Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления

Участие в муниципальных торгах

В текущих экономических российских реалиях все меньше становится возможностей получения достойного места работы не только в коммерческом секторе, но и в бюджетных организациях.

Это связано не только с тем, что российская экономика переживает не лучшие времена, но и тем, что во многих бизнесах применяется все больше современных технологий, заменяющих офисный и производственный персонал. В бюджетных структурах идет тотальное сокращение персонала, в виду передачи части государственных или муниципальных функций общественным или коммерческим структурам, а также по причине сокращения бюджетных расходов.

В этих условиях все больше российских граждан стараются найти свое место в полноценной экономической жизни, путем создания своего бизнеса. Но для того, чтобы создать свой бизнес, помимо желания нужен определенный стартовый капитал для  покупки или аренды недвижимости, промышленного оборудования и т.п.

Но здесь нужно учитывать, что рыночные цены многих объектов недвижимости или оборудования могут быть недоступны для тех, кто задумывается о том, как создать свое дело.

В качестве альтернативы рынку на государственном уровне принято ряд решений и законодательных актов, позволяющих, как частным лицам, так и предпринимателям, приобрести имущество (или права на его использование) на специальных торгах и аукционах. Такие торги и  аукционы имеют своей целью создать для всех участвующих в этом процессе взаимовыгодные условия.

Муниципалитетам, например, это позволяет избавиться от непрофильного имущества и объектов недвижимости, с содержанием которых связано отвлечение немалой части бюджетных средств. Кроме бюджетной экономии, продажа или арена  имущества, принадлежащего городу и поселку, позволяет более эффективно распоряжаться муниципальным имущественным комплексом.

Тем  же, кто участвует в таких торгах, существует уникальная возможность получать заказ на  выполнение услуг или поставку товаров для муниципальных нужд, а также приобрести недвижимость или имущество по ценам, существенно отличающихся от рыночных (естественно в меньшую сторону). Чтобы участвовать в таких торгах, и тем более, получить выгоду, нужно, как минимум, знать основные требования к участникам торгов, также как и понимание того, как происходят конкурсные процедуры.

В этой статье будет рассказано о том, как принять участие в муниципальных торгах, как и где они происходят, какие документы нужны для того, чтобы быть полноценным участником, какие практические моменты связаны с общим ходом проведения аукционов и торгов.

Какие существуют виды муниципальных торгов

Прежде чем посвятить читателя во все тонкости процесса участия в муниципальных торгах, нужно для начала рассказать о том, какие именно торги проходят на муниципальном уровне, для чего они предназначены, какие их особенности, и как участвовать в торгах муниципального имущества.

Законодательством РФ установлен типовой перечень государственных и муниципальных торгов по закупке товаров и для муниципальных нужд, условия участия в муниципальных торгах, реализации имущества и прав на него, а также конкурсные торги, связанные с продажей имущества должников, признанных судами банкротами (как юридических, так и физических лиц), арестованного или конфискованного имущества.

В частности, это могут быть такие форматы проведения торгов, как:

  • в муниципальном (государственном) заказе:
  1. аукцион;
  2. конкурс;
  3. запрос котировок (все торги на понижение);
  • в закупках муниципальных учреждений и компаний и кто может участвовать в торгах муниципального предприятия

  1. любые процедуры по усмотрению и по правилам заказчика;
  • в банкротстве:
  1. аукцион и конкурс (торги на повышение);
  2. продажа посредством публичного предложения (торги на понижение)
  3. продажа посредством публичного предложения (торги сначала на понижение, затем возможно на повышение);
  • специализированный аукцион;
  1. торги без объявления цены (цена формируется участниками в ходе торгов).
  2. тендеры
  3. электронные аукционы.

Здесь нужно особо отметить, что приоритет все больше отдается проведению торгов по муниципальным контрактам и продаже имущества через электронные торговые площадки, что в некоторых случаях прямо регулируется положениями законов ФЗ 44 и ФЗ 223.

В общем смысле, победителем конкурса является участник торгов, предложивший лучшие условия исполнения договора (возможно даже безотносительно цены), а победителем аукциона – участник, предложивший наилучшую цену договора. Но в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обозначен иной подход. Согласно ст. 110 этого закона победителем конкурса «…признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое предприятие, при условии выполнения им условий конкурса».

