Торги муниципального банка
В российской практике государственного и муниципального управления существует много методов, с помощью которых регулируется экономическая жизнь, как целой страны, так и отдельных регионов, и даже отдаленных поселений. Одной из самых прогрессивных форм такой работы с экономическими системами, является создание конкурентных условий на рынке, что в частности, реализуется через инструменты и механизмы проведения конкурсных торгов и аукционов.
В этой статье будет рассказано о том, каким образом применяется аукционная и конкурсная форма торгов в муниципальных образованиях, для чего они нужны, и как в них можно принять непосредственное участие.
Содержание статьи
Муниципальные аукционы и торги — решение двух главных задач
Каждое муниципальное образование включает в себя множество форм собственности, тесно взаимодействующих друг с другом. Частные предприниматели пользуются местными земельными трудовыми ресурсами территории, местная власть получает от бизнеса налоги, а население участвует и как потребитель, и как рабочий ресурс в обоих случаях.
Чтобы у каждого участника этой системы был стимул к развитию, необходимо создать такие условия, при которых выгоду получали бы все экономические агенты, что возможно только при наличии настоящей конкуренции. Муниципальные торги, как рыночный инструмент, представляет собой такой метод развития конкуренции, когда ни один участник не может монополизировать свое право на поставку продукции или услуг кому бы то ни было, включая и само муниципальное образование, как административный орган управления.
Вторая задача, которую решают муниципальные торги и аукционы — это эффективное управление муниципальной собственностью, что в частности, реализуется через пополнение местного бюджета дополнительными доходами от продажи или сдачи в аренду муниципального имущества на конкурсных торгах. Кроме этого, муниципальные торги и аукционы, в какой — то мере решают и задачу коррупции, для которой в муниципальном заказе есть немало возможностей, если это происходит без открытой и честной борьбы между поставщиками или покупателями на конкурсных торгах или аукционах.
Чтобы понять, как работает этот механизм на самом деле, обратимся к рассмотрению практики проведения аукционов и торгов на муниципальном уровне.
Кто проводит муниципальные торги и аукционы
В существующем на данный момент российском законодательстве (ФЗ № 44, ФЗ № 94 и ФЗ № 223) имеется два важных понятия, относящиеся к тому, кто такой заказчик и организатор торгов и аукционов, проводимых на муниципальном уровне.
Заказчиком, по смыслу законодателей, могут являться:
- муниципальные бюджетные учреждения, включая все больницы, школы, дома культуры, детские сады (торги муниципальных бюджетных и автономных учреждений).
- муниципальные предприятия, выполняющие функции жизнеобеспечения муниципального образования. Это различные тепло, водо и газо снабжающие предприятия, предприятия коммунального хозяйства, которые имеют статус юридического лица и работающие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
- муниципальные предприятия, в которых имеется доля в капитале муниципалитета – это, например, предприятия торговли и социального обслуживания.
- органы законодательной и исполнительной власти города, района или поселения в лице их администрации, комитетов, городских дум или поселковых советов.
Все эти перечисленные субъекты общего гражданского права, могут иметь доступ к муниципальным торгам и выступать как заказчики на проведение торгов и аукционов для продажи своего имущества или проведения закупок товаров или предоставления услуг, необходимых для их работы и выполнения поставленных задач.
Что касается организатора торгов, то здесь может быть два варианта. Первый вариант – организатором торгов может быть сама администрация муниципалитета, в лице какого — либо административного органа управления, например, комитет по управлению имуществом города или отдел по муниципальным закупкам и торгам.
Во втором варианте — всю функцию организации и проведения торгов берет на себя специализированная коммерческая структура или аукцион. Это могут быть как коммерческие фирмы, так и государственные предприятия, в виде федеральных торговых площадок.
Список таких аукционов приведен ниже.
ПЛОЩАДКИ, ОТОБРАННЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА:
- Единая Электронная Торговая Площадка (Москва)
- Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ»
- Система Электронных торгов www.zakazrf.ru
- ООО «РТС-Тендер»
- ЭТП РТС тендер
- Электронная торговая площадка «Госзакупки» (ЭТП ММВБ)
ГРУППЫ ПЛОЩАДОК:
- Торговый портал Fabrikant.ru
- Группа площадок B2B
- Группа площадок НТК Алтимета
- Группа площадок Норбит
- Группа площадок iTender
- Электронная торговая площадка ETPRF (используются OID Федеральных Торговых Площадок)
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ РЕГИОНОВ РОССИИ:
- Государственный заказ Республики Алтай
- Государственный заказ Республики Бурятия
- Государственный заказ Вологодской области
- Государственный заказ Камчатского края
- Государственный заказ Нижегородской области
- Государственные и муниципальные закупки Омской области
- Государственный заказ Республики Татарстан
- Государственный заказ Республики Хакасия
- Государственный заказ Челябинской области
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ:
- Муниципальный заказ города Новокузнецк
- Муниципальный заказ Старооскольского городского округа
- Муниципальный заказ города Челябинск
КОММЕРЧЕСКИЕ ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНЫЕ СИСТЕМЫ:
- Сбербанк-АСТ. Закупки для коммерческих заказчиков
- Сбербанк-АСТ. Торги для коммерческих заказчиков
- Сбербанк-АСТ. Закупки OAO «Сбербанк России»
- Электронная торговая площадка ONLINECONTRACT
- Аукционный Конкурсный Дом
СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ АУКЦИОНОВ:
- Торгов закупочная система «АМС-Сервис»
- Единая электронная молодежная торговая площадка (ЕЭМТП)
- Система «Электронные торги»
- ЭТО «Коммерсант»
ЭТП ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА:
- Сбербанк-АСТ. Продажа имущества банкротов
- Сбербанк-АСТ. Приватизация и аренда имущества
- Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве
- Система электронных торгов ОАО «Российский аукционный дом»
В независимости от того, действует ли заказчик или организатор торгов в одном лице, весь порядок того, как проходят торги в муниципальном образовании, имеет единый алгоритм, о котором и будет рассказано далее.
