Проведение торгов муниципального имущества
Рыночная экономика, несомненно, самая эффективная система экономических отношений между людьми, коммерческими компаниями и государством. По крайней мере, она дает возможность любому осуществить свое право выбора — что покупать на рынке, когда покупать, где и по какой цене.
Однако как нет ничего совершенного, так и нет и совершенного рынка, который, как говорил Адам Смит, должен самостоятельно регулироваться «невидимой рукой рынка».
Регулирование рынка осуществляется разными методами и одним из самых распространенных в нашей российской действительности является государственное регулирование. Это регулирование представляет собой не только нормы законодательства, многочисленные органы контроля и надзора, но и через участие самого государства в экономических отношениях.
Одной из форм такого участия является создание конкурентной среды на определенных типах рынков. В частности, таким высокоэффективным методом является система конкурсных торгов, тендеров и аукционов, где государство на конкурсной основе дает возможность заключить контракт на поставку продукции, товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд.
Кроме этого, любой, желающий имеет возможность через такие государственные или муниципальные аукционы приобретать движимое или недвижимое имущество, как для личного потребления, так и для создания собственного бизнеса.
В чем состоит преимущество таких конкурсов и муниципальных торгов, кроме того, что там можно по довольно низким ценам купить или взять в аренду квартиры, земельные участки или торговое оборудование для магазина (см. Что такое аукционы по продаже недвижимости).
Одним из преимуществ таких конкурсных муниципальных торгов является то, что участие в них и порядок определения победителя четко оговорены, как в законодательном порядке, так и через регламент таких торгов. Т.е. как бы исключается влияние человеческого фактора, который может повлиять прямо или косвенно на ход и результаты таких торгов.
Также конкурные торги, особенно те, что проводятся в электронной форме, позволяют намного снизить объем бумажного документооборота и сокращение самой процедуры конкурса, что намного облегчает работу, как организаторам торгов, так и его участникам.
Сюда также следует добавить, что муниципальные торги позволяют получить дополнительные опции:
- многие муниципальные торги происходят в реальном времени через Интернет. Например, представителям компаний-поставщиков больше нет необходимости куда-либо выезжать, чтобы присутствовать на торгах и подавать ставки
- расширение географии участников;
- информационная открытость процедур
- минимизация расходов, связанных с проведением (участием) торгов;
- выявление рыночных цен в ходе открытой ценовой конкуренции;
- оперативность в обеспечении необходимыми товарами и услугами;
- расширение рынка потенциальных покупателей (поставщиков);
- повышение точности в прогнозировании расходования средств на закупку товаров или услуг
Кроме этого, конкурсные муниципальные торги дают возможность тем, кто владеет правами на аренду имущества (например, помещения под магазин или земельный участок), узаконить свое право на него, путем использования права преимущественного выкупа, которое может быть реализовано через систему таких конкурсных торгов.
В этой статье будет рассказано о том, какие муниципальные торги существуют, будут описаны основные их типы, о том, какой существует порядок проведения торгов для муниципальных образований, правила проведения таких торгов и что нужно для того, чтобы принять в них участие.
Содержание статьи
Какие типы муниципальных торгов существуют
В современном российском законодательстве, которое посвящено порядку проведения муниципальных (государственных) торгов, определено три основные формы проведения муниципальных торгов, проведения конкурсных процедур муниципальных закупок, заключения контрактов и продажи муниципального имущества:
- аукцион — это форма проведения конкурсных торгов, когда победителем становится участник, предложивший самую лучшую цену (как самую высокую, так и самую низкую). Например, при проведении конкурсной продажи муниципального магазина, победителем станет участник, давший за него самую высокую цену из всех тех, что предлагали другие претенденты. И, наоборот, при проведении аукциона на участие в контракте на поставку для муниципальных нужд, например, пиломатериалы, то победителем станет, естественно, тот, кто предложит минимальную цену такой поставки.
- конкурс. На конкурсе, также как и на аукционе, определяются условия победы участников. Однако в отличие от аукциона, параметрами участия и получения выигрыша по муниципальному заказу, могут быть не только цена, но и некоторые дополнительные условия. Например, на поставку оборудования для муниципальных котельных и его установки требуется предложить не только оптимальную цену, но и иметь опыт в работе с таким оборудованием и даже наличие лицензии на его эксплуатацию.
