ФЗ о несостоятельности — банкротстве
Современная цивилизованная система гражданских правовых отношений не может обойтись не только без правил и норм, регулирующих отношения между гражданами, организациями и государством, но и без норм, регламентирующих те случаи, когда одна из сторон не выполняет своих обязанностей по различным договорам.
В данном случае, это в первую очередь касается тех вопросов, когда должник — не важно, компания ли это, организация или физическое лицо (гражданин), не в состоянии оплачивать свои кредиты и погашать различные долги и обязательства. Для этих очень важных спорных моментов во всех современных государствах существует специальная отрасль права, которая регулирует все вопросы, связанные с несостоятельностью или банкротством.
Россия имеет довольно обширную систему права и законодательства, посвященную вопросам, как корпоративного, так и личного банкротства (т.е. банкротства граждан).
В этой статье будут рассмотрены основные правовые акты, действующая редакция фз о банкротстве физических лиц, которые служат базой для существующего законодательства, посвященному банкротству, какие они имеют специфические особенности, а также какие существуют основные тенденции развития этой отрасли права в будущем.
Содержание статьи
Как формировалась законодательная основа правовой системы банкротства в России
Имеющиеся на сегодняшний день правовые институты и законы, регулирующие отношения, связанные с банкротством юридических и физических лиц, были получены российским обществом в ходе довольно продолжительной эволюции системы права. Т.е. с того момента, как Россия встала на путь пост советского развития в новых рыночных условиях современного капитализма, в самом начале 1990 – х гг.
Первый закон о банкротстве в постсоветской России был принят 19 ноября 1992 г. Субъектом несостоятельности по Закону 1992 г. могло быть любое юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью или не имеющие статуса юридического лица предприниматели или гражданин-предприниматель. Но не могли быть признаны несостоятельными учреждения, так как они отвечают по обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами.
Под несостоятельностью в законе 1992 г. понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой финансового баланса должника.
Во многом первый закон носил характер защиты должников. То есть в первую очередь в вопросе банкротства отдавалось предпочтение интересам должника. Это повлекло за собой многочисленные случаи умышленного или фиктивного (преднамеренного) банкротства предприятий.
С 1 марта 1998 года был введен в действие новый Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08 января 1998 года, практически полностью заменивший предыдущий. Данный Закон принципиально отличался от ранее действовавшего по концепции признания несостоятельности, по процедурам банкротства, по установлению в нем особенностей несостоятельности отдельных категорий должников.
Формулировка понятия банкротства, содержавшаяся в ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., стала более обоснованной. Под несостоятельностью (банкротством) стала пониматься «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей и т.д.
Эти два первых закона, несмотря на все их несовершенство, все же сыграли положительную роль в деле развития цивилизованного рассмотрения дел, касающихся неисполнения договорных отношений и урегулирования долговых споров через процедуру банкротства.
Современное российское законодательство, регулирующее вопросы несостоятельности (банкротства)
Более существенный, положительный момент в правовую систему регулирования отношений между должниками и кредиторами привнесло принятие третьего по счету федерального закона о банкротстве. Это Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Это было, без преувеличения можно сказать, важным событием в экономической жизни страны. Закон о несостоятельности (о банкротстве) 2002 г. учитывает отраслевую специфику организаций, связанную с осуществлением предприятиями отдельных видов деятельности.
Специфика регулирования соответствующих отношений содержится:
- в Законе о несостоятельности кредитных организаций
- в Законе об особенностях несостоятельности естественных монополий.
Наряду со специальными положениями Закон о несостоятельности 2002 г. содержит основания для признания должника банкротом, регулирует следующие важные моменты процесса банкротства:
- порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);
- порядок и условия проведения процедур банкротства
- отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (ст. 1).
Кроме этих общих положений и порядка проведения процедур банкротства, в Законе от 2002 года содержится ряд весьма важных определений и формулировок.
