Организация муниципальных торгов
Для большого количества малых и средних предприятий весьма важным является вопрос поиска клиентов и рынка сбыта своих товаров и предоставления услуг. Особенно этот вопрос волнует тех предпринимателей, которые находятся в небольших поселениях и городах. Поэтому для них возможность получить в качестве клиента, муниципальные органы власти, являются чуть ли не единственным шансом поддерживать и развивать свой небольшой бизнес.
В этот статье будет рассказано о том, как проводятся муниципальные торги, в чем состоит организация торгов муниципальной собственности, и что нужно для того, чтобы принять в них участие.
Содержание статьи
Для чего предназначена организация торгов муниципального имущества
Чтобы стать полноценным участником муниципальных торгов, нужно, как минимум, представлять, для чего они нужны и что является приоритетом при их проведении.
Как указано в нормативном документе, который прямо относится к организации и проведении торгов (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года №808), то такими целями являются:
- эффективное и рациональное использование имущественного комплекса муниципалитетов, куда относятся и муниципальное имущество (в том числе и муниципальных предприятий и учреждений), объекты недвижимости, земельные участки и различные элементы городской (муниципальной) инженерной инфраструктуры (тепловые сети, дороги коммуникации и т.п.) или организация торгов в муниципальных учреждениях.
- как способ привлечения в муниципальные бюджеты средств от продажи или сдачи в аренду имущества на торгах
- выбор покупателя (победителя), гарантирующего выполнение архитектурно — градостроительных, инженерных и других требований и условий эксплуатации объектов недвижимости, освоения земельного участка и предложившего максимальную цену — при проведении торгов (аукционов, конкурсов) на приобретение недвижимости или права ее аренды.
- создание условий конкуренции, способствующей развитию деловой или предпринимательской среды в каждом конкретном муниципальном образовании.
Кроме этого, одной из важных целей проведения муниципальных торгов является исключение коррупционной составляющей при заключении муниципальных контрактов и всех сделок, связанных с поставкой товаров или оказанием услуг для муниципалитетов. Открытость проведения торгов и конкурсов на муниципальном уровне значительно уменьшает возможность сговора при заключении фиктивных контрактов, что позволяет сэкономить немалые бюджетные средства за счет уменьшения коррупционных сделок, в том числе сюда входит и организация торговли на территории муниципального образования.
В каких формах проводятся муниципальные торги
В соответствии с имеющимся федеральным законодательством, прямо или косвенно затрагивающие вопросы проведения конкурсов, торгов или аукционов ( ФЗ № 94, ФЗ № 44, ФЗ № 223), то основными формами проведения муниципальных торгов или организация торговой площадки муниципального образования могут быть следующие:
- Аукцион — состязательная форма торгов, при которой выигравшим (далее — победитель) признается лицо, предложившее наиболее высокую цену;
- Конкурс — состязательная форма торгов, при которой победителем признается лицо, предложившее лучшие условия приобретения имущества объекта недвижимости, земельного участка или права аренды, в соответствии с критериями, опубликованными в информационном сообщении. Причем здесь надо отметить, что конкурсы могут быть, как открытыми, когда в них может принять участие любой желающий, так и закрытыми – на которых состав участников имеет закрытый перечень, устанавливаемый организатором торгов (муниципалитетом).
С технической точки зрения, проведение торгов может иметь форму публичного собрания участников в месте проведения конкурса или аукциона, также как иметь и электронную форму. Для этого всем участникам нужно пройти процедуру регистрации на площадке электронного аукциона.
Кто организует муниципальные торги? Его полномочия и обязанности
Исходя из российской практики проведения муниципальных торгов, а также основываясь на базовых положениях законодательных актов (см. выше), существует два ключевых понятия, определяющих, кто и как организует муниципальные торги. Эти два понятия связаны с определением того, кто есть продавец и кто есть организатор торгов, так как не всегда это осуществляется одним лицом
При реализации муниципального имущества в любом виде, в качестве продавца могут выступать, как сами администрации муниципалитетов, так и их многочисленные организации и учреждения — муниципальные предприятия, различные управления. В этом случае администрация выступает и как продавец, и как организатор торгов муниципального имущества в одном лице.