Как проводятся торги в муниципальных образованиях
Для того, чтобы принять участие в муниципальных торгах или аукционах, нужно для начала иметь представление о том, как узнать о торгах муниципального имущества, где можно по ним найти необходимую информацию.
- Информация о муниципальных торгах и аукционах
Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством РФ, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:
- форму торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;
- срок принятия решения об отказе в проведении торгов;
- предмет торгов, список муниципальных объектов на торги, включая сведения о местоположении (адресе), характеристиках имущества, площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании недвижимого имущества. Например, это необходимо, когда проводятся торги по муниципальным квартирам.
- органы местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
- наименование организатора торгов;
- начальную цену предмета торгов или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона», размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;
- форму заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах, т.е. конкурсная документация по муниципальным торгам
- условия конкурса;
- место, дату, время и порядок определения участников торгов;
- место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;
- срок заключения договора купли-продажи или аренды имущества;
- дату, время и порядок ознакомления с имуществом, особенно если дело касается объектов недвижимости или аукцион по торгам муниципальных помещений.
- проект договора купли-продажи или аренды имущества;
- сведения о сроке уплаты стоимости, если имущество продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если имущество продается в рассрочку.
Вся эта информация должна публиковаться без сокращений и точно в срок, за чем внимательно следят федеральные органы надзора за муниципальными торгами, в частности — ФАС (федеральная антимонопольная служба).
- Подача заявки на участие в аукционе
Это критически важный момент, так как неправильно составленная заявка может лишить претендента возможности на участие в конкурсе или аукционе. Поэтому нужно очень внимательно относиться ко всей конкурсной документации, где определяются требования к заполнению заявки, как по существу, так и по форме.
В заявке должна содержаться следующая информация:
1) сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку:
- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), номер контактного телефона;
- полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц).
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя – юридического лица. Копия решения о назначении или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (руководитель). В случае, если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
- копии учредительных документов заявителя (торги для муниципальных предприятий);
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки, либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица, и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой;
- заявление об отсутствии решения о ликвидации заявителя – юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя – юридического лица (индивидуального предпринимателя) банкротом и об открытии конкурсного производства. Заявление об отсутствии решения о приостановлении деятельности юридического лица в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) предложения об условиях выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении муниципального имущества, права на которое передаются по договору. Это также касается качества, количественных, технических характеристик товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) установленным требованиям, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации;
3) документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка, в случае, если в документации об аукционе содержится требование, о внесении задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).
Отсутствие или неполное предоставление вышеуказанных документов является основанием для отклонения аукционной заявки.
- Проведение муниципальных аукционов (торгов)
Аукцион проводится в следующем порядке:
- аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует участников аукциона, явившихся на аукцион, или их представителей. В случае проведения аукциона по нескольким лотам, аукционная комиссия перед началом каждого лота регистрирует участников аукциона, подавших заявки в отношении такого лота и явившихся на аукцион, или их представителей. При регистрации участникам аукциона или их представителям выдаются пронумерованные карточки;
- аукцион начинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона (лота), номера лота (в случае проведения аукциона по нескольким лотам), предмета договора, начальной (минимальной) цены договора (лота), «шага аукциона», после чего аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене договора;
- участник аукциона после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены договора (цены лота) и цены договора, увеличенной в соответствии с «шагом аукциона» поднимает карточки в случае, если он согласен заключить договор по объявленной цене;
- аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены договора (цены лота) и цены договора, увеличенной в соответствии с «шагом аукциона», а также новую цену договора.
- если после троекратного объявления аукционистом цены договора ни один участник аукциона не поднял карточку, участник аукциона вправе заявить о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора;
- если действующий правообладатель воспользовался правом отклонить цену, аукционист вновь предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения о цене договора. После этого, в случае если такие предложения были сделаны и после троекратного объявления аукционистом цены договора, ни один участник аукциона не поднял карточку, действующий правообладатель вправе снова заявить о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора.
- аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом последнего предложения о цене договора или после заявления действующего правообладателя о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора, ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае, аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене договора, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора.
После завершения аукциона, с победителем организатор торгов или заказчик обязан в течение не более пяти дней подписать договор купли — продажи или аренды по продаже муниципального имущества, или поставку товаров и оказания услуг.
В качестве заключения
Остается только добавить, что сама форма и режим проведения торгов на муниципальном уровне, достаточно просты. Главным условием победы на таких торгах, является подготовленность участника к таким торгам, для чего нужно внимательно изучать всю конкурсную документацию.