Инвестиции в авторские права или как получать прибыль от того, что нравится
В своем большинстве инвесторы выбирают для вложения те активы, финансовые инструменты, которые могут принести наибольшую прибыль. Это вполне укладывается в традиционную логику финансового поведения, как прошлого 20 века, так и начала нашего тысячелетия. Однако времена меняются. Привычные инвестиционные инструменты такие, как ценные бумаги (акции, облигации), драгоценные металлы и недвижимость, стали постепенно заменяться новыми формами вложения капитала.
В частности, на первое место в прошлом 2017 году по интересу частных инвесторов вышли такие новые для рынка активы, как криптовалюты во главе с непотопляемым Биткоином. По сути, это активы, которые не существуют в физической природе — это обычная информация, имеющая специальные коды шифрования, и тем нее менее обладающая вполне реальной стоимостью на рынке.
Информационные активы, таким образом, вышли на первый план, как для создания на их основе бизнеса, так и для вложения капитала. Но кроме криптовалют и других информационных активов, существует целый ряд возможностей инвестировать в, так называемую, интеллектуальную собственность.
Причем, это могут быть инвестиции не только в научные знания или технологии, сложные компьютерные программы. Есть реальная возможность получить доход от инвестирования в понравившееся музыкальное произведение какого — нибудь музыканта или продюсера интересного видеоматериала.
Обо всем этом и то том, что такое интеллектуальная собственность, авторские права и как в них инвестировать, будет рассказано в этой статье.
Содержание статьи
Авторские права как инвестиционный актив
Во множестве литературных источников даются разные определения или понятия того, что такое интеллектуальная собственность и авторское право. Чтобы опираться на более определенные критерии того, что такое авторское право и какими правовыми особенностями оно обладает, как инвестиционный актив, будет разумным обратиться к правовым источникам.
Так, например, Конституция Российской Федерации устанавливает авторское право как одно из основных прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных и охраняемых государством. В частности, п. 1 ст. 44 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Таким специальным законом является ФЗ « О защите авторских прав» от 1993 года, где дано четкое определение, что к объектам авторского права относятся:
- литературные произведения,
- драматические и музыкально-драматические произведения,
- сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайн, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства.
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения.
Кроме этого, в понятие авторского права входят различные патенты на изобретения, на компьютерные программы и прочие активы, связанные с информацией. Таким образом, к понятию авторского права, как части интеллектуальной собственности, относится то, что является плодом творчества любого человека.
Однако, как и за любой труд, автор должен получать соответствующе вознаграждение и такое вознаграждение носит название роялти или франшиза. Основой доход того, кто владеет этим авторским правом, как раз и составляет роялти за пользование каким — либо продуктом интеллектуальной собственности. Можно сказать, что роялти — это есть оплата инвестиций.
В общем смысле получается так, что инвестор, приобретя на рынке или непосредственно у автора все права на то или иное творческое произведение, он получает в качестве дохода некоторый финансовый поток в виде роялти на всем протяжении времени владения этой инвестицией. Далее мы расскажем, какие же формы инвестиций в творческих произведениях существуют в настоящее время и как можно от этого инвестору получать дивиденды.
Инвестиции в творчество – особенности и перспективы
Как и любой инвестиционный актив, авторские права и интеллектуальная собственность имеют свои сильные и слабые стороны.
Чем привлекательны инвестиции в творческие активы:
- возможность получить прибыль, многократно превышающую стоимость вложенного капитала.
- гигантский рынок творческих произведений, начиняя от текстов, стихов и заканчивая музыкальными концертами и телевизионными сериалами.
- возможность использовать несколько форматов творческих активов для диверсификации рисков.
- нет необходимости существенных капитальных вложений в творческие активы, что фактически сводит до минимума риск потери или кражи.
Основными рисками интеллектуальных инвестиций является то, что сейчас практически любое творческое произведение подвержено риску контрафакта, подделки и откровенного плагиата. Кроме этого, творческие активы могут потерять значительно в стоимости со временем когда, например, проходит мода на ту или иную музыку, стиль одежды, творчество того или иного художника.
Как можно инвестировать в авторские произведения
С появлением в начале 21 века информационных технологий, средств копирования и распространения информации, у обладателей авторских прав появилось множество проблем, связанных с оплатой и получением вознаграждения за свои творческие произведения. Появилась даже целая индустрия, основанная на тиражировании пиратских копий, практически во всех видах музыкального и художественного творчества.
Настоящим бедствием для авторов стал плагиат, который используется не только на концертных площадках, медиа ресурсах, но и даже для написания научных диссертаций. В этих условиях авторам пришлось пойти на использование известных инвестиционных технологий.
В конце ноября 2017 в продаже появились роялти — акции репера Эминем по каталогам с 1999 по 2013 год. Акции предлагает компания Royalty Flow. Всего к продаже предлагается 3,3 миллиона акций. Приобрести минимальный пакет в размере 300 акций можно за 2250 долларов.
