Российские корпоративные облигации — принципы и особенности инвестирования
Основная цель инвестора, особенно начинающего, состоит не столько в том, чтобы получить единовременный выигрыш на рынке за счет удачного вложения капитала в те или иные активы. Как правило, главный мотив инвестирования — это создание такой системы работы капитала, при которой возможно получение некоторого постоянного или пассивного дохода.
Стандартным решением такой задачи для большинства начинающих инвесторов обычно является банковский депозит (если говорить о финансовых инвестициях), либо вложения в недвижимость (для получения рентного дохода).
Инвестиции в акции, как инструмент получения постоянного пассивного дохода, сопряжен с большим риском, хотя и есть варианты получить большую доходность. Единственный способ получения пассивного дохода через инвестирование в акционерный капитал — это инвестиции в дивидендные активы (дивиденды, как постоянный доход), что надо сказать, требует и довольно большого начального капитала и каких — то профессиональных знаний и опыта.
Таким образом, для начинающего инвестора немного имеется вариантов, способных приносить постоянный и почти гарантированный доход, который бы, как минимум, перекрывал текущую инфляцию. Тем не менее, есть инструменты на финансовом рынке, в том числе и России, которые вполне достойны внимания для того, чтобы построить несложную систему, приносящую стабильный доход.
В данном случае речь идет о корпоративных облигациях российских компаний — эмитентов. В этой статье будет рассказано о том, что такое российские облигации, какое место они занимают среди инвестиционных активов востребованных обычными инвесторами. А также будет рассказано о специфике таких облигаций и особенностях работы с ними, с точки зрения начинающего инвестора.
Содержание статьи
Российские корпоративные облигации, как инвестиционный актив
Как известно, корпоративные облигации используются компаниями для финансирования своих текущих или долгосрочных инвестиционных решений – расширение бизнеса, обновление средств производства.
В настоящее время рынок корпоративных облигаций России динамично развивается, но его потенциал не использован и наполовину. Так, за январь – сентябрь 2017г. субъекты реального сектора увеличили объем обязательств по облигациям на 711 млрд. руб., что почти в 2 раза больше прироста объемов привлеченных ими банковских кредитов.
В результате, удельный вес облигаций в общем объеме привлеченных средств в сентябре 2017 г. вплотную приблизился к 20%, а эмиссионная активность организаций реального сектора экономики оказалась выше, чем организаций финансовой сферы. Однако размер кредитного портфеля нефинансовых организаций на начало 2017 г. в пять раз превышал рыночную стоимость облигационных заимствований.
Одной из проблем развития рынка корпоративных облигаций является его доступность широкому кругу розничных инвесторов. В недалеком прошлом купить облигации компаний, не говоря уже о государственных, типа ГКО, могли только инвесторы, имеющие определенный уровень капитала и даже обладающие статусом юридического лица.
В настоящее время с целью облегчения доступа к эмиссии облигаций, законодательство предусматривает выпуск классических, биржевых и казначейских облигаций.
Наиболее проблемными с точки зрения формы выпуска, эмиссии и размещения являются классические облигации, однако для облегчения процедуры внесены новации, связанные с упрощением контроля со стороны ЦБ РФ за финансовым состоянием потенциального эмитента и внедрением, так называемой, программы эмиссии.
Основными требованиями к облигациям и компаниям — эмитентам сейчас значительно упрощены, и выглядят следующим образом:
- объем эмиссии: 0,5–1 млрд. руб.;
- срок обращения облигаций: от 3 до 5 лет;
- доходность: 8–14%;
- участие организатора при эмиссии и размещении классических корпоративных облигаций.
Требования Московской биржи (ММВБ) к биржевым облигациям более суровые по объему эмиссии:
- объем эмиссии: более 5 млрд. руб.;
- срок обращения: от 5 до 10 лет
- доходность: 8–10%;
- участие организатора при эмиссии и размещении биржевых облигаций.
Таким образом, эмиссия облигаций имеет смысл только при реализации крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости затрат. Поэтому от эмиссии автоматически отсекаются относительно небольшие предприятия, что в принципе, с одной стороны существенно ограничивает риски инвестора.
Кроме этих стандартов, по которым оцениваются облигации того или иного эмитента, инвестор должен принимать во внимание и такие показатели связанные с компанией, как:
- Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий степень обеспеченности текущих обязательств оборотными активами или степень возможного погашения текущих обязательств за счет средств, которые теоретически могли бы быть получены в объеме балансовой стоимости в результате реализации оборотных активов. Коэффициент рассчитывается как отношение величины оборотных активов (за вычетом величин просроченной дебиторской задолженности, задолженности участников по взносам в уставный капитал и собственных акций, выкупленные у акционеров) к величине краткосрочных обязательств (за вычетом величины государственной помощи и безвозмездно полученного имущества).
Допустимое значение коэффициента текущей ликвидности потенциального эмитента: более 1,2. Иными словами, количество заемных средств не должно быть больше 20% в общей структуре активов компании.
- Доля собственного капитала в активах организации (коэффициент автономии / финансовой независимости), характеризующая зависимость компании от внешних источников финансирования своей производственно-хозяйственной деятельности. Показатель рассчитывается как отношение «Капитала и резервов» к валюте баланса.
