Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления

ФЗ 94 о госзакупках: что нужно знать

1-fz-94-o-goszakupkah-osobennosti-i-prakticheskie-aspektyi-primeneniya

Развитие системы государственного и муниципального заказа через формы торгов и  электронных аукционов требует четкой нормативной базы, без которой сложно представить эффективность ее работы.

Основное назначение правовых положений, регламентирующих все моменты, связанные с электронными торговыми площадками  и аукционами, где происходит размещение государственного заказа, состоит в том чтобы:

  1. Обеспечить прозрачность всей системы государственных контрактов, что должно в первую очередь снизить коррупционную емкость госзакупок на всех этапах  проведения конкурсов.
  2. Равный доступ к торгам компаний, предпринимателей любых форм собственности
  3. Защита интересов, как заказчика, так и участника конкурсов от неправомерных действий со стороны государственных и прочих надзорных органов, так и от банального мошенничества, наличие которого является для многих сдерживающим фактором
  4. Формирование условий, при которых обеспечивается конкурентная среда в сфере экономики, непосредственно связанная с государственными предприятиями и  обеспечением  государственных нужд

Существующая  на сегодняшний день нормативная  база определяющая уровень,  состав и  технологию участия в госзакупках,  представлена такими законодательными актами как ФЗ  223 , ФЗ 44 и ФЗ 94. Каждый из них имеет свою задачу и сферу обеспечения правого режима в  системе государственных контрактов.

В этой статье будет рассказано о том, что такое федеральный закон 94 фз госзакупки, каким именно образом он  определяет правовые рамки работы аукционов (см. Госзакупки: как осуществляется электронный аукцион) и тендеров по государственному заказу, и какие наиболее существенные его  нормы  необходимо знать тем, кто решил свой бизнес построить на государственном или муниципальном заказе.

Федеральный закон о госзакупках 94 фз – достоинства и недостатки

Как уже было сказано выше, принятый  2005 году ФЗ о госзакупках 94  был призван обеспечить не только законодательное регулирование и обеспечение государственного или муниципального заказа, но и способствовать снижению коррупционной составляющей в  этой важной экономической сфере, что должно в конечном итоге сформировать в стране положительный инвестиционный климат.

К основным достоинствам этого нормативного акта, относят, прежде всего:

  1. Снижение порога требований для тех, кто принял решение участвовать в конкурсных торгах. Квалификационные требования к участнику аукциона приведены в соответствие с тем  уровнем выполняемых работ, которые существуют в обычной коммерческой практике. Например, ограничено  применение квалификационных требований к исполнителю госзаказа  при строительных работах стоимостью менее 50 млн. рублей. Также снижено или вообще устранено квалификационное требование к участникам при размещении заказов на проведение НИОКР, проектных и аварийно – спасательных работ, реставрацию памятников, исторических зданий и музеев, оказания медицинских или  аудиторских услуг, не подпадающих под специальные требования безопасности и соблюдения прав личности.
  2. Другой положительной стороной ФЗ 94 госзакупки,  является создание условий, при которых заказчик  продукции  или услуг  (государственный или муниципальный орган власти или предприятие)  может манипулировать проведением конкурса и его результатами. В  частности отсутствует, существовавшее ранее требование и  фактический запрет, на  истребование у участника различных документов, подтверждающие какие либо сведения, как о самом исполнителе, так и о его продукции и услугах, кроме тех, что прямо  указаны в конкурсных документах. Также существенно ограничен и срок на  изучение такой информации  (10 дней, вместо прежних 20-ти) заказчиком. С одной стороны это устраняет условия манипуляции заказчиком  конкурса когда, например, «не  нужные» для него изначально участники отсекаются путем выставления завышенных требований по предоставлению каких – либо документов, различных справок, сведений  и т.п. Хотя надо признать, что  в некоторых случаях заказчик может быть в весьма  неудобном положении и ему приходится «верить на слово» исполнителю работ. Это особенно связанно с высокими  технологиями и информацией, когда нельзя проверить подлинность знаний и умения работать до тех пор,  пока полностью не будет выполнен заказ и  результаты не «окажутся на лицо».

В данном случае 94 фз закон о госзакупках  предоставляет заказчику весьма ограниченный набор  средств и инструментов для защиты своих интересов  от недобросовестного поставщика или  исполнителя работ.

К таким мерам относятся, например:

  • Представление исполнителем банковской  гарантии,  покрывающей 30% стоимости всего  заказа.
  • Применение правовых, в том числе и судебных санкций для тех, кто  решил применить мошеннические схемы  при участии в  конкурсе.
  • Механизм поэтапной приемки работы или услуг, с такой же поэтапной оплатой за фактически сделанную операцию.
  • Ведение реестра недобросовестных заказчиков и исполнителей. Однако такой «черный список» может иметь довольно ограниченный эффект, поскольку создать фирму прокладку или однодневку не представляет большого труда.

Несмотря на то, что федеральный закон 94 о госзакупках дал существенный положительный эффект в сфере применения контрактной и конкурсной системы  госзакупок, все же ему не удалось значительно устранить такие негативные моменты как, например:

  1. Использование административного ресурса крупными заказчиками (федеральные и региональные органы власти, крупные государственные корпорации). На практике это выглядит так, что, например, если на конкурс вышел исполнитель, который по каким – то причинам  не  угоден  для заказчика, то к нему  применяются  различные меры административного воздействия вплоть до  угроз проведения проверок компании, не предоставление кредитных ресурсов и т.п.
  2. В данном случае закон 94 фз о госзакупках практически бессилен. Ибо отсечь именно эту коррупционную составляющую он не в состоянии, как впрочем, этого не могут сделать и другие правовые системы государства.

Заключение

В целом же, подводя итог сказанному, можно в качестве заключения сделать вывод, что, несомненно, 94 федеральный закон о госзакупках сыграл свою положительную роль в совершенствовании системы государственных контрактов  уже тем, что сформировал вполне приемлемые условия конкуренции, о чем раньше могли только мечтать российские предприниматели малого и среднего бизнеса.

Добавить в закладки