Инвестиции в реальный сектор экономики: как не прогадать
Экономическая модель современного успешного государства строится на положениях и теориях, которые были впервые разработаны и воплощены в жизнь еще задолго до появления трудов К. Маркса, Д.М. Кейнса, М. Фримана и других.
Эта модель, как известно, состоит из трех основополагающих элементов — труд (производительные силы, или человеческий капитал), земля (производственные ресурсы в любом материальном воплощении) и капитал (финансовые активы как средство обеспечения функционирования обмена и воспроизводства).
Практически в течение 300 лет, вплоть до появления первых лидеров постиндустриальной экономики (экономики знаний), основным источником роста её являлся реальный сектор, начиная от возведения гигантов промышленной индустрии и заканчивая инфраструктурными проектами регионального масштаба (дороги, больницы, школы и т.п.).
Причем следует отметить, что такая модель успешно развивается только в рыночных условиях, и такие эксперименты как плановая экономика СССР стали очевидным доказательством несостоятельности методов прямого администрирования рынка и пренебрежения законами экономики. Мало кто помнит, но именно в СССР в 50-е годы 20 века экономика была признана лженаукой, и студенты экономисты ограничивались изучением бухгалтерии и политэкономией.
В этой статье будет рассказано о системе инвестиций в реальный сектор экономики, принципах и источниках финансирования проектов, а также о том, что представляет собой экономическая безопасность национальной экономики, которую, в первую очередь, они обеспечивают.
Содержание статьи
Система инвестиций в реальный сектор экономики и источники ее финансирования
В самом общем виде инвестиционный процесс базируется на простом экономическом законе спроса и предложения. Этот спрос может формироваться по разным каналам, но в итоге образуется экономическая система, основу которой составляют именно реальные проекты или производительные ресурсы.
Чтобы более наглядно себе представить эту систему и связь ее элементов между собой, можно обратиться к схеме, представленной на рисунке.
Главное, что следует понять из этой структурной схемы работы реального сектора, это то, что спрос на реальные рыночные проекты происходит по следующим основным направлениям:
- Спрос со стороны государства (в лице его экономических агентов, министерств, ведомств, гос. корпораций). Эти проекты связаны как напрямую с функциями государства (оборона, резервы, социальная защита), так и для развития инвестиционного климата через создание инфраструктуры, строительство дорог, сетевых коммуникаций и т.п.
- Спрос со стороны коммерческого сектора (бизнес – проекты) как с использованием собственных ресурсов, так и на принципах государственного – частного партнерства.
- Потребительский спрос в виде индивидуального жилищного строительства
- Спрос со стороны не государственных общественных институтов — некоммерческих организаций и прочих объединений граждан.
Все эти вместе взятые факторы спроса на объекты капитального строительства, реальных инвестиционных проектов создают тот экономический фундамент, благодаря которому формируется так называемый (учеными – экономистами) мультипликативный эффект. Например, строительство дороги в отдаленной местности создает предпосылки для развития территории, что через создание новых рабочих мест и новой бизнес-системы формирует последующий спрос на новые объекты и услуги в ближайшей перспективе.
Источники финансирования инвестиций в реальный сектор
Любой инвестиционный проект, будь то частный или государственный, требует своего финансирования и ресурсного обеспечения.
Такими источниками могут быть:
- Ресурсные сбережения, аккумулированные в виде, например, банковских вкладов частных лиц и коммерческих организаций. Эти сбережения через выход на рынок (покупка товаров и услуг) создают условия для развития инвестиционного спроса в реальном секторе, например, строительство многоквартирного жилья через систему ипотечных займов или кредитования коммерческого сектора
- Прямое или опосредованное кредитование государством различных программ капитального строительства в частном секторе. Например, через программу субсидирования сельского хозяйства происходит развитие реальных инвестиций в агро/индустриальный сектор или, например, через систему государственных гарантий коммерческие компании получают льготное кредитование по линии международных финансовых институтов (МВФ, ЕББР и др.)
- Прямые бюджетные инвестиции (посредством участия государственных банков и государственных компаний) государства в различные инфраструктурные проекты, например, строительство федеральной трассы Чита-Хабаровск, портов в Усть-Луге.
- Финансирование различных проектов реального сектора через привлечение иностранных инвестиций (см. Иностранные инвестиции — границ не существует).
Инвестиционные проекты в реальный сектор экономики кроме всего прочего имеют источники финансирования в самих компаниях, которые могут быть использованы при условии благоприятной налоговой и фискальной политики государства, когда бизнес заинтересован в расширении своего производства, а не в поиске путей занижения своей налоговой базы или выводе средств в офшорные юрисдикции.
Реальные инвестиции как фактор экономической безопасности страны
Кроме чисто функциональной значимости реального сектора экономики в деле воспроизводства капитала и создания новых рабочих мест, инвестиции в капитальные проекты имеют решающее значение для обеспечения экономической безопасности страны.
В данном случае под экономической безопасностью понимается минимально допустимый уровень зависимости критически важных областей экономики от поставок, комплектующих, сырья и оборудования из-за границы. Это, конечно же, не значит полное самообеспечение по принципу северокорейской «идеи чучхе», поскольку в современном глобальном мире это практически невозможно и лишено всякого практического смысла.
Тем не менее, что касается капитальных инвестиций как фундаментального фактора экономической состоятельности государства, то приоритет должен быть за национальным инвестором, чему государство должно всячески способствовать. Ведь именно создание условий для постоянного увеличения благосостояния своих граждан через удовлетворение спроса на продукцию является фактором не только совершенствования человеческого капитала (во всех отношениях), но и социальной стабильности.
Как видно из представленной таблицы экспертных оценок, наибольший приоритет в формировании экономической безопасности и социального благополучия составляют именно промышленный и сельскохозяйственный сектор, намного опережая такие показатели как индикаторы роста инфляции, стоимости импорта и т.п. Единственное, что следует также отметить, – это то, что спрос на нематериальные сферы индустрии составляет заметную конкуренцию реальному сектору экономики, что не является удивительным в эпоху информационной экономики.
Все это говорит о том, что на текущий момент развитие капитальной сферы и значение реальных инвестиций в экономике России (как впрочем и для других стран) является приоритетным на долгие десятилетия вперед.