- запрос котировок (все торги на понижение). Этот тип конкурсных процедур во многом похож на предыдущий. Но только в данном случае сами торги на конкурсе не проводятся, а организатор торгов выбирает из всех поданных заявок те, цена которых имеет самый оптимальный вариант.
Кроме этих стандартных форм проведения муниципальных торгов существуют и специфические конкурсные процедуры, например, при приватизации. В этом случае специально оговаривается, как и состав участников, так и регламент проведения таких торгов.
Несколько слов также следует сказать и о том, какими правилами и законами определяется порядок и форма процедуры проведения муниципальных торгов. Здесь существует большая законодательная база, которая регламентирует, как общий порядок проведения государственных и муниципальных торгов, так и некоторые отдельные сегменты экономических отношений.
Например, если речь идет о покупке или приватизации земельного участка, то в первую очередь следует обратить внимание на такой закон, как Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 №808 . Это постановление прямо обязывает муниципалитет определять начальную стоимость участка или начальный размер арендной платы на основании отчета независимого оценщика.
Также положение о проведении торгов муниципального имущества разрабатывается и утверждается местными законодательными органами власти. Это Городские советы, Думы и т.п.
Если говорить об электронных муниципальных торгах или аукционах, то в первую очередь следует внимательно изучать такие нормативные документы, которые прямо определяют порядок проведения торгов муниципальных образований. Это 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также другие нормативные документы, например, постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.
Здесь четко фиксируются моменты, касающиеся того, что участники торгов должны иметь доступ на электронные торговые площадки, иметь ЭЦП (электронную цифровую подпись). Законодательством также прописывается, какие дополнительные условия может выдвинуть государственный или муниципальный заказчик.
В некоторых случаях бывает так, что на муниципальных торгах продается имущество компаний банкротов (имеется в виду муниципальных — всяких МУП и прочее). В этом случае следует руководствоваться нормами и порядком проведения торгов, которые регламентируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).
Кто имеет право на участие в муниципальных торгах и аукционах
В общем порядке в федеральном законодательстве, не существует каких — то специальных или особых требований к участникам муниципальных торгов, и о том, как осуществляется проведение муниципальных торгов. Тем не менее, имеются определенные требования к тем, кто решил участвовать в подобных торгах или аукционах.
Такими требованиями, в частности, являются:
- наличие у участника торгов правоспособности. Т.е., если говорить о частном лице, то у него должен быть действующий паспорт гражданина РФ. У юридического лица — свидетельство о регистрации, в том числе и свидетельство о регистрации ИП (индивидуального предпринимателя).
- у участника торгов не должно быть задолженности по налогам и прочим обязательствам перед государственными, региональными или муниципальными бюджетами.
- если участником торгов является юридическое лицо, то у его руководителя не должно быть непогашенной судимости по экономическим преступлениям.
- у участника торгов должно быть наличие необходимых финансовых средств для выполнения условий покупки имущества на аукционе, для чего обычно в качестве гарантии предоставляется задаток, который не может быть больше, чем 10% от стоимости выставленного на торги имущества.
Кроме этого, имеются и специфические требования. Например, при выставлении на муниципальные торги муниципальной земли или недвижимости, то участник не может быть нерезидентом РФ или это не может быть компания, которая зарегистрирована за пределами страны, включая и офшорные компании.
Где можно узнать о муниципальных торгах и аукционах
Сфера муниципальных торгов и аукционов изначально определяется как публичная, а это значит, что вся информация о начале торгов, условия их проведения, о том какое имущество выставляется на продажу, подлежит обязательной публикации в открытых источниках информации.
К таким источникам, где имеется информация о проведении торгов муниципального имущества, относятся:
- Сайты местных органов власти и местного самоуправления
- специализированные информационные ресурсы, имеющие федеральный статус. Например, известна такая информационная платформа по торгам, куда включена вся информация, касающаяся проведения, как государственных, так и муниципальных торгов на всей территории страны.
