Направления инвестиционного анализа: общая схема
Для каждого инвестора или предпринимателя приоритетом является знание того, насколько вложенный капитал способен принести ему прибыль в определенном материальном или денежном эквиваленте, в течение какого периода это осуществится и какими издержками и рисками придется за это заплатить.
В практике инвестирования применяется множество методов прогнозирования и учета разных факторов, влияющих на доходность инвестиций. Тут можно встретить как простые способы расчета срока окупаемости, основанные на простых линейных зависимостях (время -деньги), так и задействование суперсложных и супер дорогих аналитических информационных систем инвестиционного анализа.
Независимо от того, насколько сложен объект актив или рынок инвестирования, имеются общие подходы для инвестиционного анализа, системное восприятие и применение на практике которых во многом способно повысить качество инвестиционных решений.
В этой статье будет рассказано об основных методологиях анализа инвестиций на всех этапах процесса управления капиталом, а также о тех принципах, опираясь на которые, даже начинающий инвестор может построить свою успешную стратегию инвестирования на любом рынке и с любыми активами.
Содержание статьи
Общая схема инвестиционного анализа и основные методы его проведения
В общем виде сущность инвестиционного анализа состоит в поиске ответа и решений на вопросы, которые можно представить следующим образом:
- Цель — что нужно достичь, вкладывая свой капитал в рынок? Чем точнее сформулирована цель, тем эффективнее и практичнее будет сам анализ. Причем целеполагание как функция управления является не только фактом, который выражен в конкретных нормах и цифрах, но он также является мотивирующим императивом для всей модели поведения инвестора на рынке.
- Время — в какие сроки и когда следует ожидать получения прибыли? когда лучше выбрать момент входа в рынок? или когда лучше из него выйти, зафиксировав свою прибыль?
- Риск. Инвестиционный анализ должен определить для инвестора критические области управления капиталом. Например, риски, связанные с валютой инвестиции, кредитные или рыночные риски, связанные с падением спроса или моментами, определяющими налоговое (таможенное) регулирование. Чем рискованнее рынок (актив), тем тщательнее должен быть проведен анализ рисков и сконструирована система их нивелирования или страхования (хеджирование).
- Информационное сопровождение инвестиционного анализа. В современной экономике открытого сетевого экономического пространства информационное обеспечение инвестиционного анализа является неоспоримым фактором конкурентного преимущества. Наличие или отсутствие должных коммуникаций, поиска и обработки информации определяет, насколько быстро компания может, например, быстро изменить свою стратегию и тактику на рынке, опережая конкурентов, или как быстро новые технологии будут использованы в бизнес — модели компании. Например, не секрет, что многие крупнейшие инвестиционные банки и фонды мира ведут жесточайшую конкурентную борьбу за получение скоростных и защищенных линий коммуникаций с ведущими биржевыми площадками. Обладая способностями производить в сутки многомиллиардные сделки, для них важна каждая миллисекунда, поскольку от этого зависит скорость оборота капитала на финансовом рынке, где задержка на одну секунду может стоить целого состояния.
Если же говорить о методологии проведения инвестиционного анализа, то для наглядности ее можно представить в виде следующей простой функциональной модели (см. рисунок)
Как видно из этой схемы, инвестиционный анализ не ограничен только предварительными расчетами и практически реализуется параллельно всему инвестиционному процессу до полного его завершения. Эти этапы инвестиционного анализа основываются на концепции, что всякая инвестиция базируется на временной динамике работы капитала и поэтому принятое решение может быть пересмотрено на всем протяжении проекта.
Собственно теперь можно рассмотреть весь процесс анализа в более подробном варианте:
- Прединвестиционный или фундаментальный анализ
Главная задача этого шага — выяснить:
- Основные экономические характеристики актива — финансовое положение, производственную активность,
- Качество менеджмента и персонала,
- объем занимаемой рыночной ниши, перспективы рынка,
- на какой стадии развития технологического цикла находится актив (насколько он соответствует рыночным ожиданиям)
- источники финансирования проекта и их устойчивость к рыночным колебаниям (волатильности)
- риски — состав, временные интервалы, способы и инструменты хеджирования
- Инвестиционный этап. На этом шаге анализа приоритетным является:
- формирование и анализ инвестиционного портфеля, его устойчивость к рискам
- исследование и выбор управляющей компании (см. Как сделать выбор управляющей компании инвестиционного портфеля), брокера или посредника, через которого будет производиться инвестирование
- формирование системы контрольных параметров в виде определенных показателей — финансовых, производственных и рыночных
- создание системы управления риском в виде специальных индикаторов, предупреждающих о наступлении неблагоприятных факторов
- Эксплутационный этап. На этом этапе инвестор должен создать систему анализа, которая бы позволяла ему в оперативном режиме контролировать весь ход инвестиции, например:
- контроль цены ресурсов, необходимых для работы проекта
- текущие параметры финансового состояния проекта и запас его прочности (например, анализ кредитной устойчивости инвестиции)
- анализ текущих рыночных параметров – доля рынка, динамика спроса, действия конкурентов
- Ликвидационный анализ — не менее важен, чем предыдущие этапы. Его основная задача — определить наилучший момент выхода из рынка, при какой цене, какие с этим будут связаны издержки (налоговые, правовые и организационные). Например, стоимость закрытия предприятия в неподходящий момент может существенно повысить издержки инвестора.
В дополнение к сказанному следует обратить внимание на некоторые важные моменты, составляющие общую компоновку системы анализа:
- формы инвестиционного анализа – аналитические, технические и информационные, экспертные и на основе применения bench marking
- объекты инвестиционного анализа – это материальные объекты (капитальные инвестиции), финансовые инструменты (акции, облигации, производные активы). Нематериальные активы — лицензии, авторские права, франшизы, торговые марки, бренды, знания и технологии.
- показатели инвестиционного анализа – коэффициенты, характеризующие финансовое состояние компании, анализ инвестиционного рынка (сырье, ресурсы, персонал и управление)
- информационная база инвестиционного анализа – первичные или вторичные данные, источники информации и степень их надежности, защищенность каналов коммуникации и баз данных.
Также следует иметь в виду, что структура и содержание инвестиционного анализа во многом зависит от выбранной инвестором стратегии, временных периодов и той степени риска, к которой он готов. Не всегда успешные инвестиционные практики могут использоваться в разных экономических или правовых условиях.
Заключение
В качестве заключения. Как видно из этого краткого обзора, важнейшей базовой категорией теории инвестиционного анализа является умение работать с информацией и ее грамотной интерпретацией. Насколько инвестор способен адекватно воспринимать рыночную информацию (не надеясь на всяких аналитиков или на то, что скажут власти по телевизору), правильно ее использовать и составляет суть того, что называется знание инвестиционного анализа.