Управление налоговыми рисками
При построении своей инвестиционной стратегии инвестор или предприниматель исходит из того, что ожидаемая прибыль будет в тех параметрах, которые он определяет на еще начальной стадии планирования.
Однако как показывает практика, каким бы тщательным не было прогнозирование и планирование, конечный результат не всегда совпадает с желаемыми целями. Во многом это обусловлено как недооценкой самим инвестором рисков (а иногда просто элементарное незнание об их существовании), так и трудностью аналитического осмысления всех негативных факторов, сопутствующих инвестициям в рыночном секторе экономики.
Если обратиться к традиционным методам планирования инвестиций, то, как правило, при разработке бизнес — плана учитываются линейные формы развития событий и весь расчет будущих денежных потоков строится на стандартных моделях финансового анализа.
Нисколько не умоляя значимость такого подхода, все же следует отметить, что в современном мире сетевой экономики, основой которой является неопределенность и многоплановость развития бизнеса, инвестору, для того, чтобы достигнуть успеха, придется использовать в своей концепции бизнеса специальные методологии. Эти методы принадлежат к группе аналитических инструментов, учитывающих некоммерческие риски, к числу которых относятся имеющие отношение к налогам.
В этой статье будет рассказано о налоговом планировании при осуществлении инвестиций как в промышленном бизнесе, так и при управлении финансовыми активами.
Содержание статьи
Налоговые риски — сущность значения для инвестиций и их основные виды
При реализации инвестиционной программы или вложении капитала в инвестиционный проект анализ экономического эффекта происходит в двух главных направлениях:
- Прямая отдача вложенного капитала в виде повышения прибыли, оптимальной загруженности производственных процессов, увеличения доли рынка, выручки и т.п.
- Вторым важным направлением является оптимальное использование ресурсов, заемного капитала, поиск рациональной величины издержек.
Налоговое планирование, или управление налоговыми рисками, входит по своей сущности именно во вторую группу общей эффективности бизнес — модели. Не секрет, что налоговая нагрузка для коммерческого сектора во многом определяется общей налоговой политикой государства, и степень этой нагрузки во многом определяет успешность бизнеса или эффективность инвестиций.
Не учет такого фактора как налоги и системы их администрирования при разработке инвестиционного решения несет само по себе уже существенный риск, который может не только снизить прибыль инвестора, но и, что часто бывает на практике, привести к полной ликвидации проекта еще на начальной стадии его реализации.
Чтобы не оказаться застигнутым врасплох этими весьма неприятными обстоятельствами, инвестор должен иметь представление о налоговых рисках, которые могут быть представлены в следующем виде:
- Риск приостановки инвестиционного проекта или полного его прекращения ввиду повышения налоговой нагрузки
- Риск уменьшения поступления прибыли и сокращения финансовых потоков, необходимых для реализации проекта, что может существенно сказаться на его конкурентоспособности
- Риск утраты контроля над проектом или бизнесом вследствие налоговых претензий со стороны налоговых органов, особенно когда такая практика используется для создания условий рейдерского захвата компании путем создания прецедента налоговой задолженности
- Риски утраты деловой репутации, особенно в странах развитой демократии, где неуплата налогов рассматривается контрагентами как недобросовестное ведение бизнеса, не считая того, что это влечет серьезные санкции со стороны фискальных структур государства.
- Налоговые риски, связанные с судебными издержками и потерей времени на арбитражные разбирательства, которые могут существенно затруднить управление инвестиционным проектом на всех этапах его реализации.
Для нейтрализации этих вполне реальных и серьезных угроз для инвестиционного проекта существует целый ряд методов, начиная от планирования налоговой нагрузки и заканчивая конкретными способами управления налоговыми издержками, о которых будет рассказано далее.
Налоговое планирование — определение, методы и практика применения
Налоговое планирование в своем классическом определении подразумевает целенаправленную деятельность бизнеса на поиск оптимального соотношения между налоговой нагрузкой и эффективностью бизнес — модели, в рамках принятых в конкретной суверенной юрисдикции норм и правил. В данном случае налоговое планирование не есть прямое уклонение от налогов, несущее за собой правовые санкции, а использование возможностей, предоставляемых законом для минимизации фискальных платежей при вполне определенных условиях, или, говоря простым языком, если закон позволяет платить налоги меньше, то почему бы этим не воспользоваться.