Есть и другой вариант того, кто может быть организатором торгов муниципального имущества. Это когда администрация, например, муниципального поселения выступает как продавец, а организатором торгов может быть специальная аукционная площадка, с которой муниципалитет заключает отдельное соглашение о проведении торгов.
Очень часто такая ситуация типична в тех случаях, когда небольшие муниципалитеты просто не имеют ни финансовых средств, ни организационных возможностей проведения муниципальных торгов. Также это касается и проведения муниципальных торгов в электронной форме, так как даже у больших муниципалитетов нет возможности создать и содержать свою отдельную аукционную электронную площадку.
Если говорить предметно, то в качестве продавца обычно выступают отделы, департаменты или управления по управлению имуществом муниципального образования, органы регулирования торговли на муниципальном уровне, и в Положении об этом структурном подразделении четко прописаны его полномочия и ответственность по проведению конкурсных торгов и аукционов.
В задачи такого подразделения, как юридически полномочного лица проведения муниципальных торгов, входит:
- определение формы проведения торгов;
- определяет размер, срок внесения задатка и порядок платежей по текущему Регламенту торгов
- подготавливает по каждому предмету торгов информационный пакет, который должен содержать следующие сведения — дата, время, место, форма и порядок проведения торгов. Всю эту информацию обычно содержат сайты торгов муниципальных организаций
- определяет предмет торгов, т.е. что именно выставляется на торги, краткие характеристики, прилагаются фотографии и т.п.
- муниципальные органы в сфере торгов определяют, какие нормативные положения и документы должны сопутствовать продаже муниципального имущества с торгов — эксплуатационные документы, кадастровые паспорта, инженерные условия и т.п.
- описание градостроительных регламентов;
- условия, предъявляемые к строительству объекта (срок строительства, условия подключения к инженерным коммуникациям, условия выполнения работ);
- определяет сводное заключение о возможностях, условиях и стоимости подключения к различным видам инженерных коммуникаций объектов недвижимости, продаваемых на муниципальных торгах
- определяет начальную цену предмета торгов;
- размер задатка, сроки и порядок его внесения и возврата участникам торгов, расчетные счета для перечисления задатка и платежей за приобретение или права на заключение договора аренды земельного участка;
- условия обеспечения поступления платежей в случае приобретения права на заключение договора аренды в рассрочку;
- утверждает проект договора аренды муниципального имущества, которое выставляется на торги, включая график платежей, если договором предусмотрена рассрочка платежей;
- условия конкурса и критерии определения победителя конкурса готовая проектная документация в случае, если реализация конкретного проекта является условием проведения конкурса;
- способ уведомления об итогах торгов;
- срок для заключения договора купли-продажи или аренды муниципального имущества
- определяет состав и полномочия конкурсной комиссии, которая может иметь, как постоянный состав, так и создаваться временно для проведения каких-то отдельных или эпизодических торгов.
Кроме этих важных условий, организатор торгов муниципального имущества несет полную ответственность за своевременность и полноту предоставляемой информации, как о ходе проведения торгов, так и о тех документах, которые относятся к выставляемым на продажу объектам, недвижимости и другого муниципального имущества.
Нередки случаи, когда муниципалитеты довольно пренебрежительно относятся к оформлению первичных документов, например, к межеванию земельного участка или составлению его кадастрового паспорта, и потом добросовестный приобретатель такого «кота в мешке», вынужден тратить немалые силы и средства, чтобы доказать свою правоту в суде, когда его право собственности оспаривается третьими лицами.
Как проводятся муниципальные торги
Как уже было сказано, весь ход и порядок муниципальных торгов имеет довольно четкое описание не только в федеральных законах, но и в муниципальных правовых документах или регламентах, утверждаемых местными властями.
В качестве примера можно привести выдержки из подобного регламента, который определяет общий ход муниципальных торгов, торги для муниципальных организаций в Чувашской Республике.
