Как зарегистрироваться на госзакупках
В настоящий момент в России значительная масса государственных тендеров проводится в электронном виде. С учетом этого факта вопрос «Как зарегистрироваться на госзакупках, размещенных на электронных торговых площадках?» является довольно актуальным. Попробуем с ним разобраться.
Содержание статьи
Общее понятие о единой системе госзаказов
С 2014 г. на российском рынке введено понятие и запущена в эксплуатацию Единая информационная система в сфере закупок (далее ЕИСЗ), которая подразумевает размещение информации о проведении тендеров на официальном портале Федерального казначейства.
Следует отметить, регистрация на этом портале требуется не для всех участников госзаказа. Регистрацию проходят лишь заказчики – государственные, муниципальные и иные предприятия/организации, которые имеют право размещать заказ, финансируемый за счет средств бюджета.
Что в первую очередь нужно знать участникам – исполнителям?
В связи с тем, что статья рассчитана на читателя, который в этом процессе выполняет роль продавца товара/работы/услуги, рассмотрим вопрос регистрации, с точки зрения пользы конкретно для этой категории участников. А, точнее, рассмотрим вопрос «Как зарегистрироваться в госзакупках именно поставщикам?».
Электронные госзаказы проводятся на пяти площадках. Перечень, которых был утвержден Министерством экономразвития и ФАС РФ в 2009 г.
В этот список включены такие электронные торговые площадки (далее ЭТП), как:
- «Сбербанк-АТС»;
- «ЕЭТП»;
- «Zakaz RF»;
- «РТС тендер»;
- ЭТП ММВБ.
Для того чтобы проще было поставщику определиться с вопросом на какой из них лучше зарегистрироваться приведем несколько статистических данных.
Согласно информации, размещенной на официальном портале ЕИСЗ общее количество заключенных в 2015 г. контрактов, распределилось между ЭТП в такой пропорции: «Сбербанк – АСТ» — 47,5%, «РТС» — 28,6%, «ЕЭТП» — 17%, «ММВБ» — 3,5%, «АГЗ РТ» — 3,2%. Наглядно представлено на фото ниже.
Если же за основу взять стоимость заказов (цена лотов), то пропорция следующая: на ЭТП Сбербанк приходиться 50,5%, что составляет более 857 тыс. лотов, далее идут РТС тендер – 24%, ЕЭТП – 18,7% и самая незначительная доля приходиться на ММВБ – 3,5% и АГЗ РТ – 3%.
Особенности прохождения регистрации на примере
Как показывает статистика «Сбербанк – АТС» является лидером и соответственно наиболее популярной площадкой среди участников госзаказов. С учетом этого факта рассмотрим регистрацию на примере именно этой ЭТП.
Регистрация на госзакупках инструкция «Сбербанк – АТС» описана в утвержденном ими регламенте по организации, проведении электронных аукционов.
Сам процесс можно разделить на четыре составляющие:
- получение электронной подписи (далее ЭЦП);
- настройка рабочего места и проверка корректности работы;
- получение аккредитации;
- регистрация пользователя.
Первый и второй этап
Любому участнику необходимо получить ЭЦП, без которой становиться невозможным принятие участия в электронном тендере. Где можно ее получить? Ответ прост: только в авторизированных центрах.
Перечень некоторых из них:
- УЦ «Сберключ»;
- «Тензор»;
- «Такском»;
- УЦ «Гарант»;
- СКБ Контур и др.
Совет! В случае регистрации на нескольких площадках одновременно следует выбирать удостоверяющий центр по выдаче сертификатов, который авторизирован всеми ЭТП. Это позволит получить всего один сертификат и использовать его на всех площадках.
Срок, в течение которого можно рассчитывать на получение ЭЦП составляет около 7 дней (недели). После того как будет получена электрона ЭЦП можно переходить к настройке рабочего места.
Основные моменты, на которые стоит обратить внимание:
- обязательно установить на компьютер средство защиты информации (CryptoPro версии 3.6);
- проверить настройки браузера;
Третий этап
Успешно пройдя первый и второй этап можно переходить к получению аккредитации.
Краткое описание действий, которые необходимо осуществить для этого:
- Войти на официальный сайт «Сбербанк – АСТ» и заполнить там анкету-заявление, выбрав соответствующее участнику форму (физическое, юридическое лицо или предприниматель).
- Отсканировать документы и прикрепить к заполненной заявке.
Приведем пример перечня обязательных документов для предпринимателей:
- выписка из единого государственного реестра ИП;
- паспорт или иной удостоверяющий документ.
Совет! При заполнении формы для получения аккредитации и прикреплении документов следует проверить: корректно ли заполнен адрес электронной почты участника, качество сканированных документов должно быть хорошим (не более 16 Мб), а документы читаемыми. Несоблюдение данных требований может послужить причиной для получения отказа в аккредитации.
- Подписать заполненную форму (заявление) ЭЦП и подтвердить отправку кодом. Код приходит на электронную почту. Срок рассмотрения заявления не более 5 дней с момента отправки.
- Получить результат рассмотрения. Информация об аккредитации или отказе поступает участнику посредством электронного письма.
Четвертый этап
Этот этап подразумевает получение доступа участника в «личный кабинет» на сайте ЭТП. Госзакупки как зарегистрироваться в роли пользователя и получить доступ для входа в кабинет участника госзаказов, размещенных на площадке:
- Заполнить на сайте заявление на регистрацию пользователя.
- Придумать логин для нового пользователя. Существует также возможность регистрации пользователя без предоставления право на подпись, т. е. без привязки к сертификату.
Совет! Способ регистрации пользователя «без права на подпись» целесообразно применять предприятиям/организациям или ИП, которые проводят все операции на площадке не сами лично, а вменяют это в обязанности конкретному сотруднику.