеет право ознакомиться не только с документацией, касающейся объекта недвижимости, но и посмотреть фактически его состояние на месте. Т.е. кроме фотографий на сайте у претендента на конкурс должна быть возможность увидеть в реальности то, что ему предлагается на муниципальных торгах. Все это входит в обязанности организатора торгов или конкурсной комиссии.
- В назначенные день и час проведения торгов, осуществляется регистрация всех заявленных участников, и начинаются сами торги. Обычно торги проводятся в режиме последовательного повышения или снижения цены продаваемого имущества через определенный ценовой интервал (шаг аукциона), пока не будет найден покупатель имущества. Если же покупателя не нашлось или на торги пришел только один участник, то такие торги признаются не состоявшимися и проводятся либо повторно, либо аннулируются полностью.
Во многом все это касается и электронных торгов. Если же торги на муниципальную собственность состоялись и определен победитель, то непосредственно сразу после торгов (не дольше чем три дня) подписывается протокол проведения торгов. Этот протокол является основанием (правовым) для того, чтобы потом можно было заключить по всей форме договор купли — продажи реализованного на торгах муниципального имущества.
- После подписания протокола он подлежит обязательной публикации вместе с постановлением конкурсной комиссии, отчетом, а также публикуются все результаты торгов муниципальной собственности.
Несоблюдение организатором торгов, конкурсной или аукционной комиссией положений Правил, содержит признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет при проведении торгов на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Обжалование возможно лицами, подавшими заявку на участие в торгах, а также лицами, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. Это могут быть нарушения, установленного нормативными правовыми актами, порядка размещения информации о проведении торгов, а также порядка подачи заявок на участие в торгах.
Обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.
Что нужно для того, чтобы быть включенным в торги по муниципальной собственности
Мотивом стать участником торгов, где продается муниципальное имущество, может быть у каждого человека множество.
Кому — то хочется приобрести себе жилье по программе приватизации. Кто — то хочет открыть свое дело и у него есть шанс по случаю на торгах приобрести автотехнику, разорившегося муниципального предприятия. А кто- то имеет большое желание купить землю, чтобы построить там свой новый дом.
Для того, чтобы стать полноправным участником муниципальных торгов имуществом, нужно:
- во — первых, тщательно изучать нормативную базу, касающуюся вопросов торгов имуществом, объектами недвижимости или земельными участками. Торги хоть и проходят по единому стандарту, но при торгах различными категориями имущественных объектов есть свои правовые нюансы, что, в частности, выражается в конкурсной документации, также крайне необходимо знать при заполнении заявки на участие.
- во – вторых, после того, как определена возможность участия в торгах, нужно ознакомиться с графиком торгов конкретного муниципального образования с тем, чтобы знать, к какому времени подготовить нужные документы и спланировать свои финансовые возможности.
Всю эту информацию можно получить, зайдя на сайт муниципалитета или на многочисленные электронные ресурсы, связанные с муниципальными или государственными торгами.
- как только вышло извещение по интересующим торгам, можно подавать заявку на участие и внести задаток. Причем, лучше сначала внести задаток на счет, а потом оригинал или копию платежного поручения банка или выписку со счета, предоставить вместе с заявкой, или требуемыми для участия в торгах документами.
- Подав заявку, которая прошла регистрацию, с этого момента можно считать себя участником торгов и ждать их начала.
- Если продается недвижимость на торгах, то имеет смысл ознакомиться со всеми документами по объекту (кадастровый паспорт, план межевания, технические документы, проверить на юридическую чистоту и т.п.). Все это должна предоставить участнику конкурсная комиссия.
Как только пройдены все этапы, можно считать себя полностью готовым к проведению муниципальных торгов имущества.
В заключение
Остается отметить, что практика проведения торгов муниципальным имуществом доказала, что наиболее эффективным способом являются именно электронные торги, так как исключается во многом человеческий фактор, что часто имеет место при проведении торгов стандартным публичным способом.