- Торги и аукционы в муниципальной организации начинаются с того, что муниципалитет в виде Конкурсной комиссии или уполномоченного органа, объявляет дату проведения торгов, предмет и условия торгов, а также время и форму подачи заявки.
Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов. Это платежный документ с отметкой банка плательщика о перечислении претендентом задатка. Заявка и опись предоставленных документов. Они составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой — у претендента.
Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах. При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.
Юридическое лицо дополнительно прилагает к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется организатором торгов в «Журнале приема заявок» с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
Если заявка составлена правильно и у организатора торгов нет претензий к составу и качеству документов, то участник муниципальных торгов должен внести задаток.
- Для участия в торгах будущий участник вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (или счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов или оригинал банковского платежного поручения.
- В день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок, имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.
Здесь нужно отметить, что организатор торгов, даже на этом этапе имеет право отклонить заявку претендента по следующим основаниям — не внесен в полном размере задаток, претендент не имеет права приобретения земельного участка в собственность на территории РФ (иностранный гражданин или иностранная компания) и так далее.
- Претенденты, признанные участниками торгов, и претенденты, не допущенные к участию в торгах, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня, с начала даты оформления данного решения протоколом, путем вручения им под расписку соответствующего уведомления, либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.
Претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления организатором торгов протокола о признании претендентов участниками торгов.
- Победителем муниципальных торгов признается участник торгов, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы (размер права аренды). Но это возможно только при условии выполнения таким победителем условий конкурса. Победителем аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы (размере права аренды), — участник торгов, предложивший наибольшую цену или наибольший размер арендной платы (размер права аренды).
- Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов.
В протоколе обычно указываются следующие данные:
- регистрационный номер предмета торгов;
- данные о государственной регистрации прав на имущество (ПТС для автомобиля, кадастровый паспорт на земельный участок)
- предложения участников торгов или их отзывы об организации и ходе торгов
- имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина)
- цена приобретаемого в собственность имущества, недвижимости, земельного участка или размер арендной платы (размер права аренды);
- срок уплаты стоимости, если муниципальное имущество продается в кредит (с отсрочкой платежа);
- порядок, сроки и размеры платежей, если имущество, например, продается в рассрочку (сюда обязательно прилагается график платежей).
Правильно составленный протокол о результатах, проведенных муниципальных торгов, является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи муниципального имущества или его аренды Договор подлежит заключению в срок не позднее 5 дней со дня подписания протокола. Здесь также следует напомнить, что уклонение победителя муниципальных торгов от подписания договора по выигранному имуществу, подлежит административному штрафу в соответствии с КОАП РФ (штраф для физических лиц — 50 000 рублей, для юридических лиц – 200 000 рублей).
- Информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка. Чаще всего она располагается на сайте муниципального образования. Также все муниципальные торги и аукционы фиксируются и доступны публично на общефедеральном информационном портале www.torgi.gov.ru.
На этом можно считать, что муниципальные торги состоялись и полностью завершены. Но бывают и случаи, когда торги признаются несостоявшимися.
Торги по каждому выставленному предмету торгов признаются несостоявшимися в случае, если:
- в торгах участвовало менее 2-х участников;
- ни один из участников торгов при проведении муниципального конкурса или аукциона, в соответствии с решением организатора торгов не был признан победителем;
- победитель муниципальных торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключении договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Если торги признаны несостоявшимися, то в этом случае организатор торгов обязан в течение 3-х банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов, возвратить внесенный участниками несостоявшихся торгов задаток.
Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену выставляемого на торги муниципального имущества или начальный размер арендной платы за него, или уменьшить «шаг аукциона», но не более, чем на 15 % без проведения повторной оценки.
В заключение
Остается только добавить, что, несмотря на то, что имеется стандарт правил проведения и организации муниципальных торгов в Российской Федерации, надо иметь в виду, что в отдельных субъектах могут встречаться положения о проведении подобных конкурсов и аукционов, несколько отличающихся по форме и допуску к ним участников.