Торги для муниципальных нужд
Развитие отечественной экономики, даже в системе рыночных отношений, не возможно без участия в ней государства, выполняющего роль главного регулятора отношений между экономическими агентами. Однако кроме чисто регулятивной функции, довольно часто государственные и муниципальные органы власти сами выступают, как заказчики или поставщики коммерческих услуг.
Особенно это ярко выражено в, так называемой, системе государственного или муниципального контракта, которая предусматривает использование процедур торгов и аукционов для поставок товаров и оказания услуг для государственных или муниципальных нужд.
В этой статье будет рассказано о том, что собой представляет система муниципальных закупок, торгов и муниципального контракта, какое место она занимает в общей экономике страны и ее отдельных регионов, а также о том, как эта система работает на практике, в каких конкретных формах.
Содержание статьи
Торги на муниципальные нужды — общее понятие и определение
Чтобы у читателей сложилось целостное представление о том, на какой экономической и правовой базе работает система муниципальных торгов для муниципальных нужд, для начала нужно определиться с самим понятием муниципального контракта.
В литературе и публикациях имеется множество подходов в определении того, что такое муниципальный контракт, торги на муниципальные нужды. Наиболее оптимальным и полным выглядит определение, которое дано в нормативных актах, прямо регулирующих эту область экономических отношений.
Так, например, в ФЗ №94 говорится, что «муниципальный заказ» — это выдаваемый органами местного самоуправления и оплачиваемый из средств местного бюджета и внебюджетных фондов заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, оказание услуг, в которых заинтересован муниципалитет.
На практике муниципальным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются муниципальными заказчиками.
Это перечень может состоять из товаров и услуг, необходимых для выполнения муниципалитетами своей главной задачи — обеспечения комфортной среды проживания в данном конкретном поселении или муниципальном образовании.
В частности, сюда входит:
- поставка товаров для муниципальных учреждений образования, медицины и социальной сферы.
- поставка оборудования для муниципальных предприятий, занимающихся инженерным, материально — техническим обеспечением работы инфраструктуры — тепло — водо — газо — снабжающие муниципальные организации или предприятия.
- поставка товаров или услуг непосредственно для муниципальных органов управления, или администрации. Например, поставка программного обеспечения и его обслуживание в администрации города или информационные услуги по размещению социальной рекламы в сетевых ресурсах города.
Муниципальными заказчиками являются органы местного самоуправления, все муниципальные учреждения и иные получатели средств из бюджета муниципального образования.
В данном случае под заказчиками понимаются не только администрация муниципального образования, в лице какого — нибудь комитата или управления. Заказчиками могут быть муниципальные предприятия, учреждения.
Причем заказчиками муниципального уровня могут, как сами непосредственно выступать в торгах, так и передавать часть полномочий специализированным организациям. Например, муниципальные образовательные учреждения района (школы) могут выставить заявку на поставку услуг или товаров только через региональные структуры государственного заказа, которые будут осуществлять централизованные закупки для сети муниципальных учреждений одного или нескольких районов области или республики.
Здесь также нужно отметить, что муниципальный заказ и торги для муниципальных нужд являются не только инструментом для обеспечения муниципальных нужд, но и как важный фактор поддержки депрессивных отраслей экономики, способствующий развитию конкуренции.
Кроме этого, муниципальный заказ обеспечивает высокую экономическую стабильность, гарантирует сбыт продукции, может являться важным элементом антикризисной политики государства. Особенно это важно для развития малого предпринимательства регионов и отдельных поселений, что, несомненно, является существенным фактором поддержки и развития частной инициативы и повышения налоговой базы конкретного муниципального образования.
Основная роль и функции муниципального заказчика
При проведении муниципальных торгов и размещении муниципального заказа, основную роль играет заказчик, на которого возложена не только организация торгов в техническом плане, но и определение правил и условий участия в торгах, а также установление требований к участникам. Если брать в качестве примера реальный образец, то можно воспользоваться опытом работы с муниципальным заказом и проведением торгов в Курской области.
В частности, в Курской области главным субъектом по обеспечению работы муниципального заказа является Управление федерального казначейства, которое выступает муниципальным заказчиком и органом, определяющим требования к участниками торгов по поставке товаров и услуг для муниципальных нужд.
В обязанности этого управления входит:
- Прием и контроль комплекта документов для работы на Общероссийском официальном сайте для размещения заказов на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд — www.zakupki.gov.ru (ООС).
По каждой организации, работающей на ООС в соответствии с Законом № 44-ФЗ в органах ФК по Курской области сформировано юридическое дело. На 01 января 2015 г. на ООС зарегистрировано 3098 учреждений.
- выдача уполномоченным лицам организаций сертификатов ключей электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Управление с 01 января 2007 г. является удостоверяющим центром по выдаче уполномоченным лицам организаций сертификатов ключей электронно-цифровой подписи ООС по 44-ФЗ, а также с 01 января 2014 г. по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ)4. По состоянию на 01 января 2015 г. зарегистрировано на ООС в реестре организаций Курской области, попадающих под действие 223-ФЗ, 445 организаций.