Эминем не первый музыкант, решивший выпустить ценные бумаги. Первые облигации на 55 миллионов долларов, обеспеченные отчислениями за записанные песни, в 1997 году разместил рок-музыкант Дэвид Боуи (знаменитые «бонды Боуи»). Облигации были выпущены на 10 лет, с доходностью 7,9%.
После выпуска бондов Боуи, Дэвид Пулман – банкир, который провел сделку, был провозглашен журналом Таймс одним из самых влиятельных финансовых новаторов.
Идея использовать ценные бумаги в качестве средства привлечения финансирования понравилась знаменитостям. По стопам Боуи последовали и другие исполнители.
Музыкальный R&B дуэт Николаса Ашфорда и Валери Симпсон в 1999 году выпустил облигации на сумму 25 миллионов долларов. В том же 1999 году Джеймс Браун при поддержке Пулмана выпустил облигации на 30 миллионов долларов.
Облигации выпускались не только на музыкальном рынке, но и под залог литературных произведений (Джон Стейнбек, «Гроздья гнева») и целых фильмотек.
В связи с массовым распространением пиратских копий в интернет — среде, звукозаписывающая индустрия пришла в упадок. Ценные бумаги музыкантов, обеспеченные отчислениями за авторские права, потеряли привлекательность для инвесторов. К тому же в 2004 году агентство Moody’s понизило рейтинг по “бондам Боуи” на целых три пункта.
Ситуация начала улучшаться в конце 2015 года. После почти 15 лет снижения доходов, в музыкальном сегменте началось восстановление. Во многом этому поспособствовало появление стриминг — сервисов. По мнению Goldman Sachs глобальные доходы музыкального сектора увеличатся до 41 миллиарда долларов к 2030 году.
На помощь авторам и инвесторам в авторские права опять пришли новые технологии и, в частности, блокчейн — системы. Блокчейн — это система распределенного распространения и хранения информации (любой). Ее особенность состоит в том, что в отличие от хранения информации на одном компьютере или сервере, в блокчейне она хранится на множестве носителей. В этом случае фактически нереально ни украсть, ни подделать, ни сделать пиратскую копию.
Еще такие блокчейн — системы называются пиринговыми системами или Р2Р (буквально — «от пользователя к пользователю»). Используя такие технологии, любой обладатель авторских прав или инвестор, может быть полностью застрахован от хищения или подделки уникального творческого произведения. Кроме этого, плата авторских прав или роялти может происходить фактически моментально.
Например, пользователь в интернете имеет желание послушать музыку или посмотреть фильм. Для этого ему достаточно перевести со своего смартфона на блокчейн адрес (цифровой кошелек) инвестора незначительную сумму. Это можно сделать как обычными деньгами, так и биткоинами. На все это уйдут буквально секунды и доли процента комиссии.
В качестве примера приведем несколько таких вариантов использования блокчейн сервисов при инвестировании в авторские права:
- Платформа Bittunes позволяет независимым артистам делиться своим творчеством с фанатами напрямую. Для платежных операций используется криптовалюта биткоин. Android-приложение самофинансируемого проекта работает с 2013 года.
- Платформа Ujo Music получила известность благодаря сотрудничеству с британской певицей Имоджен Хип. В октябре 2015 года прототип проекта помог исполнительнице выпустить песню Tiny Human на блокчейн-платформе Ethereum. Решение позволяет поклонникам исполнительницы платить за скачивание музыки, организацию трансляций, создание ремиксов и синхронизацию. При этом все платежи осуществляются в криптовалюте Ether и перечисляются напрямую Имоджен и её соавторам.
- Основатель музыкальной платформы PledgeMusic Бенжи Роджерс готовится представить блокчейн-проект Dot.blockchain. Он предназначен для музыкальных исполнителей, композиторов, менеджеров и правообладателей, а также всех участников музыкальной и смежной индустрий. За счёт открытого протокола, учёта лицензий и технологии блокчейн Dot.blockchain создает справедливый и прозрачный способ коммерциализации искусства. При этом от 5% до 25% прибыли основатели проекта будут жертвовать на нужды учебных заведений для музыкантов.
- PeerTracks — один из первых блокчейн-сервисов для любителей музыки. Это стриминговая и торговая платформа, поощряющая музыкальных поклонников к поиску новых исполнителей и реализации их произведений. В основе функционирования сервиса лежит технология блокчейн MUSE.
- Блокчейн-стартап Stem привлек к себе внимание после привлечения финансирования в размере $4,5 млн. Проект позволяет исполнителям загружать свою музыку и видео на YouTube, Spotify, Apple Music, Soundcloud и другие платформы. После чего у музыкантов появляется возможность следить за использованием своих произведений и справедливо распределять заработок в соответствии с запрограммированными смарт-контрактами.
В качестве заключения
Таким образом, благодаря появлению новых цифровых технологий, можно инвестировать в авторские права как напрямую, покупая долю в музыкальном проект или произведении, так и через различные краудинвестинговые или стартап — платформы. Чем примечательны эти форматы инвестиций, так это тем, что ими может воспользоваться любой человек, став инвестором своего любимого артиста и вложив в него свои небольшие деньги. И потом ему только остается получать от каждого скаченного в сети ролика часть своих дивидендов от оплаты за авторские права (роялти).