Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления

Муниципальные торговые площадки

В этой статье будет рассказано о существующей практике использования муниципальных торговых площадок (включая и электронные муниципальные торги), о том на какой правовой базе построена их работа, и о том, на каких именно электронных торговых платформах можно принять участие, как предпринимателям, так и обычным гражданам.

В российской практике государственных и муниципальных закупок и контрактов, все большее значение приобретает использование современных технологий. Такими технологиями являются, в частности,  муниципальная торговая площадка, на которой муниципальные органы власти и управления, могут размещать свои заказы на поставку товаров и предоставления услуг для местных нужд.

В этой статье будет рассказано о существующей практике использования  муниципальных торговых площадок (включая и электронные муниципальные торги), о том на какой правовой базе построена их работа, и о том, на каких именно электронных торговых платформах можно принять участие, как предпринимателям, так и обычным гражданам.

Муниципальные торговые площадки – правовые основы и практика работы

В первую очередь любой, кто решил начать свою работу с муниципальными электронными торговыми площадками, должен, как минимум, знать, на какой правовой базе строится  работа, как проводятся электронные муниципальные торги, и о том, какое место занимают подобные формы размещения муниципального заказа в России. Для начала, нужно обратить внимание на основополагающие нормативные акты, которые прямо регулируют деятельность электронных торговых площадок, где размещаются государственные и муниципальные заказы и определяют технический порядок того, как должны проводится электронные торги муниципального имущества.

Таким законодательным документом, является принятый в апреле 2013 года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот закон устанавливает требования в системе государственных и муниципальных закупок в части, касающейся планирования закупок, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), использования электронных аукционов при закупке товаров, работ, услуг.

В Законе предусматривается углубление методологии мониторинга закупок, использования аудита и контроля для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок. Этим законом также установлены и основные принципы того как должны  проводится электронные торги для государственных и муниципальных нужд.

Такими принципами являются:

  • принцип открытости и прозрачности, в соответствии с которым информация размещается в единой информационной системе, она должна быть полной и достоверной;
  • принцип обеспечения конкуренции, создания равных условий для всех участников закупочной деятельности;
  • принцип профессионализма заказчиков, специализированных организаций, контрольных органов, должностных лиц, занятых в сфере закупок;
  • принцип стимулирования производства, закупок инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • принцип единства контрактной системы, а также мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок;
  • принцип ответственности за результативность и соблюдение требований, установленных нормативными и регламентирующими документами, при закупке товаров и услуг.

Другим нормативным актом, непосредственно связанным с проведением муниципальных торгов на электронных площадках, а также определяющий общий порядок того,  как  должны проводится  электронные торги, муниципальные закупки является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Полное его наименование —  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»5 (далее – «Закон №94-ФЗ»). Этот закон является основным нормативно-правовым актом, регламентирующим правоотношения в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Торговые площадки муниципалитетов Краснодарского края
Торговые площадки муниципалитетов Краснодарского края

Этим нормативным актом установлены основные требования к технологии проведения самих муниципальных  торгов, включая и электронные торги для муниципалов.

В частности, этим законом регламентированы такие положения:

  1. отсутствие платы за пользование электронной торговой площадкой с заказчика, т.е. с муниципального образования
  2. четко прописана процедура аккредитации на торговой платформе всех участников — список документов, наличие счетов, создание и активации ЭЦП (электронной цифровой подписи).
Электронная система муниципальных торгов
Электронная система муниципальных торгов
  1. прописано требование о предоставлении залога участником электронных торгов
  2. оператор электронной площадки осуществляет ведение реестра участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке;
  3. проведение открытого аукциона в электронной форме разрешено без ограничений начальной (максимальной) цены контракта (лота) (в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (лота) не превышает три миллиона рублей. Извещение может быть размещено на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе;
  4. введена процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Каждая электронная площадка, где муниципальные торги  проводятся,  имеет  свой  собственный регламент  проведения процедуры торгов. Рассмотрим в краткой форме работу наиболее известных государственных и муниципальных торговых площадок, которые используются на всей территории России или в ее отдельных субъектах.

