Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления
8 800 555 79 18
Звонок по России бесплатный

Инвестиции на художественном арт — рынке. Особенности инвестиционного анализа

533

В современной практике инвестиций все больше набирает силу тренд ухода от традиционных форм вложений капитала, таких как недвижимость, или валютный рынок, в активы, имеющие нематериальный характер, начиная от информации, и заканчивая эксклюзивными проектами, типа продление жизни и т.п.

Особое место в этой новой системе управления капитала и инвестиций занимает рынок искусства или арт — рынок. С одной стороны инвестиционные активы на этом рынке имеют отношение к нематериальной сфере — так называемые «вечные ценности», искусство, красота эстетичность. С другой стороны большинство из них имеет и конкретную материальную форму, например, художественные картины, скульптуры и т.п.

Несмотря на то, что такой рынок довольно специфичен,  он привлекает все больше инвесторов, причем не только олигархов, способных отдать за картину художника начала ХХ века несколько десятков миллионов долларов, но и широкий круг обычных инвесторов, покупающих картины современных художников на выставках и других подобных мероприятиях.

В целом привлекательность этого вида инвестиций состоит в том, что:

  • увеличивающаяся стоимость во времени без его ограничения, когда не происходит амортизация или обесценивание традиционных материальных активов
  • уникальность, что практически исключает конкуренцию однотипных произведений
  • возможность неограниченного выбора
  • доступность рынка практически для любого инвестора, в любом направлении арт — рынка

Однако несмотря на все эти очевидные достоинства инвестиций в арт — активы все же существуют некоторые особенности, главной из которых является отсутствие единой методики того, как оценить перспективность вложений в ту или иную картину или другое художественное произведение. Каким образом спрогнозировать эффективность вложенного в них капитала и оценить риски?

В этой статье будет рассказано о некоторых формах инвестиционного анализа, применяемого на инвестиционном арт — рынке. Это в практическом плане поможет не только оценить насколько эффективно будут вложены деньги инвестора, но и позволит избежать многих рисков.

Инвестиции в искусство — это вложение денег в художника и его имя

Главную особенность, которую должен знать инвестор при вложении денег в предметы искусства, особенно авторского, что в первую очередь ценность таких инвестиционных активов определяется не материалом, техникой исполнения, а именем художника, его известностью. Взять, к примеру, многие работы современных авторов. За небольшим исключением многие очень высококлассные работы остаются неизвестными никому, просто потому,  что ни имя художника не известно, ни его другие работы.

Таким образом, инвестор, покупая картину мечтая, что вложенные деньги принесут ему хороший доход через пару десятков лет, должен понимать, что его картина так и может остаться невостребованной, и ей будет суждено провисеть в гостиной, если имя автора малоизвестно, если известно вообще. Вот собственно почему для инвестора важно понимание того, что арт — рынок — это система его аукционов, выставок, галерей, и главное — бренд художника.

Для того чтобы в практическом смысле работать с такими инвестициями, необходимо придерживаться определенного алгоритма инвестиционного анализа, имеющего мало общего с традиционными формами оценки финансовых инвестиций.

Этот алгоритм можно представить в следующем виде:

  • Оценка инвестором собственного отношения к художнику и его картинам.

Несмотря на то, что это в целом субъективный подход к оценке инвестиций, но все дело в том, очень важно, чтобы инвестор сам был «влюблен в инвестицию», ибо в противном случае ему будет сложно выдержать тот уровень искренности, который отличает хорошие инвестиции от стандартных. Инвестору должны искренне нравиться произведения, выбранного им художника.

Если работы не близки — лучше отказаться от инвестирования и продвижения. Инвестор должен ощущать постоянное удовольствие от их созерцания и владения ими. К примеру, это позволяет без лишней нервозности переживать долгие безрезультатные переговоры с потенциальным покупателем — удовольствие получаешь уже от самого факта просмотра произведений.

Переживать из — за невысокой ликвидности, присущей современному искусству не стоит: ведь все то время, что полотна или скульптуры будут ждать продажи, они будут радовать своего временного владельца.

  • Расчет оптимального количества инвестиционных арт — объектов. Весьма непростой вопрос, который должен решить для себя инвестор, поскольку приобретение картины — это только начало инвестиции, ведь ее еще надо где-то хранить, периодически показывать на выставках и т.п.

Обычно оптимальным решением является диверсификация инвестиции по авторам, например по 2 работы каждого автора. По периодам — например, картины художников 90- х  годов, картины современников и т.п.

Общий портфель активов, как правило, зависит от материальных возможностей и целей инвестора. Можно, например, купить 100 картин современных, но малоизвестных художников по весьма недорогой цене. Но на «раскрутку» их имени придется  затратить и время и дополнительные деньги (например, выставлять в галереях). А можно купить 3 картины более ранних, но уже известных авторов.

  • Оценка стоимости имени автора и ценность бренда его авторских работ.

Это самый сложный момент при инвестиционном анализе. Как правило, его можно произвести либо с участием экспертов (причем их услуги недешевы), либо потратить время на самостоятельное брендирование приобретенных картин. Например создав собственную арт — галерею в интернете, где можно последовательно произвести оценку имеющихся работ на основе анализа спроса со стороны потенциальных покупателей.

  • Яркость и неповторимость стиля картин художника, отсутствие стандарта.

Ценность инвестиций на арт — рынке напрямую связана с уникальностью работы. Чем она выше – тем дороже картина. Если же говорить языком практика, то на картинах, не имеющих яркой индивидуальности мастера, всегда как — будто «написана» их цена, как правило, не высокая.

Работа теряет творческую уникальность, оставляя за собой только интерьерные или декоративные свойства, т.е.  она ценна настолько, что ей место только в гостиной или в офисе. Такая живопись или графика может вполне активно продаваться, но всегда дешево и без претензий на высокое искусство.

Это не значит, что ярко индивидуальные творческие работы сразу станут дорогими. Но главное, что цена на них заранее уже не «написана». Они могут стоить и тысячу рублей, и миллион, и гораздо больше  в зависимости от известности автора и отношения к нему.

Активный инвестор тем и занимается, что продвигает (рекламирует)  автора. Таким образом, наличие уникального (хотя бы оригинального) творческого почерка — это один из важнейших критериев выбора объекта инвестиций конкретного автора.

  • Оценка наличия архива или портфеля работ художника.

Обычно все художники работают не только над одной картиной, и, как правило, у него имеется архив как законченных, так и незавершенных работ. Чем их больше в архиве, тем соответственно при их попадании на рынок, стоимость всех картин будет меньше. Чем меньше картин художника, которые потенциально могут выйти на рынок, тем соответственно эта ограниченность количества прямо повлияет на стоимость работ этого автора, в сторону увеличения цены.

Оценка архива может быть достаточно просто произведена, если художник часто выставляется, у него есть какой-нибудь каталог работ. В других случаях потребуются усилия, чтобы сделать такую оценку, иногда прибегая к прямым контактам с самим автором.

В заключении

Можно отметить, что приведенные принципы и методы оценки инвестиций в искусство на практике более разнообразны. Но, даже придерживаясь общей схемы или алгоритма, инвестор может не только правильно сформировать эффективный инвестиционный арт-портфель, но и избежать многих рисков, от которых не застрахован даже рынок искусства.

Добавить в закладки
x

ПОЛУЧИТЕ ПОДАРОК
ОТ СПИКЕРА