Какими законами регулируется участие в муниципальных торгах

Помимо Гражданского Кодекса, устанавливающего общие правовые основы, на которых происходят конкурсные торги и аукционы, российское законодательство имеет разветвленную сеть правовых документов. Эти правовые акты, так или иначе, регламентируют, как общий ход проведения подобных торгов, так и определяют, кто может быть участником и на каких основаниях.

Основополагающими правовыми актами при проведении муниципальных торгов являются такие документы, как:

  1. Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  2. Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Некоторые моменты применения этих законов закреплены в дополнительных нормативных актах, например, в постановлениях Правительства от 08.11.2013 г. № 1005, от 04.02.2015 г. № 99,

Также есть немало правовых актов, связанных со специфическими торгами и проведения муниципальных торгов. Так, например, при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе – проведение аукционов в электронной форме, применяется Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При заключении договоров в рамках приватизации государственного или муниципального имущества, в том числе – в электронной форме действует — Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», постановление Правительства РФ от 27.08.2012 № 860 «Об утверждении Положения об организации и проведении продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества в электронной форме».

При заключении договоров по переходу имущественных прав, предусмотренных Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ — Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Они касаются отношений в рамках заключения хозяйственных соглашений, договоров на право пользования участками недр, договоров о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договоров пользования водными биоресурсами (электронная форма прямо не предусмотрена, но и не запрещена).

Таким образом, при выборе участия в том или ином муниципальном  аукционе или конкурсе, нужно, прежде всего, понять — под действие какого именно закона попадает участник и  соответственно, какие предъявляются к нему определенные законами требования.

Какие  существуют требования к участникам торгов

В общем понимании, существующего законодательства, каких-то специфических требований и какими должны быть участники муниципальных торгов, проводимых на государственном или муниципальном уровне нет.

Однако в положениях, содержащихся в законах 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также в других нормативных документах, например, в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, муниципальный заказчик может установить свои требования к участникам торгов.

Например, при приватизации объекта недвижимости, относящийся к коммунальному хозяйству (городская котельная), заказчик может потребовать у участника конкурса наличия соответствующей лицензии или права на эксплуатацию подобных объектов. Тоже самое относится к некоторым областям строительства или природопользования.

В целом же, требования к участникам муниципальных торгов сводятся к тому, что:

  • отсутствие у участника задолженности или недоимки по налогам (в случае наличия — должны быть указаны существенные причины для их обоснования);
  • отсутствие у частного лица, руководителя и других должностных лиц компании-участника судимости в экономической сфере (исключение — погашенная или снятая судимость);
  • у участника должны быть исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (исключение — контракты на создание произведений литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма, или на обладание программным продуктом);
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и участником (то есть первые лица компаний заказчика и исполнителя не могут состоять в родственных связях, так как всем участникам тендера должны быть обеспечены равные условия);

  • участник тендера не может быть офшорной компанией, особенно это касается вопросов, когда на торги выставляется муниципальная недвижимость и торги муниципального фонда или участков земли.
  • участие в торгах предприятий, которым принадлежит муниципальная собственность. Участниками аукциона на продажу (то есть покупателями государственного и муниципального имущества) не могут быть государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.
  • информации об участнике не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков;
  • деятельность юридического лица не должна быть приостановлена;
  • компания не должна быть ликвидирована;
  • юридическое лицо или физическое лицо не должно быть банкротом (по решению суда на момент принятия заявки).

Здесь следует также иметь в виду, что имеется и применяется норма закона, согласно которой, сделка является ничтожной, если устанавливается, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение.

Также могут быть предъявлены дополнительные требования на участие в торгах по муниципальным контрактам такие как, например:

  1. участник торгов должен иметь соответствующую положительную деловую репутацию
  2. иметь опыт работы или деятельности, связанной с реализуемыми на торгах услугами или поставкой товаров.
  3. иметь необходимые финансовые средства не только для внесения залога для участия в торгах, но и для выполнения всех условий по выполнению положений подписываемого контракта.
  4. необходимый уровень квалификации, особенно если это касается вопроса использования промышленного оборудования, например, инженерных сетей или средств коммуникации.

