«Ловушки» для инвестора – как научится их определять и обходить
Очень часто у тех, кто приходит на фондовый рынок, или тем, кто пытается найти себя в качестве инвестора, возникает вопрос. Почему получается так, что используются все технологии анализа и прогноза рынка, проводится исследование графиков цен акций и активов, тратится немало времени на получение различной информации, но итог в лучшем случае — это прибыль намного меньше той, какая ожидается от вложения своих капиталов.
И дело здесь не только в том, что отсутствует опыт или знания, но и в том, что, как и на любом рынке, на рынках капитала, фондовых или валютных торговых площадках всегда имеются и конкуренты, различные группы интересов и мошенники, и честные граждане. Немалую роль в поведении инвестора на рынке играют и личностные факторы, как то, например, степень критического отношения к информации, восприятие новостей, уровень оптимизма, реальность поставленных целей и т.п.
Все это вместе взятое формирует ту среду, порой очень мало предсказуемую и довольно агрессивную, в которой инвестор должен принимать решения и в которой присутствует немало, так называемых, «инвестиционных ловушек», о чем собственно и будет рассказано в этой статье.
«Инвестиционные ловушки» — как не стать жертвой рынка и собственных заблуждений
В строгом научном смысле, конечно, никаких ловушек на самом деле нет, есть только ситуации на рынке и поведения конкретных инвесторов. Причем эти стили поведения, носящие характер ошибочных, столь часто повторяются, что можно говорить о некоторой системной природе этих вещей.
Причем с одной стороны, эти ошибки есть ловушки своего собственного сознания и понимания рынка, а с другой — есть продукт воздействия извне (как умышленного, так и нет). В обоих случаях эти «ловушки» приносят довольно существенные проблемы всем тем, кто хочет честно зарабатывать на финансовых рынках.
По степени важности и значения для реализации успешной инвестиционной или торговой, предпринимательской стратегии эти ловушки можно определить в следующем порядке:
- «Ловушка оптимизма». Это самая распространенная и самые любимые грабли всех инвесторов и предпринимателей. Почему – то всегда, кажется, что вот я купил акцию, открыл ресторан, и что вот сейчас, прямо с этого момента цена акции будет расти со скоростью ракеты, а посетители нового ресторана будут занимать очередь за неделю вперед. На само деле, как это ни печально, но факты говорят об обратном, что например, только в 20 случаях из 100 получается, правильно выбрать соответствующую акцию, которая будет расти в цене сразу после покупки.
Еще одной типичной формой «ловушки оптимизма» является убеждение, что какая бы ситуация не сложилась, но данная акция будет расти всегда, потому что это самая крупная компания, она успешна на рынке (особенно при поддержке государством), ее все покупают и она есть у каждого в портфеле. Такое наивное поведение инвестора быстро наказывается рынком, когда, например, покупка акции того же «непотопляемого» «Сбербанка», которая должна всегда расти по определению, почему то быстро разворачивается и летит камнем вниз.
Чтобы не стать врагом самому себе, инвестор должен быть не оптимистом или пессимистом, а просто трезво смотреть на вещи. И перед тем, как покупать акции или открывать ресторан, нужно хотя бы просто посмотреть на график цены акции (не покупать по высокой цене), или оценить, сколько людей живет в данном районе, у которых есть деньги даже на простой обед в ресторане.
- Ловушка недооцененных активов. Это вторая распространенная западня для инвесторов, причем в нее попадаются не только новички, но и опытные биржевые профессионалы. Суть этой ловушки состоит в том, что на рынке (на любом) всегда ищется актив, который можно купить подешевле и продать подороже. В этой погоне за поиском недооцененных активов, о которых еще мало кто знает, становятся победителями немногие. Как известно, примерно шансы можно оценить как 5 против 95, что удастся найти качественный, дешевый актив, способный озолотить своего проницательного инвестора.
На практике попадание в эту ловушку выглядит просто (вот выбираться из нее приходится долго). Например, покупаются акции компании на самых минимальных уровнях цены и при относительно хороших показателях работы бизнеса этой компании-эмитента (или удачно проведенного компанией пиара).
Но чуда не происходит, и инвестор может ждать годами, когда же акции этой компании вырастут, о которых мало кто знает, и они находятся в конце котировального списка фондовой биржи (третий эшелон, например). Хорошей ловушкой подобного рода становятся и крупнейшие компании, лидеры экономики страны (как принято считать в данное время).
Например, акции ПАО «Газпром», которые уже не один год все никак не могут выйти из порядком затянувшего бокового движения, и остается посочувствовать тем, кто покупал этот «недооцененный актив».
Чтобы не попасть в эту ловушку, (она менее болезненна, чем первая — все — таки покупка производится по относительно минимальной цене) такое понятие как дешевая акция, привлекательная цена ресторана (парикмахерской или автомойки), квартиры следует рассматривать не в текущем абсолютном значении, а в сравнении с другими формами инвестиций. Это необходимо, чтобы оценить реальные перспективы доходности активов или бизнеса, в которые имеется желание инвестировать деньги.
Например, купить акции или вложить деньги в драгоценные металлы, бежать ли за ОФЗ или лучше подумать об инвестировании в рынок криптовалют. Каждое из таких сравнений дает некоторое представление инвестору об альтернативных возможностях вложения капитала и сопоставлении уровня доходности между различными вариантами.
- «Информационная ловушка» — это одна из самых коварных западней, в которые попадаются не только инвесторы. В наш век информационного перенасыщения и возможности получить практически любую информацию, создаются идеальные возможности для тотальной информационной зависимости.
Одно дело, когда человек зависит от соцсетей или фейсбука, выбирая себе новый гаджет. Но другое дело, когда он принимает инвестиционные или бизнес решения на основании информации полученной от разных экспертов, аналитиков, блоггеров и официальных лиц, которые завтра же могут отказаться от своих слов или пожаловаться, что их не так поняли (альтернативные факты).
Отключение своего критического осмысления реальности и погружение в мир виртуальных новостей, (большей частью фейковых или подверженных манипуляции), это самое худшее, что может случиться с тем, кто решил управлять капиталом (корпорации, бизнеса или семьи). Принимать торговые решения на основании новостей, что кто – то сказал, пообещал или выступил авторитетный гуру — это путь к разорению.
Поэтому, чтобы избежать этой информационной западни, решения инвестора должны приниматься только на основе объективной информации, причем из нескольких источников. Поэтому, прежде чем торопиться купить акции или приобрести облигации, вложить деньги в «дальневосточный гектар», следовать чьим — то рекомендациям, нужно просто подумать — если об этом много говорят — значит это кому-то нужно (и главное зачем?).
И если у всех на слуху покупка акций такой — то компании или об ее первичном размещении, навязчивое приглашение вложить деньги в девелоперский инвестиционный проект и т.п., то инвестору следует быть осмотрительным, ибо, как известно из практики – если кто и выигрывает на рынке, но только не большинство.