Муниципальный контроль в области торговой деятельности
Немалое число обычных российских граждан, не говоря уже о тех, кто занимается (или только строит планы) небольшим бизнесом, в первую очередь интересует не политика, не то, как и где «космические корабли бороздят пространство», а вполне приземленные, бытовые вопросы. Как и где купить хорошие продукты питания, качественные и по разумным ценам, как и где, одеть детей к зиме.
Для предпринимателей — вопросы потребительского рынка и то, какие там существуют правила игры, не менее важны. Ведь, прежде чем открыть магазин, надо быть уверенным не только в том, что найдутся покупатели в достаточном количестве, но и в том, какой уровень конкуренции на рынке.
Какие существуют нормативы со стороны властей, определяющие, чем можно торговать, а чем нельзя, где можно взять в аренду помещение под магазин, по каким ценам и на какой срок и т.п. Все эти вопросы решаются в большинстве случаев на местном уровне, т.е. в пределах конкретного города, района, поселка или деревни.
В Российской Федерации существует довольно сложная и обширная система регулирования не только потребительского рынка, но и почти всей сферы экономики, связанной с производством, торговлей и предоставлением услуг. Правда, уже нет того кошмара времен СССР, когда из Москвы Госплан определял, сколько нужно продать курток, сапог и кастрюль в далеком дальневосточном поселке.
Сейчас все вопросы потребительского рынка решают на уровне саморегуляции рынка. Но по — прежнему высока доля регулятивных функций того, что, как и где должно продаваться, остается за государственными органами власти.
Многочисленные федеральные службы осуществляют свои функции путем проведения государственного контроля над соблюдением законодательства, проверки деятельности продавцов и производителей, приема граждан и принятия решений по их обращениям. Свои полномочия эти службы реализуют путем проведения проверок, выдачи предписаний, приостановки производства и реализации товаров, отправления материалов для отзыва лицензий, обращений в суд и возбуждения уголовных дел.
Помимо Роспотребнадзора, контроль над соблюдением прав потребителей также ведется отделом полиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и прокуратурой. Роспотребнадзор обладает очень широкими полномочиями, перечисленными в ст. 40 Закона «О защите прав потребителей». Но по — прежнему остается открытым вопрос — какими полномочиями обладают местные органы власти по контролю за сферой торговли, которые находятся в непосредственной близости к тому, что называется потребительским рынком, на котором работают местные предприниматели, и услугами которого, пользуются обычные граждане.
В этой статье будет рассказано о том, какая существует система контроля и регулирования потребительского рынка и, в частности, что такое муниципальный контроль в сфере торговли местными органами власти. О том, какими они полномочиями обладают в этой важной сфере и как можно использовать эту информацию, чтобы выстроить свою линию поведения, как покупателя, так и предпринимателя, по защите своих прав и определить для себя степень возможного участия в этом интересном секторе экономики.
Содержание статьи
Система контроля сферы торговли на муниципальном уровне власти
Чтобы у читателя сложилась полная картина того, какое место занимают муниципальные органы власти в деле организации и осуществлении контроля торговли, в каком виде существует муниципальный контроль в сфере торговли, необходимо в общих чертах представить всю систему контроля потребительского рынка в России.
Она состоит из трех элементов:
- Первый элемент — это уровень федерального управления. Здесь главную роль играет такое ведомство, как Роспотребнадзор, а также ФАС (Федеральная Антимонопольная служба) и многие другие ведомства, регулирующие специальные сферы торговли и оказания услуг.
Одним из важных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является отработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей в Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей.
Роспотребнадзор обладает очень широкими полномочиями, перечисленными в ст. 40 Закона «О защите прав потребителей», вот лишь основные из них:
- выдача предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и прекращений деятельности нарушителей;
- направление материалов для возбуждения уголовных дел в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы;
- дача официальных разъяснений о соответствии законодательству по защите прав потребителей;
- проведение отбора проб и образцов товаров, предназначенных для реализации;
- составление протоколов об административных правонарушениях.
- Вторым уровнем контроля потребительского рынка, является наличие различных некоммерческих организаций, так или иначе стоящих на защите покупателей и пользователей услуг.
В соответствии с Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным Законом «Об общественных объединениях», а также ст. 45 Закона «О защите прав потребителей», они имеют полномочия участвовать в таких мероприятиях как:
- разработке обязательных требований к товарам и проектов нормативных актов Российской Федерации в области защиты прав потребителей,
- проводить независимые экспертизы качества,
- проверять соблюдение правил обслуживания потребителей,
- направлять информацию для рассмотрения в органы местного самоуправления или исполнительной власти,
- проводить сравнительные исследования и направлять информацию, например, в комитет по управлению муниципальным имуществом о том, что торги по аренде имели нарушения.
- вносить в органы власти предложения о принятии мер по приостановлению производства и продажи товаров,
- обращаться в суды.
- Третий уровень — это полномочия и обязанности местных органов власти по защите прав потребителей и контроля сферы торговли.
На муниципальном уровне управление сферой муниципальной торговли и защита прав потребителей осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральным Законом N 242-ФЗ, Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг — Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ, и Постановлениями глав муниципальных образований.
Например, в городе Новосибирске муниципальное управление торговой сферой реализовано через «Положение о комитете мэрии по защите прав потребителей», утвержденное Постановлением Мэра от 25 марта 2008 г. Также действует административный регламент «Предоставления муниципальной услуги по рассмотрению обращений и жалоб граждан по вопросам защиты прав потребителей».