В целом, рассматривая требования к участникам муниципальных торгов, каких то особых препятствий к тому, чтобы участвовать в подобных торгах, нет ни у обычных людей, ни у ИП (индивидуальных предпринимателей), ни у компаний и прочих юридических лиц (в том числе и некоммерческих).

Какие документы нужно подготовить, чтобы стать участником муниципальных торгов

В независимости от того, в какой форме проходят муниципальные торги и аукционы, в том числе и в электронной форме, список документов, который регламентируется ФЗ 44 и  ФЗ 223 практически идентичен для всех типов торгов. Правда имеются некоторые исключения для тех моментов, когда проводятся какие — то специальные торги, где заказчик  (муниципальные заказчики как участники торгов) может произвольно установить дополнительный список требуемых для регистрации участника документов.

Общий список документов, необходимых для участия в торгах выглядит следующим образом:

  1. заявка на участие. Как правило, такое заявление на торги муниципального имущества даже в электронной системе торгов, имеет стандартную форму и ее можно заполнить на торговой площадке, где проводятся торги. Это даже это можно сделать прямо на сайте муниципального образования, где прилагаются уже готовые бланки заявлений. Также заявки на торги муниципального имущества могут быть поданы и обычным способом, не позднее, чем за тридцать дней до начала конкурса. Отправляется она заказным письмом (с уведомлением) на адрес конкурсной комиссии муниципалитета. Если заявка подается юридическим лицом, то она должна быть обязательно заверена подписью руководителя компании и печатью.
  2. опись прилагаемых к заявке документов в 2х экземплярах
  3. документы о юридическом лице (название, адрес, ИНН, свидетельство о государственной регистрации);
  4. выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (или их нотариальные копии);
  5. копии учредительных документов — устав коммерческой компании, список учредителей или выписка из реестра акционеров.
  6. справка об отсутствии налоговой задолженности или ИНН для частного лица
  7. документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени участника конкурса (копия решения о назначении на должность руководителя или доверенность);

  1. копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (арендодателя) на предоставление лицом, с которым заключается договор, соответствующих прав третьим лицам, или указание на то, что передача соответствующих прав третьим лицам не допускается. См. подпункты 19 пунктов 40 и 114 Правил (Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67.). Применяется для случаев проведения торгов по аренде или субаренде муниципального имущества.
  2. копия приказа о назначении главного бухгалтера;
  3. документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства).
  4. выписка из банковского счета или иной платежный документ, подтверждающий, что у участника есть достаточно финансовых средств на выполнение конкурсных условий
  5. платежный документ, подтверждающий о внесении в необходимом размере на счет конкурсной комиссии задатка для участия в торгах. Если участник не стал победителем такого конкурса, то задаток ему возвращается в полном размере, за вычетом суммы комиссий, связанных с расходами на проведение торгов и аукциона.

Как только участником собраны все документы для участия в муниципальных торгах, они предоставляются конкурсной комиссии на рассмотрение. Обычно такое рассмотрение должно быть по срокам не более 10 дней со дня подачи документов. При подаче документов также нужно особое внимание обратить на то, чтобы при приеме документов была составлена полная опись и занесение соответствующей записи в журнал или реестр регистрации принятых конкурсных заявок.

Если по каким — то причинам претендент на участие в муниципальных торгах не выполнил требования к документам, то если имеется время, он до начала конкурса имеет полное право внести недостающие документы или внести в них изменения.

Если конкурсная комиссия отклонила поданную заявку, то можно апеллировать такой отказ в обычном судебном порядке (арбитражном суде). Но, как правило, такой шаг малоперспективен, так как оспорить результаты уже состоявшихся торгов вряд ли будет возможным.

В заключение

Можно также отметить, что приведенные правила и условия, как участвовать в муниципальных торгах, не столь сложны, как может показаться на первый взгляд. В любом случае, прежде чем решить подать заявку на участие в муниципальных торгах,  будет вполне уместным, ознакомится с Регламентом торгов, которые имеются на конкретной торговой площадке, и которые опубликованы на сайте почти каждого муниципального образования в Российской Федерации.

Добавить в закладки