Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления

Инвестиции в инфраструктурные облигации – выбор между доходностью и доверием

570

Одним из главных элементов, составляющих основу успешного инвестирования, является выбор качественных активов для вложения денег инвестора. К таким качественным активам принято относить не только общеизвестные и используемые повсеместно типы инвестиций как недвижимость, драгоценные металлы, но и ценные бумаги, эмитентами которых прямо или косвенно являются государственные органы власти.

В частности, определенный интерес представляют не только государственные или муниципальные облигации, но и целый ряд специальных инвестиционных инструментов, какими являются инфраструктурные облигации и куда можно инвестировать деньги. Впервые этот вид инвестиционных инструментов появился в развитых странах, и в первую очередь в Америке.

Этот способ долгового финансирования также используется при реализации инфраструктурных проектов в Индии, Южной Корее, Чили, Австралии, Польше, Казахстане.

В этой статье будет рассказано о том, что такое инфраструктурные облигации, какие особенности использования этих долговых ценных бумаг в инвестиционной практике, а также о том, какие инструменты подобного класса имеются в  России, и стоит ли в них вкладывать деньги или инвестировать капитал.

Инфраструктурные облигации  (ИО) – приманка, используемая государством или реальный инвестиционный инструмент?

В общем определении, под ИО понимается облигация, эмитируемая специализированной государственной организацией или предприятием с целью привлечения денежных средств в инфраструктурные проекты — строительство дорог, инженерных сетей, транспорта и линий коммуникаций. При этом запрещается расходование привлеченных средств на иные цели, кроме финансирования инфраструктурных проектов.

Обязательства по таким ценным бумагам будут обеспечиваться не только залогом имущества компании-эмитента, но и государственными или муниципальными гарантиями и банковской гарантией Внешэкономбанка (государственный банк, специализирующийся на финансировании различных правительственных проектов, как в России, так и за рубежом).

Такие виды ценных бумаг принято делить на две большие группы облигаций:

  • облигации под общее обязательство, или казначейские облигации, которые не подкреплены каким-то определенным источником дохода (general obligation bonds);
  • облигации, выпускаемые под какой — либо проект, обеспеченные конкретным источником дохода (revenue bonds), или инвестиционные облигации

С точки зрения экономической составляющей и своего предназначения такие бумаги призваны выполнять следующие задачи:

  • аккумулировать и перераспределять капитал в денежной форме между различными отраслями хозяйства; направлять капитал в проекты, которые характеризуются социальной и государственной значимостью, но при этом низкой рентабельностью;
  • стимулировать производство, спрос, потребление и, таким образом, оказывать долгосрочный положительный эффект на всю экономику страны;
  • обеспечивать получение инвесторами процентного дохода в заранее установленной форме и возврат основной суммы долга;
  • предоставлять инвесторам дополнительные права и гарантии. Например, первоочередность при получении процентного дохода, обеспеченность облигационного займа доходами от функционирования объекта инфраструктуры, повышенной ставкой купонного (процентного) дохода, возможность использовать для кредитного обеспечения (операции РЕПО) и др.

Несмотря на очевидные преимущества, как для государства – эмитента, так и для инвесторов в России, практика применения ИО пока находится еще в самой начальной стадии. Это в некотором смысле является преимуществом для тех инвесторов, которые будут первыми в ряду тех, кто вкладывает в них свои капиталы.

Если обратиться к самой практике применения ИО в России, то в первую очередь следует сделать акцент на следующих ценных бумагах такого класса:

  1. Несомненным лидером в области развития инфраструктурных проектов в России является крупнейший в стране транспортный оператор — ПАО «РЖД». Публичное акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.

В данном  случае ИО – это тот источник финансирования, который частично заместит деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ) в сумме 100 млрд. рублей, которые правительство РФ решило предоставить в 2015 году через ВТБ на финансирование ряда проектов отечественной железнодорожной монополии. Кроме этого, еще 30 млрд. рублей РЖД получили от размещения инфраструктурных облигаций, плюс около 40 млрд. рублей — за счет пенсионных накоплений, которые находятся под управлением Внешэкономбанка.

ФБ ММВБ 22 мая 2013 года допустила к торгам биржевые облигации РЖД серий БО-09 — БО-20 на общую сумму 300 млрд. рублей. Объем каждой серии — 25 млрд. рублей. Номинал одной ценной бумаги — 1 тыс. рублей. Срок обращения займов БО-09 — БО-11 — 15 лет, БО-12 — БО-14 — 20 лет, БО-15 — БО-17 — 25 лет, БО-18 — БО-20 — 30 лет. Выпуски размещены по открытой подписке.

1

По бондам предусматривается выплата полугодовых купонов в диапазоне доходности от 10 до 17 % годовых. В настоящее время в обращении находятся 10 выпусков биржевых облигаций РЖД на общую сумму 225 млрд. рублей и 13 выпусков классических облигаций на 190 млрд. рублей.

  1. Другим интересным эмитентом ИО является государственно — частная корпорация «Автодор», которая является оператором – монополистом дорожного строительства по всей стране. В распоряжении этой суперкорпорации находится федеральный дорожный фонд, в который поступают деньги от всех пользователей автодорог, как корпоративных автоперевозчиков, так и автолюбителей.

2

Как видно из графика цен этих облигаций с периодом погашения в 10 лет, на них имеется существенный спрос. Ведь доходы инвесторов по этим облигациям обеспечиваются ликвидностью, поступающей со всей территории страны, что не оставляет сомнений куда инвестировать деньги, особенно для тех, кто этими дорогами пользуется постоянно.

  1. Другим, не менее интересным примером ИО, к которым стоит присмотреться инвесторам и куда инвестировать деньги действительно стоит, являются облигации ПАО «ЕвразХолдинг» крупнейшего оператора на территории России морских и речных портов и подъездных  путей к ним.

3

Это позволяет холдингу с минимальными издержками осуществлять экспорт металлургической продукции и угля на все мировые рынки, в первую очередь, в Европу и Китай. Несмотря на то, что ИО обладают несомненными преимуществами по сравнению с подобным классом долговых ценных бумаг, инвестору также следует знать и о рисках, которые связаны с обращением этих инвестиционных инструментов.

К таким рискам можно отнести следующие их виды:

  • экологические риски, например, когда был изменен маршрут прокладки нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого Океана.
  • риски, связанные с мерами государственного регулирования,
  • конъюнктурные риски,
  • инфляционные риски, в частности возможная девальвация рубля, в котором номинированы облигации
  • риски ухудшения условий для данной сферы деятельности,

Примером рисков, связанных с реализацией крупных инфраструктурных проектов и относимых к рискам, связанным с мерами государственного регулирования, является ситуация с проектом Nord Stream («Северный поток»). Так, новые правила регулирования газовой инфраструктуры могут привести к ограничению его эксплуатации, что связано с действиями правительств Германии и стран Балтии.

В качестве заключения

Стоит добавить — несмотря на то, что рынок ИО в России довольно слаб, тем не менее, по мере развития экономики страны востребованность и заинтересованность в распространении этого инвестиционного актива будет расти, как со стороны частных инвесторов, так и государства.

Добавить в закладки