Госзакупки и торги: как это выглядит на деле
Конкуренция, как непреложное условие развития любой экономики (если говорить о стране) или отдельно взятого бизнеса является той движущей силой, которая заставляет искать новые методы хозяйствования не только коммерсантов и предпринимателей, но и само государство в лице всех его бесчисленных компаний, организаций и учреждений. Для того чтобы конкурентные условия работы были не только созданы, но и эффективно работали, в мировой практике используются различные методы, одним из которых является система государственных контрактов или госзакупки на конкурсной или аукционной основе.
В России, в отличие от развитых стран мира, система государственных контрактов появилась (по понятным причинам) не столь давно, но даже за этот небольшой срок можно сказать, что в стране имеется своя государственная контрактная система или ФКС (Федеральная контрактная система). Стоит признать, что работа этой системы не столь совершенная как хотелось бы, но, во всяком случае, государственные закупки электронные торги, проходящие на специальных торговых платформах, имеют довольно большой спрос, как у предпринимателей, так и среди представителей крупного бизнеса.
В этой статье будет рассказано о том, что представляет собой современная российская система госзакупки и торги на аукционах (см. Госзакупки: как осуществляется электронный аукцион), какие преимущества она дает предпринимателям и государству, что нужно знать о ее принципах работы и т.п.
Содержание статьи
Общее понятие о системе государственных закупок
В настоящее время в России используется разветвленная система проведения конкурсных процедур, начиная от простых конкурсных заявок (госзакупки без торгов), и заканчивая электронными платформами торгов, которые реализованы на таких известных площадках как РТС, ММВБ, Сбербанк — АСТ и многих других.
В целом же сама система государственных закупок состоит из следующих основных модулей:
- Торги в форме конкурса (открытый и закрытый), двухэтапные торги, запрос котировок (до 2500 МРОТ), у единственного источника по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом.
- Конкурс (открытый, закрытый)
- Торги (открытые, закрытые) в форме конкурса, аукциона (до 1 миллиона руб.). Запрос котировок (до 500 000 руб.). Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя подрядчика)
- Торги в форме конкурса (открытый, закрытый), аукциона (закрытый), открытый аукцион в электронной форме.
С введением в работу с 1 июля 2009 года новой главы 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме», которая принципиально поменяла весь механизм размещения государственного и муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
К положительным результатам введения электронного аукциона, как основного способа торгов, можно отнести возможность получения максимально выгодного предложения и экономии для заказчика, упрощение процедуры заявления на участие в торгах для поставщика, сокращение «коррупционных возможностей (ресурса)» за счет минимизации человеческого фактора уже на стадии регистрации участников торгов (см. Как зарегистрироваться на госзакупках).
Немаловажным фактором является также возможность онлайн-контроля, минимизация расходов на участие в аукционах, которые теперь не зависят от степени удаленности от заказчика. Основные преимущества аукциона в электронной форме представлены в таблице 2.
Единственным недостатком электронных торгов (электронные торги госзакупки) можно считать обязательное условие досконально точного указания всех необходимых документов и их реквизитов при заполнении форм электронной заявки. Сюда также можно отнести и такую особенность электронных торгов, как демпинг или манипулирование ценами при выставлении конкурсных котировок на торгах некоторыми не совсем «добросовестными участниками».
Однако это не является удивительным, поскольку подобного рода игры на понижение имеют место на фондовых торговых площадках и других формах аукционов, являя собой стандартную практику конкурентной борьбы
Как торговать на госзакупках или алгоритм участия на получение государственного контракта
Говоря о порядке участия в тех или иных видах государственных конкурсов, прежде всего, необходимо обратить внимание на условия, которые предъявляются операторами торгов и конкурсов к участникам или исполнителям. В некоторых случаях идет отбор исполнителей по опыту работы на рынке, уровню капитализации компании, наличия лицензий или банковских гарантий.
Эти условия имеют различный характер в зависимости от того, как и где проводится конкурс.
В общем виде порядок или алгоритм проведения конкурсов, торгов или тендеров на государственные закупки может выглядеть, как это представлено на рисунке 1.
Для предпринимателей, особенно относящихся к категории малого или среднего бизнеса, конечно, наибольший интерес вызывают электронные торги и конкурсы, что объясняется относительно простым доступом к участию, отсутствию необходимости пересылки документов, выезда на конкурсную комиссию и т.п.
Общий порядок участия в электронных торгах выглядит следующим образом:
- Производится регистрация или аккредитация предпринимателя на одной из торговых площадок (обо всех торговых площадках России можно получить подробную информацию на портале Госзакупок www.zakupki.gov.ru)
- После представления всех необходимых документов получается электронный сертификат или электронная цифровая подпись (ЭЦП)
- Для дальнейшего участия в электронном аукционе предпринимателю (см. Как участвовать в госзакупках) требуется постоянно следить за новыми заявками со стороны заказчиков, появляющихся в соответствующих разделах торговой площадки. Следует иметь в виду, что специального анонса или оповещения об интересующих заявках на торговых платформах нет, и выставленная заявка заказчика находится в меню не более 4 дней. После чего она автоматически снимается, либо находится на нее исполнитель.
- Как только на площадке появилась интересная для исполнения заявка, предприниматель (он же исполнитель) активирует в меню свое согласие, и заявка с этого момента считается принятой.
Здесь надо отметить, что, например, цена заявки не остается неизменной, и она меняется в зависимости от конкурентных предложений со стороны других участников. Кто — то может выставлять всегда цену на пару-тройку пунктов ниже, выставленной цены предпринимателем, добиваясь, таким образом, через понижение «выбить» из конкурса конкурентов. Или наоборот, заказчик, видя, что на исполнение заказа стоит много заявок участников, может сам повышать цену.
- При приятии или одобрении заявки следующим шагом со стороны предпринимателя будет внесение банковской гарантии, которая, как правило, составляет треть от общей суммы контракта на поставку товаров или оказания услуг. Банком — гарантом обычно является банк-контрагент предпринимателя или исполнителя.
- После принятия заявки заказчик обязан в течение 20 дней выслать исполнителю проект контракта для того, чтобы исполнитель мог с ним подробно ознакомиться и внести свои предложения. Обычно подписание контракта происходит сразу же. Но, часто бывают случаи когда, например, заказчик меняет произвольно номенклатуру поставляемых товаров или сроки выполнения работ, отличающиеся от тех, что были выставлены первоначально в заявке. В таких случаях у предпринимателя есть два варианта поведения. Первый – это согласиться с тем, чтобы не потерять столь желанный государственный контракт. Второй вариант — отказаться. В случае отказа заказчик может потребовать компенсации или неустойку, и тогда придется либо ее платить (заказчик обращает в свою пользу выплаченный залог по банковской гарантии), либо доказывать свою правоту в суде. И еще неизвестно, что выйдет дороже.
Те, кто торговал на госзакупках, хорошо это знают и для страховки от действий таких не совсем честных заказчиков, используют простой метод, который называется «портфель заказов». Его основной принцип – это набор нескольких мелких заказов, каждый из которых имеет небольшую сумму контракта, банковской гарантии, которой можно пожертвовать, чем принять на себя не выгодные условия, навязанные нечестным образом со стороны государственного заказчика.
Заключение
В качестве заключения также можно добавить, что госзакупки, электронные торги которые становятся практически основным способом исполнения госзаказа на сегодняшний день – это единственный достойный внимания инструмент для работы предпринимателей, имеющих желание обеспечить свой бизнес постоянным потоком заказов.