- различные сайты коммерческих и некоммерческих организаций прямо или косвенно заинтересованные в распространении информации о муниципальных торгах и аукционах.
Такая информация о том, какой порядок проведения муниципальных торгов осуществляется, должна включать в себя определенные сведения, обязательные к отрытой публикации.
Это, например:
- время и место проведения торгов
- время и место подачи заявок на участие в торгах
- условия проведения торгов, состав и полномочия Конкурсной комиссии. Иногда муниципальное казенное учреждение может быть как центр проведения торгов, например, Управление города по имущественной политике.
- форма подачи заявки. Здесь нужно отметить, что многие муниципалитеты на своих сайтах предоставляют форму такого заявления, которое можно тут же на сайте заполнить или распечатать и выслать в адрес конкурсной комиссии по почте (заказным письмом с уведомлением).
- условия и сроки заключения контрактов по итогам конкурсов и торгов, процедура проведения торгов муниципального имущества
- другие нормативные требования к тем, кто желает участвовать в муниципальных торгах или конкурсах.
Также не плохим источником информации по конкурсным торгам могут служить отраслевые информационные ресурсы. Это, например, сайты Росимущества, или Службы судебных приставов, где размещается информация о торгах по реализации конфискованного имущества физических и юридических лиц, признанных судами банкротами.
Порядок проведения торгов муниципального имущества
В независимости от того, какие именно муниципальные торги проходят, в общем смысле, они имеют стандартный порядок. В общем виде схема проведения торгов муниципального имущества может иметь следующую форму.
Начать следует с того, за какой срок должен начаться сбор заявок. Обычно это 30 — ти дневной срок, начинающийся сразу же после публикации извещения о проведении торгов. Как только извещение о торгах опубликовано, можно сразу подать заявку в любой доступной форме (через электронный аукцион или письменно).
Заявка подается в адрес Конкурсной комиссии или организатора торгов, которыми не обязательно могут быть сами муниципалитеты, а специальные торговые площадки или аукционные дома, которые по поручению муниципалитетов и проводят аукционы.
За 10 дней до начала конкурса организатор торгов должен известить участников, у которых собрана не вся аукционная документация на проведение торгов муниципального имущества или имеются какие — то недочеты о том, что необходимо произвести корректировки в поданной документации.
В день начала аукциона или торгов всем участникам раздают номера или билеты для участия (на электронных площадках присваивается уникальный код).
После того, как объявлен старт аукциона, каждый участник под своим уникальным номером предлагает цену, повышая или уменьшая ее, согласно регламента торгов на определенный шаг цены. Как правило, этот шаг цены не должен составлять больше, чем 10% от заявленной начальной цены продаваемого актива или условий по контракту.
Как только цена достигла желаемого для муниципалитета уровня, объявляется победитель, и аукцион или конкурс считается законченным. Вся процедура проведения аукциона фиксируется в специальном протоколе, который подписывается конкурсной комиссией и победителем торгов.
Все остальные участники получают обратно внесенные в качестве залога денежные средства.
Что касается победителя, то тут порядок дальнейших действий следующий:
- после подписания протокола и его опубликования, с победителем заключается договор на продажу или аренду по выигранному имуществу или контракт на оказание муниципальных поставок или услуг.
- после подписания такого договора, победителю обычно необходимо перечислить на счет муниципалитета соответствующую сумму за имущество, или наоборот — получить от организатора торгов суммы для начала выполнения условий по контракту поставки или оказания услуг.
Здесь надо отметь, что условия таких договоров могут содержать множество дополнительных пунктов, касающихся конкретных условий отношений и между муниципалитетом и поставщиком услуг. В любом случае, эти условия не должны выходить на рамки общегражданского законодательства и, в частности — ГК РФ.
В заключение
Остается только добавить, что муниципальные торги признаны довольно эффективным инструментом, способным поддержать экономическую деятельность не только малых и средних предприятий. Но даже обычным людям предоставляется возможность приобрести недорогое жилье в собственность, или земельный участок для занятия фермерским хозяйством, или для индивидуального жилищного строительства.