Что касается самих законов, то государство в виде стимулирования развития экономики отдельных территорий вынуждено прибегать к мягкой и либеральной налоговой политике, так как против не писаного закона экономики (деньги ищут там, где лучше и тише) трудно противопоставить какие-либо другие аргументы.
В своей основе методы налогового планирования включают в себя такие модели, как:
- Выявление направлений деятельности, позволяющих минимизировать налоговые платежи за счет разных ставок налогообложения. Система налогообложения обычно предусматривает установление различных налоговых ставок по отдельным направлениям деятельности, связанным с ней коммерческими операциями, видами реализуемых товаров. Например, районы Дальнего Востока, где для предприятий переработки лесного сырья предоставлены налоговые льготы.
- Выявление возможностей уменьшения налогооблагаемой базы деятельности предприятия за счет использования прямых налоговых льгот, которые можно подразделить на три группы:
- налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям предприятий (малые предприятия, предприятия общественных организаций инвалидов, совместные предприятия);
- налоговые льготы, предоставляемые по отдельным видам хозяйственных операций, связанных с деятельностью предприятия;
- налоговые льготы, предоставляемые при реализации отдельных видов товаров льготным категориям покупателей или в порядке осуществления внешнеэкономической деятельности (льготное налогообложение добавленной стоимости, льготные ставки таможенных пошлин). В соответствии с такой группировкой предприятие может формировать свою налоговую политику путем диверсификации видов хозяйственных операций, ассортимента реализуемых товаров.
- Учет непрямых налоговых льгот, состав которых определяется возможностями уменьшения налогооблагаемой базы при неизменных ставках. Например, использование метода ускоренной амортизации активной части основных фондов, сокращающего налоговую базу по прибыли. Например, замена производственных фондов на модернизированные, т.е. вместо персонала введение в действие роботизированных линий. Это сокращает налоговую базу для уплаты довольно обременительных взносов в социальные фонды.
- Учет региональных особенностей диверсификации деятельности предприятия, в процессе которого возникают возможности использования налоговых преимуществ, действующих на отдельных территориях.
Если же говорить о конкретных методах налогового планирования, используемых в практике инвестирования и вообще бизнеса, то к наиболее востребованным и эффективным способам относятся:
- Метод замены отношений — это метод, при котором обычно одна и та же цель может быть достигнута разными путями. Операция, предусматривающая высокое налогообложение, заменяется другой хозяйственной операцией, позволяющей обеспечить достижение той же или близкой к основной цели, но при этом применить льготный режим налогообложения. Например: замена договора комиссии на договор поставки, договора поручения на договор возмездного оказания услуг с отсрочкой платежа.
- Метод разделения отношений. Данный метод отличается тем, что заменяется не вся операция, а ее часть либо одна хозяйственная операция разделяется на несколько последовательных хозяйственных операций. Например, при реконструкции зданий и сооружений порой целесообразно разделить хозяйственный договор на два типа — договор на реконструкцию недвижимости и договор на капитальный ремонт.
- Метод офшора. Перенос объекта налогообложения под юрисдикцию более мягкого налогового режима позволяет довольно значительно снизить налоговое бремя. Оффшорная зона — юридически обособленная территория с установленным режимом налоговых льгот. Активный международный бизнес не возможен без четкого управления денежными потоками. Поэтому банки, страховые, перестраховочные, инвестиционные и управляющие компании (см. Как сделать выбор управляющей компании инвестиционного портфеля), холдинги и обычные многофункциональные компании добиваются этого эффекта с использованием оффшорных структур. В этой связи территории с льготным налогообложением — один из основных инструментов налогового планирования. Построение корпоративных налоговых схем с участием офшорных компаний позволяет существенно снизить налоговые платежи на законной основе. Налоги в стране регистрации следует платить по правилам, установленным законодательством конкретного государства.