Торговая площадка ММВБ
Торговая площадка ММВБ

Самыми активными торговыми площадками, где размещается более 80% муниципальных заказов и контрактов, являются следующие электронные торговые площадки:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ» (автоматизированная система торгов);
  • ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан»;
  • ООО «Единая электронная торговая площадка»;
Торговая площадка РТС тендер
Торговая площадка РТС тендер
  • ООО «РТС-тендер»;
  • ЗАО «ММВБ-ИТ».

Ведущее положение занимает ЗАО «Сбербанк-АСТ», где было заключено 2 069 235 контрактов, или 52,7 процента к итогу. Примерно по 19 процентов от общего числа контрактов было заключено на электронных площадках ООО «РТС-тендер» и муниципальная площадка торгов ОАО «Единая электронная торговая площадка», по 4,5 процента на площадках ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан».

Динамика  заключения контрактов на муниципальных торговых площадках

Особый интерес представляют данные по торгам на муниципальных торговых площадках, где принимают участие малые и средние предприятия. Как правило, электронные торги муниципальных нужд составляет порядка  90% от всех заключенных контрактов.

Как видно из таблиц, впечатляет не только объем торгов, исчисляющийся сотнями миллиардов рублей, но и тем процентом экономии, которая является результатом проведения конкурсных торгов. Причем, эта экономия имеется, как для местных муниципальных бюджетов, так и для участников, так как одно дело купить оборудование или объект недвижимости на обычном коммерческом рынке и других на аукционах, где цены могут быть на порядок ниже. А другое дело – на конкурсных муниципальных торгах.

Основными моментами, позволяющими получить существенную экономию, как для муниципальных  бюджетов, так и для участников торгов являются, например, такие стадии формирования конечной цены аукциона и торгов, как:

  • на этапе планирования — когда при формировании начальной (максимальной) стоимости лота используются нормативные, прогрессивные стоимостные параметры. Например, оценка не по кадастровой стоимости объекта недвижимости, а по его рыночной стоимости.

Причем, торги на муниципальную площадь жилого  фонда пока  в основном проводятся  не  в  электронной форме,  а  в  виде обычного открытого аукциона.

  • на этапе размещения заказа — когда стоимость контракта формируется в результате конкурентного снижения начальной (максимальной) стоимости;
  • на этапе реализации контракта — когда снижение стоимости достигается за счет применения прогрессивной технологии, оборудования, совершенствования организации производства.

Немаловажный факт, который способствует развитию среды муниципальных торгов, в том числе и через  применение электронных торгов, является то, что фактически исключается коррупционная составляющая, которая, как известно, больше всего влияет на неэффективность заключаемых муниципальных контрактов.

Муниципальные торговые площадки

Кроме работы государственных и коммерческих торговых площадок, которыми пользуются в основном небольшие муниципалитеты, многие крупные муниципальные образования имеют и свои собственные электронные торговые площадки. В частности, очень интересен в этом плане опыт города Новокузнецка (Кемеровская область).

Здесь имеется своя муниципальная площадка торги, на которой осуществляются через АИС «Госзаказ» Кемеровской области.

Сайт города Новокузнецк и раздел, посвященный муниципальным государственным торгам и закупкам
Сайт города Новокузнецк и раздел, посвященный муниципальным государственным торгам и закупкам

На сайте администрации города есть отдельный раздел, посвященный работе торговой системы по муниципальному и государственному заказу, где имеется вся необходимая информация о том, как произвести подачу заявки, как принять участие в конкурсных торгах, и какие требования имеются  к заказчику и участникам торгов.

