Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов
Одним из важных механизмов ведения эффективной инвестиционной деятельности является планирование. В свою очередь, разработка бизнес планов инвестиционных проектов позволяет инвестору грамотно управлять капиталом и прогнозировать выгодность такого проекта.
Содержание статьи
Общее понятие
Перед тем, как будут рассмотрены особенности разработки бизнес планов инвестиционных проектов, акцентируем внимание на общем понятии бизнес-планов.
Вот несколько, наиболее часто встречающихся формулировок:
- это документ, содержащий информацию об инвестиционном проекте, которая необходима для его реализации;
- это краткое, точное и понятное описание предполагаемой инвестиционной деятельности с обоснованными выводами, проведенным анализом эффективности (см. Эффективность инвестиций: основные критерии) и целесообразности ее проведения;
- это формализованное представление для инвестора о проекте;
- это результат прединвестиционных исследований;
- это определение целей, путей и методов достижения каких-либо инвестиционных программ.
Все вышеперечисленные определения дополняют друг друга и для формирования общего представления что такое бизнес-план лучше рассматривать их в комплексе.
Цели и задачи
Бизнес план инвестиционного проекта разрабатывается с целью решить или ответить на два основных вопроса:
- Стоит ли вообще вкладывать средства?
- Окупятся ли затраты, связанные с реализацией проекта?
Главные цели и задачи бизнес-планирования можно также разделить на внешние и внутренние. Что имеется в виду и что к ним относится?
К целям создания, которые имеют внешний характер, относятся:
- необходимость получения займа;
- получение инвестиций.
Фактически для решения этих целей бизнес-план составляется как обоснование необходимости получения инвестиций и для того, чтобы потенциальный инвестор мог удостовериться в целесообразности их осуществления. Он выступает визитной карточкой инвестиционного проекта.
Внутренние цели составления планов:
- определение направлений деятельности;
- анализ целевых рынков;
- разработка маркетинговых мероприятий;
- оценка и анализ финансового положения компании/фирмы/предприятия;
- оценка квалификации имеющихся кадров компании;
- разработка проектов выпуска новой продукции/работ/услуг;
- составление проспектов дополнительной эмиссии ценных бумаг фирмы.
Опираясь на все вышеперечисленные цели, можно сказать, что обоснование и разработка бизнес плана инвестиционного проекта необходимы не только для привлечения инвестиций, но и для внутреннего менеджмента компаний. Он дает возможность управляющим своевременно реагировать на изменения, происходящие на рынке, и избежать ошибок в процессе реализации того или иного проекта.
Методики разработки
В настоящий момент не существует унифицированной структуры и формы бизнес-плана. Она может отличаться в зависимости от вида бизнеса и выбранного инвестиционного направления. Но несмотря на это в финансовой практике все же используются несколько определенных методик.
К ним относятся следующие методы разработки инвестиционного бизнес плана:
- бизнес-план по международным стандартам UNIDO;
- методика, разработанная Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР);
- метод BFM Group;
- методика КПМГ.
На фото ниже представлена структура бизнес-плана, которая применяется в каждой из них.
Структура плана для российского рынка
В России условно правилами по разработке бизнес планов инвестиционных проектов можно назвать общие методические рекомендации, которые даны Министерством экономразвития РФ. Согласно этих рекомендаций, структура бизнес-плана адаптирована под российские условия бизнеса и содержит разделы, указанные в таблице ниже.
Кратко о каждом разделе
Итак:
- Резюме представляет собой краткое изложение основных целей и описание результатов, которых желают достигнуть после успешной реализации проекта. В этом разделе также может быть указана краткая информация об ожидаемом спросе, необходимом объеме финансирования (инвестиций), преимуществах товаров или услуг, которые планируется выпускать и т. п.
- История создания, форма собственности, учредители компании освещаются во втором разделе.
Совет! Дополнительно в него можно включать информацию об основных поставщиках, доле на рынке, финансовой ситуации, но не более чем за последние 3 года.
- Главный принцип разработки бизнес плана инвестиционного проекта в части третьего раздела – это проведение оценки спроса на продукцию/услуги и объемов производства в разрезе регионов или страны в целом.
- Четвертый раздел полностью посвящается описанию продукции/услуги с выделением преимуществ и указанием конкретных параметров: цена, качество, сервис, необходимость получения лицензии на выпуск, патентные права и т. д.
- Пятый раздел посвящен организации производства, где обосновывается график выпуска продукции, рассчитанный с учетом планируемых объемов.
- Шестой и седьмой разделы: инвестиционный климат и конкурентоспособность — не являются обязательными и финансовые аналитики просто рекомендуют включать их в бизнес-план.
- Раздел «Реализация продукции» – это маркетинговый план, описание стратегии поведения на рынке, обоснование ценовой политики компании.
- Без квалифицированного персонала успех реализации проекта сводится к нулю, поэтому раздел «Кадры» включается в структуру плана. Он содержит основы кадровой, мотивационной политики, а также структуру управления и менеджмента предприятия.
- Пожалуй, самым важным для инвестора является финансовый раздел. Причин тому как минимум две: он содержит расчетные показатели эффективности с учетом возможных рисков и финансовое обоснование проекта.
Внимание! На практике для планирования, контроля и анализа инвестпроектов используются следующие документы: баланс, отчет о движении денежных средств и о финансовых результатах.
Проект многофункционального торгово-досугового центра. Площадь около 10 тыс. кв.м.
Нужен бизнес-план для привлечения инвестора.