Допустимое значение данного показателя не менее 0,2 (20%).
- Рентабельность продаж, отражающая эффективность основной уставной деятельности потенциального эмитента. Показатель рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке.
Допустимое значение данного показателя не менее 5%.
- Чистый долг / EBIT, который характеризует срок возврата заемных средств за счет генерируемого денежного потока от операционной деятельности. Показатель рассчитывается как отношение краткосрочных и долгосрочных заимствований.
Резюмируя, следует отметить, что к эмиссии облигаций могут прибегать только крупные и крупнейшие устойчивые предприятия, нуждающиеся в финансировании крупномасштабных инновационных и инвестиционных проектов.
Так, за период с 2015 года по 2017г. крупнейшими эмитентами корпоративных облигаций стали:
- ПАО Роснефть, выпустившая 3 транша рублевых облигаций на сумму 650 млрд. руб. и занимающая 27,57% первичного рынка облигаций по итогам года;
- ПАО Транснефть, которая провела 6 выпусков облигаций в рамках программы на общую сумму 94 млрд. руб. (3,99% суммарной эмиссии корпоративных облигаций);
- ПАО Внешэкономбанк с объемом эмиссии в рамках 4 выпусков программы 92,626 млн. руб. (3,93%);
- ПАО РЖД, выпустившие рублевых облигаций на 90,2 млрд. руб. (3,82%);
- ПАО Открытие (Ритейл — Холдинг) с объемом эмиссии 70 млрд. руб. (2,97%).
Последнее место в рейтинге эмитентов корпоративных облигаций ММВБ занимает компания «Ломбард Мастер», которая провела эмиссию на 30 млн. руб.
В целом отраслевая структура эмитентов облигаций сложилась следующим образом: строительство – 12,3%, металлургия – 9,4%, машиностроение – 9,1%, нефтегазовый комплекс – 9,1%, телекоммуникация – 9,0%, транспортные услуги – 8,7%, прочие отрасли – 9,6%2
Критерии выбора корпоративных облигаций
В качестве критериев выбора инвестиционных инструментов, в том числе и облигаций, используется ряд моментов, связанных как с внешней средой, в которой работает компания – эмитент, так и с ее внутренними качествами.
На инвестиционную привлекательность облигаций оказывает влияние широкий круг факторов, среди которых в качестве основных можно выделить:
- уровень инфляции;
- доходность альтернативных источников (прежде всего банковских депозитов),
- уровень дохода населения и бизнеса как потенциальных инвесторов;
- уровень и типы рисков;
- степень доверия потенциальных инвесторов к эмитентам и их поручителям
- уровень развития инфраструктуры рынка ценных бумаг в регионах России.
Естественно, это далеко не весь перечень параметров выбора корпоративных облигаций российских компаний. Для начинающих инвесторов не всегда бывает возможным самостоятельно сделать подобный финансовый анализ. Поэтому ниже предлагается ряд методов, которые могут помочь правильно инвестировать в облигации российских компаний.
В частности, можно принять к сведению такие факторы и моменты как:
- 1) 10% доходов или семейного бюджета рекомендуется вкладывать в безрисковые активы. В настоящее время такими вложениями можно считать только застрахованные депозиты коммерческих банков;
- 2) около 70% остальных инвестиционных вложений можно размещать между активами среднего уровня рисков: паями ПИФов, облигациями, акциями стабильных предприятий и т.д.
- 3) оставшиеся средства могут быть использованы для игры на фондовом рынке или рисковых спекулятивных операций.
Также следует принять во внимание, что государство, чтобы как — то стимулировать инвестиции в финансовые активы, в том числе и в корпоративные облигации, предложило для частных инвесторов в 2015 году систему ИИС (индивидуальных инвестиционных счетов). ИИС позволяет получать не только финансовый результат от проводимых сделок с ценными бумагами, но и налоговый вычет в размере 13% в год.
Однако существуют определенные ограничения по размещению средств, подпадающих под налоговый вычет одного гражданина на индивидуальном инвестиционном счете.
В частности:
- максимально возможная сумма не более 400 тыс. руб. в год;
- срок размещения с правом сохранения возможности получить налоговый вычет – 3 года;
- индивидуальный инвестиционный счет может быть только один.
Проблема заключается в том, что открывать ИИС имеет смысл только при активном инвестировании средств, что затруднительно при нынешнем уровне доходов значительной доли россиян.
Другим вариантом инвестирования в корпоративные облигации — это работа с ПИФ или через инвестиционные отделения ведущих банков страны. Это более предпочтительный вариант для начинающих инвесторов, так как банк в лице его инвестиционного подразделения, будет стараться удерживать частного инвестора от слишком рискованных инвестиций. Оно всегда может подсказать наиболее оптимальный вариант.
В заключение стоит отметить, что как бы ни сложились обстоятельства с экономикой России, предприятия, бизнес будут в любом случае работать — выпускать продукцию, оказывать услуги. А это значит, что инвестиции в реальный сектор будут всегда приносить, пусть небольшой, но постоянный доход, в том числе и через такие инвестиционные инструменты, как корпоративные облигации.