Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления

Инвестиции в гостеприимство: развитие туристического бизнеса

3 Инвестиции в гостеприимство - новая концепция

Индустрия гостеприимства, как уже многие россияне познали на своем опыте, путешествуя по разным странам и континентам, по своей сути нечто среднее между обеспечением материального комфорта и создания особой атмосферы свободы, красоты и чувства познания мира. Секрет этой сферы бизнеса кроется не только в том, чтобы построить гостиницы, оборудовать номера по стандартам, достойным нормального человека, но и обеспечить условия, при которых гостям захочется вернуться в понравившееся место снова и снова.

Особенность как самой сферы бизнеса, так и материальной инфраструктуры предполагает особый подход для тех, кто имеет желание инвестировать в этот очень интересный, но вместе с тем  и непростой вид предпринимательства.

В этой статье будет сделан краткий обзор того, какими  свойствами обладает инвестиционной рынок в туристической области экономики, какими способами можно стать участником инвестиционного процесса в ней и что нужно знать о рисках туристической индустрии, и как ими можно управлять.

Особенности инвестирования в туристическую экономику

В целом инвестирование в гостеприимство мало чем отличается от инвестирования в другие виды деятельности и предпринимательства. Однако, как это было сказано ранее, существует особая специфика туризма как экономической категории, которая не позволяет определить ее как чисто финансовую экономическую инвестицию, ни как интеллектуальную.

В общем виде процесс инвестирования в объекты или инфраструктуру гостеприимства во многом схож с инвестированием в материальные объекты – гостиницы, кемпинги, транспортное обеспечение. Однако это лишь часть инвестиционного актива. Большую или меньшую долю составляют так называемые  нематериальные активы, которые собственно\ и формируют неповторимую привлекательность конкретного туристического объекта — это и природный ландшафт, климатические условия, логистическая и транспортная доступность, наличие исторических привлекательных артефактов, и что самое главное для туриста – безопасность.

45

Как видно из диаграммы, представленной на рисунке, условно поток инвестиций можно разделить на два главных направления. Первое — это материальные или капитальные инвестиции, второе —  это не материальные активы, состоящие из качества работы персонала, общей привлекательности места, рекламы, торговой марки или бренда гостиниц и т.п.

Таким образом, инвестор, решивший вложить свои активы в туристическую отрасль, неизбежно столкнется не только с анализом и расчетом экономической эффективности инвестиций, связанной с приобретением гостиниц, гест-хаусов, но и с элементами нематериальной культуры, начиная от стиля  управления персоналом и заканчивая взаимодействием с местными культурными особенностями, местными жителями и т.п.

В этом случае можно сказать, что войти в этот рынок не так сложно, особенно, например, когда существуют кризисные экономические явления. Но вот выйти из него с прибылью удается немногим, поскольку кроме чисто финансово аналитических параметров инвестору приходится принимать к учету трудно прогнозируемые, мало поддающиеся учету моменты, связанные с социально — культурным окружением.

Источники финансирования инвестиций в туристический бизнес

С точки зрения стандартного инвестиционного анализа, туристическая отрасль относится при всей своей привлекательности и потенциальными прибылями к довольно рискованному бизнесу. Во многом это связано  с сезонностью и неустойчивостью туристического потока, его чуткостью к политическим и экономическим факторам. Поэтому, если и рассчитывать, например, на банковские кредиты, то следует быть готовым к существенным премиям за риск, которые банки непременно учтут в ставке ссуды.

К наиболее распространенным формам финансирования инвестиций (кроме конечно собственных средств инвестора) относятся, например, такие формы, как:

  1. Cоздание специальных фондов (по типу закрытых фондов недвижимости ЗНПИФ). Через механизм продажи долей в фонде определенному заинтересованному кругу лиц можно сформировать необходимый капитал для реализации инвестиционного проекта. Причем платой за привлеченный капитал могут быть не только деньги в виде дивидендов по паям или акциям, но и простая схема предоставления номеров в гостиницах со скидками для инвесторов или разделение части гостиничного фонда номеров по принципу «кар шаринга» (car sharing). Такой метод, надо признать, является затратным (формирование и учреждение фонда, наем управляющей компании), но при осуществлении достаточно крупных вложений может быть неплохим вариантом, особенно, когда нужно заполнить номерной фонд в межсезонье.
  2. В качестве источника финансирования инвестиций или части капитала могут служить различные франчайзинговые схемы, когда франчайзи (владелец торговой марки) предоставляет либо капитал, либо свои гарантии кредиторам по инвестициям в гостиницы под своим брендом. Такая схема оправдана не только при инвестировании в крупные объекты гостиничной инфраструктуры, но и при создании небольших семейных отелей, поскольку мелкие гостиничные сети в не меньшей степени, чем Holyday — In, Hilton или Ritz Carlton, заинтересованы в распространении своего сервиса по всему миру.
  3. Весьма перспективной формой инвестирования в небольшие туристические объекты стало использование краудинвестинговых (crowd investing) платформ, позволяя собрать необходимую сумму для инвестирования в кемпинг, в каком-либо уникальном месте планеты.

Кроме перечисленных форм инвестирования существуют множество стандартных методов финансирования, но в перспективе ближайших 100 лет упор в мировой сервисной экономике делается в пользу индивидуализации услуг, поэтому приоритетом будет малоформатное гостиничное обслуживание с использованием сетевых букинговых систем типа AirBnB Booking.com и других.

Риски инвестирования в туристический бизнес и методы управления ими

Кроме обычных, присущих любому бизнесу, рисков в индустрии гостеприимства существует своя особая система неблагоприятных факторов, с которыми инвестору придется работать на всем протяжении владения туристическим объектом.

Главными рисками, на которые в первую очередь стоит обратить внимание, являются:

  1. Безопасность – это самый главный риск для инвестора. Причем это связано не столько с политическими моментами, сколько с безопасностью туриста на всем протяжении времени его нахождения на территории гостиницы, пляжа или во время экскурсий. Для нейтрализации этого риска существуют несколько способов:
  • Страхование гражданской ответственности владельца и персонала от каких-либо инцидентов, связанных со здоровьем туристов
  • Создание собственной системы управления безопасностью и качеством сервиса, которая была бы не меньшей страховкой, чем договор со страховщиком
  1. Риски, связанные с недостатком ликвидности, которые могут быть вызваны сезонностью потока туристов. Как правило, для хеджирования (страхования) такой группы рисков существуют весьма простые способы, такие как сдача номеров в аренду приезжим, часть помещений под офисы и т.п.
  2. Риски, связанные с курсами валют. Не секрет, что на поток туристов в ту или иную страну влияют такие факторы как курсы национальных валют. Для управления такого рода рисками существует простая схема работы с валютными опционами или заключение контрактов с туроператорами со специальными валютными оговорками, что, по сути, тоже есть своего рода опцион.

В качестве заключения можно сказать, что инвестирование в туристическую отрасль остается одним из немногих секторов экономики, которая будет существовать, пока у людей есть возможность свободно перемещаться по миру. Туристический бизнес будет востребован инвесторами всегда, не в пример отраслям типа угольной или нефтяной промышленности, воспоминания о которых останутся лишь только в исторических архивах и в преданиях будущих поколений.

Добавить в закладки