Он разработан в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и четко фиксирует рамки и сроки осуществления комитетом по защите прав потребителей своих функций. Теперь рассмотрим то, какие же непосредственные полномочия возложены на муниципалитеты и как они должны осуществлять управление сферой торговли в муниципальных образованиях, а также контроль торговой сферы поселений и осуществление защиты прав потребителей.
В эти полномочия и функциональные обязанности входят:
- работа с обращениями, жалобами граждан всего того, что касается качества продаваемых на местных рынках товаров и оказанию услуг. Реакция на такие жалобы у местных органов власти может быть в виде, либо обращения в органы прокуратуры, либо в территориальные подразделения Роспотребнадзора и другие федеральные службы. Самостоятельно муниципалитеты, конечно, не имеют права накладывать какие — то административные санкции, но участие в защите прав потребителей – это их прямая обязанность.
- меры законодательного регулирования и муниципальное управление торговлей. В частности, муниципалитеты могут вносить в федеральные (территориальные) органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг). Снятию с производства и изъятию (только в судебном порядке) из обращения товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
- муниципальный контроль в области торговли включает участие совместно с федеральными (территориальными) органами исполнительной власти в проверках предприятий и организаций города, независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Такие проверки могут быть осуществлены в следующих сферах деятельности: торговля (муниципальная и частная форма собственности), бытовое обслуживание и общественное питание, услуги транспорта, связи, финансовые услуги, медицинские услуги, образовательные услуги (кроме школ и дошкольных учреждений).
- оказание консультативной помощи по составлению претензий и исковых заявлений в суды в целях защиты прав потребителей;
Также существует и особый порядок, когда муниципальный контроль торговой деятельности осуществляется через право выдачи предписания о приостановлении (прекращения) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной или достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно.
В случае невыполнения хозяйствующим субъектом выданных предписаний, органы местного самоуправления по защите прав потребителей вправе обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей, либо о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.
На кого возложен контроль сферы торговли на муниципальном уровне
Как определено законодательством и принято в российской практике, непосредственно муниципальный контроль в торговле на территории конкретного муниципального поселения осуществляет структурное подразделение администрации города или поселка. Это департаменты, отделы, комитеты или комиссии.
На территории муниципальных образований в структуре органов исполнительной власти могут создаваться и специализированные подразделения, осуществляющие проведение единой политики в сфере торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности. В частности, на территории г. Хабаровска в соответствии с постановлением мэра города от 25.01.2002 г. № 82(3) был создан и функционирует «Комитет по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности г. Хабаровска».
В его функции, в частности, входят:
- разработка проектов нормативных актов и внесение предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности подведомственной отрасли;
- разработка предложений по совершенствованию системы государственного регулирования продовольственного рынка города;
- организация работ по обеспечению соблюдения законодательства в сфере торговли, контроля качества и безопасность товаров народного потребления, законодательства о защите прав потребителей;
- координация деятельности предприятий всех организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в области торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности;
- служб, обеспечивающих ветеринарный контроль на территории города;
- структурных подразделений администрации города по вопросам экономического развития, разработки программ и прогнозов, реализации политики в области торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности;
- обеспечению взаимодействия с городским центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, отделом по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и услуг и исполнения административного законодательства УООП УВД Хабаровского края и др.
Кроме этого, немаловажная роль по созданию и контролю соблюдения прав потребителей и регулированию сферы торговли в муниципальном образовании, лежит на местных законодательных органах -Городские Думы, поселковые комитеты и т.п.
На этом административные полномочия муниципалитетов ограничены. Для контроля рынка потребительских товаров и регулирования сферы торговли на территории муниципального образования, у местных исполнительных и законодательных органов власти имеются другие косвенные методы контроля и регулирования рынка.
К таким косвенным методам контроля и регулирования сферы торговли и мониторинга зашиты прав потребителя относятся:
- регулирование ценовой политики на товарном рынке, путем представления льготных условий аренды и приватизации муниципального имущества для предприятий торговли, особенно имеющих большую социальную значимость.
- предоставление гарантий по кредитам тем предприятиям торговли, которые обслуживают местные товарные рынки или выполняющие функции обеспечения продовольствием местных социальных учреждений.
- антимонопольное регулирование продовольственных и товарных рынков, не допуская захвата большей части рынка компаниями, которые могут потом устанавливать высокие цены и фактически стать монополистом.
- созданий условий, при которых на территорию будет привлекаться инвестиционный капитал, с помощью которого будет развиваться конкурентный рынок на территории муниципального образования.
- создание полноценной и эффективной системы муниципальных заказов, тендеров и аукционов, что не только позволит развить сферу торговли, но и пополнить местный бюджет дополнительными доходами. Например, это управление и организация муниципальных торгов имуществом, принадлежащего муниципальным предприятиям и учреждениям.
В заключение
Следует отметить, что кроме непосредственного контроля и регулирования местного рынка и торговли властями, в сегодняшнем информационном обществе все большую роль играют неформальные сообщества и объединения граждан, в том числе и через интернет. Благодаря этим социальным независимым объединениям граждан, местные органы власти получают больше объективной информации о состоянии дел в сфере торговли, и могут принять более эффективные и упреждающие меры.