Полномочия суда при банкротстве
Основной целью правового института банкротства является установление правил, позволяющих обеспечить максимальное удовлетворение требований кредиторов на принципах пропорциональности и очередности.
Осуществляя выбор процедуры банкротства в рамках п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве (ФЗ № 127 от 2002 г.), арбитражный суд руководствуется, прежде всего, реальным состоянием дел должника, платежеспособностью гаранта (поручителя). Также он принимает решение в защиту, как интересов всех участников дела о банкротстве, так и общественного интереса, вопреки желанию кредиторов получить только удовлетворение собственных требований в рамках ликвидационной процедуры (конкурсного производства).
Функции и компетенции арбитражного суда в решении этих вопросов многозначны и сложны, что напрямую увязано с теми полномочиями, которыми наделены арбитражные суды Конституцией РФ.
В этой статье будет рассказано об общих принципах работы арбитражных судов при рассмотрении дел о банкротстве, о том, какое место занимает арбитражный суд в общей системе правовых отношений РФ, а также какие существуют пределы компетенции судей арбитражных судей при вынесении решений о признании должников банкротами.
Содержание статьи
Общие правовые полномочия и место в общей системе российского права арбитражных судов при банкротстве
Для того чтобы сложилось реальное и системное представление о роли арбитражного суда при банкротстве, как юридических, так и физических лиц, следует в первую очередь обратиться к основополагающему правовому акту — ФЗ № 127 от 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».
Пункт 1 ст. 6 Закона о банкротстве соотносится с положениями п. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому арбитражные суды, в порядке специальной подведомственности имею право на рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде о несостоятельности (банкротстве). А также какое право на обращение в арбитражный суд по делам о банкротстве имеют кредиторы.
Арбитражный суд, имеет преимущественное право и положение в системе управления банкротства, а также приоритетную подсудность и подведомственность дел о банкротстве.
Федеральный закон наделяет Арбитражный суд, как орган управления, дополнительными управленческими полномочиями, в частности порядок рассмотрения в арбитражном суде дел о банкротстве:
- предоставления права по объединению задолженности по различным основаниям по заявлению уполномоченного органа;
- самостоятельной возможности выбора кандидатуры арбитражного управляющего;
- прекращения производства по делу в случаях не предоставления кандидатур арбитражных управляющих в течение 6 месяцев с предполагаемой даты его назначения;
- прекращения производства по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату арбитражному управляющему;
- принятия решения об окончании мероприятий в сфере финансового оздоровления в случае погашения учредителями (участниками) должника – унитарного предприятия и (или) третьими лицами задолженности по обязательным платежам в ходе первой стадии процедуры наблюдения или финансового оздоровления.
- принятия решения о ликвидации юридического лица по завершению процедуру банкротства и исключения его из всех федеральных реестров.
Кроме этих основных управленческих функций и полномочий арбитражного суда при общей процедуре банкротства, также судья имеет право и полномочия решать такие вопросы, как:
- утверждение графика погашения задолженности в процедуре финансового оздоровления;
- срок рассмотрения заявления о банкротстве в арбитражном суде, определенный законом составляет 10 дней, о чем непосредственно осуществляет контроль арбитражный судья.
- утверждение порядка, сроков и условий продажи имущества должника по итогам рассмотрения разногласий между конкурсным управляющим и собранием (комитетом) кредиторов;
- утверждение плана погашения долгов должника — гражданина;
- утверждение вознаграждения арбитражному управляющему;
- утверждение отчета внешнего управляющего.
В дополнение к этим функциям и обязанностям, на арбитражном суде лежит также ответственность контроля процедуры банкротства. В общем плане эта контрольная функция позволяет суду требовать от всех участников неукоснительного исполнения своих обязанностей в рамках конкретного судопроизводства.
Полномочия арбитражного суда в ходе конкурсного производства
Стремясь достичь баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, прежде всего, кредиторов и должника, законодательство предоставляет арбитражному суду полномочия принимать судебный акт вопреки воле кредиторов об открытии конкурсного производства:
- в случае злоупотребления правом со стороны кредиторов, т. е. в случае принятия решения собранием кредиторов об обращении в суд с ходатайством об открытии конкурсного производства при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности должника
- в случае обращения в суд учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьих лиц о введении финансового оздоровления и предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника (п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве).
По завершению конкурсного производства только решение суда о банкротстве может быть основанием присвоения статуса банкрота — должнику.
Полномочия арбитражного суда при банкротстве физических лиц – граждан
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ в Закон 2002 г. были внесены поправки, касающиеся института банкротства граждан — физических лиц (вступили в силу с 1 октября 2015 г.).
В силу ст. 2132 Закона 2002 г. при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются такие процедуры, как:
- реструктуризация долгов гражданина,
- реализация имущества должника
- мировое соглашение.
Если после проведения реструктуризации долгов должника арбитражный суд придет к выводу, что восстановление его платежеспособности не представляется возможным, то он выносит определение о реализации имущества должника.
Также в ч. 3 ст. 213.28 Закона ФЗ № 127 от 2002 г. закреплено, что после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации его имущества. В то же время согласно ч. 2 ст. 21330 Закона 2002 г. в течение 5 лет с момента завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры, дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.
Здесь также следует упомянуть и о том, что арбитражный суд имеет полномочия по установлению тех или иных правовых ограничений в отношении юридических лиц или граждан, признанных его решениями банкротами.
В частности, если говорить о последствиях банкротства для физических лиц – граждан, то в первую очередь арбитражный суд имеет право устанавливать следующие ограничения:
- гражданин банкрот на 3 года лишается права занимать управленческие должности в различных компаниях и организациях, а также замещать рабочие позиции, связанные с материальной ответственностью.
- устанавливать ограничения на получение кредитов без указания своего статуса банкрота при обращении в кредитные организации, банки и т.п.
- в целях обеспечения прав кредиторов и выполнения решений по компенсации их требований за счет имущества должника, суд вправе установить ограничение на пользование личным автотранспортом гражданина, а в исключительных случаях арбитражный суд имеет право ввести ограничение на выезд за пределы РФ должника – гражданина.
В дополнение ко всему сказанному, арбитражный суд, как судебный орган, имеет полномочия не только по юридическому сопровождению всего процесса банкротства, но и имеет право накладывать штрафные санкции на лица и организации в случае нарушения ими процессуальных норм в рамках Административного Кодекса РФ.