На что следует обратить особенное внимание:
- Уточнены права кредитора и средства его защиты от недобросовестных должников. Упрощена процедура банкротства. Если раньше кредитору приходилось доказывать свои права в суде, документально подтверждая, что должник не собирается отдавать взятое взаймы, потом ждать месяц, когда суд возбудит исполнительное производство, то в настоящее время процедуру банкротства можно инициировать сразу, предъявив документы о просроченной задолженности. Причем, что самое важное – это можно даже сделать при отсутствии должника – например, при его нежелании участвовать в арбитражном процессе или длительном отсутствии вне пределов РФ.
- Законом предусмотрена возможность прекращения процедуры банкротства согласно ст. 57 в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства. Т.е. на любом этапе процесса банкротства между сторонами может быть заключено мировое соглашение, при их обоюдном согласии и отказе от претензий. Ограничена возможность продажи предприятия или имущества должника по заведомо заниженной стоимости, так как оценка проводится с привлечением независимого оценщика или аудитора.
- проведение процедуры банкротства для малых предприятий и организаций, не располагающих значительными средствами или имуществом, стало весьма дорогостоящим. Вознаграждение арбитражного управляющего в соответствии со ст. 26 Закона не может быть менее чем 10 тыс. руб. за каждый месяц осуществления им своих полномочий. Кроме того, все имущество, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату составляет 100 тысяч рублей и более, должно быть оценено независимым оценщиком, стоимость услуг которого также является высокой. Существуют также расходы на оплату привлекаемых специалистов, бухгалтеров, юристов и прочие расходы на проведение процедуры. Таким образом, проведение процедуры банкротства с целью восстановления платежеспособности предприятия по новому Закону, стало доступно только средним и крупным предприятиям. Малые предприятия, в том числе ИП, в лучшем случае могут позволить себе ликвидацию в соответствии с Законом о банкротстве, да и то не всегда.
Законодательство о банкротстве физических лиц
Кроме ФЗ № 127, регулирующего основные аспекты банкротства в Российской Федерации с 1.10. 2015 г., введена процедура, которая называется банкротство гражданина, банкротство физических лиц, банкротство должника — гражданина (154 фз закон о банкротстве физических лиц от 29.06. 2015 г., далее – Закон о банкротстве физических лиц).
В действительности же, федеральный закон о банкротстве физических лиц 2015 г. — это глава 10 в уже действующем Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)», определяющая особенности, условия, процедуру, порядок и последствия банкротства физического лица.
В соответствии с теми положениями, который содержит федеральный закон о банкротстве физических лиц, для инициирования процедуры банкротства физического лица необходимо наличие ряда условий.
- Во — первых, требования к гражданину составляют не менее чем 500 тыс. рублей;
- во — вторых, указанные требования не исполнены гражданином в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
- в – третьих, гражданин должен быть неплатёжеспособным и иметь документы, подтверждающие это. О неплатёжеспособности физического лица свидетельствует то, что он перестал исполнять денежные обязательства, более 10% общего размера обязательств не исполнены в течение более чем одного месяца с момента наступления срока их исполнения.
Самой главной темой и смыслом всего Закона от 2015 года является то, что только суд (арбитражный) может подтвердить, что гражданин действительно не в состоянии погасить свои долги или выплатить обязательные платежи. Также весьма важными являются и те правовые нормы, которые закон определяет в качестве последствий для гражданина, получившего статус банкрота.
Это в первую очередь такие значимые последствия как:
- в течение 5 лет он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства;
- в течение 5 лет с момента получения гражданином статуса банкрота, дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина;
- в течение 3-х лет с момента признания судом гражданина банкротом он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом (ст. 213.30 федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).
- в случае признания гражданина банкротом, суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации (абз.1 п.3 ст. 213.24 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Также в этом Законе от 2015 года содержится ряд новаций, касающихся, например, проведения банкротства по упрощенной схеме, а также банкротства гражданина при его отсутствии и применения субсидиарной ответственности третьих лиц (поручителей).
В качестве заключения следует также добавить, что законодательство РФ о банкротстве имеет тенденцию к развитию более детализированного правоприменения процедуры банкротства к отдельным участникам рынка и хозяйственных отношений. Это в частности касается таких сфер экономики, как банкротство сельхозпредприятий, компаний и организаций финансового сектора и даже индустрии высоких технологий.