- консультация и сопровождение работы пользователей на ООС. В частности, это оказание помощи в регистрации, размещении информации учреждениями и работы в личном кабинете на Официальном сайте.
- Обеспечение участников банковскими гарантиями.
С 01 июля 2014 г. вступила в силу ст. 35 «Банковское сопровождение контрактов» Закона № 44-ФЗ. В Управлении зарегистрированы четыре кредитных организации, обратившиеся с целью регистрации на ООС для выдачи банковских гарантий при обеспечении государственных и муниципальных контрактов:
- Курский промышленный банк (открытое акционерное общество);
- Курский региональный филиал Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (открытое акционерное общество);
- Курский филиал Банка ЗЕНИТ (открытое акционерное общество) в г. Курске;
- Курский региональный филиал Открытого акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк».
Как видно из приведенного перечня, муниципальный заказчик имеет довольно существенные полномочия, и может оказывать значительную поддержку тем компаниям и предпринимателям, которые настроены серьезно работать по муниципальным контрактам, и осуществлять поставку товаров и услуг для муниципальных нужд.
Как проводятся торги для муниципальных нужд
В общем случае процедура проведения торгов на муниципальном уровне имеет два основных вида.
- Первый – это проведение торгов и аукционов в открытой форме, собирая всех участников в определенном месте и время, для осуществления торгов. Такая форма торгов постепенно отходит на второй план, так как все большее место занимает проведение муниципальных торгов и аукционов в электронной форме. Правда, в некоторых случаях законодательством прямо оговорен запрет на торги в электронной форме по некоторым категориям муниципального имущества. Например, торги земельными участками могут проводиться только в публичной открытой форме, в виде аукциона.
- Второй вариант — электронные торги, которые практически заменили все имевшиеся до недавнего времени процедуры и методы проведения торгов и аукционов. Поэтому, имеет смысл подробно остановиться на рассмотрении именно электронной процедуры проведения торгов для муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц. Это осуществляется путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Рассмотрим как работает система электронных закупок на муниципальном уровне:
- Аккредитация участников. Главная особенность размещения заказов на поставку для государственных и муниципальных нужд – это особая процедура аккредитации участников электронного аукциона на электронной площадке (проводимая в порядке ст. 61 ФЗ-44): заявки на участие в электронном аукционе вправе подавать только те лица, которые получили аккредитацию на электронной площадке. Для этого необходимо зарегистрироваться на электронной торговой площадке, для чего имеется подробная инструкция на сайте каждой из них.
- Перечисление задатка или денежного обеспечения. При проведении электронного аукциона участник также должен перечислить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, но только в денежной форме на счет оператора электронной площадки в банке. Для того чтобы оператор мог открыть в банке счет для учета денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, банк должен отвечать требованиям финансовой устойчивости, установленным Правительством РФ, а также он должен быть включен в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ (это можно узнать на сайте ЦБ РФ – www.cbr.ru) .
Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе блокировать денежные средства в размере обеспечения такой заявки (ч. 18 ст. 44 ФЗ-44). Отсутствие на указанном счете средств, достаточных для обеспечения заявки, влечет возврат заявки участнику.
- Аукционная документация. Особенность процедуры проведения электронного аукциона проявляется и в требованиях к аукционной документации: устанавливается, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Для этого каждый участник должен иметь свою ЭЦП (электронную цифровую подпись).
Получение ЭЦП, как правило, подробно расписано на сайте каждой торговой площадки.
- Прием заявок. Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Речь идет об изучении указываемых в соответствии с ч. 3 ст. 66 ФЗ-44 в первых частях заявок сведениях о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иных сведениях о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе.
- Проведение аукциона. После принятия заявки на электронной платформе аукциона, в течение всего его времени проведения цена на товар или услугу может, как повышаться с определенным интервалом (шагом аукциона), так и понижаться. Победителем признается тот участник, чья заявка, выставленная на аукционе, соответствует условиям, выдвинутыми заказчиком.
- 6. Итоги торгов. Подписание заключительного протокола итога торгов происходит также в электронной форме, и сам протокол подлежит обязательной открытой публикации в СМИ, включая и саму торговую площадку.
- Подписание контракта. По результатам торгов между заказчиком и исполнителем заключается договор в письменной форме, соответствующий общим требования Гражданского Кодекса РФ
Здесь следует отметить, что, не смотря на имеющийся стандарт, уставленный законодательством проведения электронных торгов, все же на каждой электронной торговой площадке могут быть свои требования к подаче заявки и проведения торгов, о чем нужно иметь всегда в виду. И прежде, чем принять решения об участии в муниципальных торгах, нужно, как минимум, тщательно ознакомится со всеми условиями, выставляемыми не только муниципальным заказчиком, но и торговой площадкой.
В заключение
Остается только отметить, что участие в муниципальных торгах, на поставку товаров или оказания услуг, для многих предпринимателей является чуть ли ни единственной возможностью остаться и работать в бизнесе. Поэтому имеет смысл тем, кто решил работать с муниципальными торгами, тщательно следить за опытом проведения торгов в различных регионах России и за всеми изменениями, происходящими в законодательстве.