Подача заявки на муниципальные торги в АИС г. Новокузнецка
Подача заявки на муниципальные торги в АИС г. Новокузнецка

Например, есть прямое указание на то, как и в какой форме производится подача заявки в АИС:

  • Место доставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • Условия поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • Срок поставки товаров или завершения работы либо график оказания услуги;
  • Порядок и срок приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги;
  • Порядок и срок оформления результатов такой приемки;
  • Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;
  • Сроки, форма, порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • Порядок формирования цены контракта (цены лота);
  • Обеспечение исполнения контракта (размер, срок предоставления, порядок предоставления, реквизиты заказчика для передачи ему в залог денежных средств;
Заявка на участие в муниципальных торгах г. Новокузнецка
Заявка на участие в муниципальных торгах г. Новокузнецка
  • Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • Возможность по согласованию с участником закупки изменить существенные условия контракта;
  • Срок, в течение которого победитель должен подписать проект государственного контракта;
  • Наименование лицензий, допусков и других документов (при необходимости);
  • Отсутствие сведений в РНП (общефедеральный Реестр недобросовестных поставщиков) участника закупки, учредителей, членов коллегиального, единоличного исполнительных органов.
Портал муниципальных закупок
Портал муниципальных закупок

Другой интересный пример работы муниципальной торговой площадки имеется в областном центре – в г. Челябинске. Здесь имеются разделы, посвященные различным этапам участия в муниципальных или государственных закупках.

Муниципальная информационная система по торгам
Муниципальная информационная система по торгам

Имеется также реестр текущих заявок, а также вся информация, связанная с повседневной работой этой муниципальной торговой площадки. Следующей  муниципальной торговой  площадкой, которая может представлять интерес для общего ознакомления с тем, как работает вся система муниципальных закупок и контрактов, является сайт администрации г. Старого Оскола, и его раздел, посвященный государственным или муниципальным закупкам.

Муниципальная информационная система по торгам
Муниципальная информационная система по торгам

Здесь довольно удобно и функционально распложены все разделы, содержащие информацию о том, как, когда и где принять участие в муниципальных торгах, как открыть ЭЦП и  какие документы необходимо подготовить. Есть даже полное методическое руководство, как для заказчиков муниципальных торгов, так и для рядовых участников.

Кроме того что есть специализированные муниципальные торговые площадки, которые могут позволить себе крупные муниципальные образования, есть немало торговых площадок, на которых муниципалитеты размещают свои заказы и проводят аукционы. В частности, к таким торговым площадкам относятся — коммерческие аукционы и платформы, на которых имеется возможность участвовать в муниципальных торгах.

Ниже приведен небольшой список тех торговых площадок, на которых имеют аккредитацию множество небольших муниципальных образований центральной части РФ:

  • Торговый портал Fabrikant.ru
  • Группа площадок B2B
  • Группа площадок НТК Алтимета
  • Группа площадок Норбит
  • Группа площадок iTender
  • Электронная торговая площадка ETPRF (используются OID Федеральных Торговых Площадок).
  • Электронная торговая площадка ONLINECONTRACT
  • Аукционный Конкурсный Дом
  • Электронная торговая площадка ОАО «Центр Реализации»
  • Байкал-Тендер
  • Электронная торговая площадка «ИнвестЭнергосервис»
  • ТЗС Электра
  • RB2B ООО «Закупочные и маркетинговые системы»
  • Электронная торговая площадка «Tender.Pro»
  • SETonline — многофункциональная система электронной торговли
  • Электронная торговая площадка ОАО «Северсталь»
  • Электронная торговая площадка BashZakaz.ru
  • Система электронных торгов — Ситно
  • Торгово закупочная система «АМС-Сервис»
  • Система «Электронные торги»

В заключение

Можно также отметить, что развитие электронной системы муниципальных торговых площадок и  контрактной системы идет быстро. И через несколько лет, вполне возможно, что любое муниципальное образование и любой предприниматель, могут принять участие в торгах, используя более современные системы расчета, основанных на платформах смарт контракта и технологиях блокчейн.

Добавить в закладки
микро бизнес в Грузии