Акции третьего эшелона
При выборе инвестиционных инструментов в качестве потенциальных активов следует рассматривать не только узкий сектор наиболее ликвидных активов (например, «голубые фишки» на фондовой бирже), а использовать все доступные для понимания и инвестирования активы, в том числе и те, которые иногда называют неликвидными инструментами, мусорными облигациями или акциями третьего (четвертого, пятого) эшелонов.
Однако следует понимать, особенно тем, кто только начал инвестирование на рынке капитала, что у каждой группы активов есть свои особенности. И даже самые высоколиквидные акции, котирующиеся на фондовой бирже, несут не меньшие риски, чем все остальные группы инструментов.
Тоже касается и акций, которые являются в общем понимании низко ликвидными. Название «третий эшелон» — это чисто профессиональный термин брокеров и трейдеров, и, естественно, никакой официальной трактовки не имеет. Что же определяет в действительности ликвидность акции, так это уровень объема торгов. Если, например, говорить о голубых фишках, то объемы дневных торгов по ним измеряются десятками миллионов долларов, в то время как акции всех остальных эшелонов едва насчитывают несколько десятков тысяч рублей своего дневного оборота.
Это можно отчетливо увидеть в котировальной таблице Московской биржи (см. Российские фондовые биржи: основные торговые площадки), где хорошо прослеживаются дневные объемы торгов как раз акций «третьего эшелона».
Однако этот факт нисколько не умоляет качество этих акции как инвестиционного инструмента, главное, это знать, какие акции нужно покупать и почему. В этой статье будет рассказано о том, как инвестировать в неликвидные акции, чего следует опасаться и в чем преимущество работы с такой интересной группой активов.
Содержание статьи
Инвестиционные возможности акций «дальних эшелонов» и их риски
Основным привлекательным свойством акции «дальних эшелонов» в отличие, например, от «топовых» активов, состоит в том, что в силу разных причин эти акции являются недооцененными (иногда очень значительно). Почему так происходит?
В качестве причин можно назвать такие факторы, например, как:
- Невысокие производственные показатели, в среднем по отрасли
- Небольшая капитализация компании, узкий сектор экономики
- Небольшое количество акций, находящихся в свободной продаже на открытом рынке (что собственно и является причиной низкой ликвидности)
- Отсутствие интереса со стороны маркет — мейкеров (за которыми обычно идет вся «рыночная толпа»)
- Отсутствие «раскрученного» бренда и, как следствие, компания находится вне информационного поля
Тем не менее, такие компании могут быть вполне успешными в рамках своего сегмента рынка, создавая для своих акционеров неплохие условия для получения дивидендов, и т.п.
Насколько эффективно можно работать с «третьим эшелоном» можно показать на нескольких показательных фактах. Например, такие малоизвестные до недавнего времени компании как «Абрау Дюрсо» (производство вин) и судоремонтное предприятие ВПК « Звезда».
Первая компания получила стимулы для роста накануне Олимпиады 2014 года, когда все, что связано с Сочи, было неплохо разрекламировано с помощью мощнейшего пиара во всех российских СМИ.
Второй случай связан с программой развития отечественного судостроения на российском Дальнем Востоке. На базе завода в г. Большой Камень (Приморский край) решено было «высочайшим решением» строить судостроительный кластер (правда, с помощью Республики Корея и Сингапура).
Ценовые графики, показывающие доходности по этим двум акциям, являются наиболее красноречивым доказательством того, что и на рынке акций «третьего эшелона» можно получать неплохие прибыли. Причем доходность по таким инвестициям сопоставимы с годами инвестирования в надоевшие всем одни и те же «национальные благосостояния». Насколько акции «третьего эшелона» обладают своеобразной уникальностью, настолько же им присущи и свои специфические риски.
Основной риск, как это понятно из самого определения этой группы акций — это низкая ликвидность. Купив такую акцию на краткосрочном ценовом всплеске, не факт, что удастся ее тут же продать, и есть шанс надолго, как говорят на рынке, «зависнуть» в бумаге.
Другим риском для такого класса ценных бумаг (см. Классификация ценных бумаг: практический подход) является подверженность манипулятивным действиям как со стороны менеджмента, так и со стороны крупных спекулянтов – «куклов». Например, менеджменту компании нужно взять хороший кредит в банке, но капитализации компании не хватает для кредитного обеспечения в виде уставного капитала, так как цена акций на рынке «ниже плинтуса».
В таком случае нанимается брокер, раскручивается через рынок (через ступенчатый разгон стоимости ценных бумаг) цена акций, фиксируется на определенную дату с высокой ценой, получается кредит – а акции остаются в руках у наивных инвесторов на долгие годы, пока не наступит какое-либо очередное подобное событие.
Кроме этого в акциях низко ликвидного сектора рынка наблюдаются такие неблагоприятные для инвестора явления как — использование акционерной формы капитала для вывода части активов за рубеж через дочерние компании, оставляя для инвесторов только минимальную прибыль, и никогда не выплаченные дивиденды. В некоторых случаях используется способ размывания доли инвесторов путем дополнительной эмиссии акций на рынке, что также негативно сказывается и на цене.
В принципе эти явления характерны и для наиболее ликвидных классов акций, но именно в компаниях с малой капитализацией это проявляется наиболее отчетливо. Тем не менее, несмотря на эти негативные стороны и риски, все же не стоит упускать из виду этот сектор активов и постараться заработать на «неликвиде», используя достаточно простые стратегии инвестирования, о которых будет сказано далее.
Что нужно знать, чтобы инвестировать в акции «третьего эшелона»
Методика инвестирования в низко ликвидные акции «третьего эшелона» не намного сложнее, чем в остальные классы активов, но все же имеются свои приоритеты, которые можно свести к следующему алгоритму инвестирования:
- Инвестиционный горизонт по акциям «третьего эшелона», как правило, должен быть предусмотрен инвестором на срок не менее года и более
- Поскольку технические инструменты анализа для акций, по которым трудно проследить циклы роста и падения, в принципе не подходят, то единственным средством прогноза и изучения является фундаментальный анализ эмитента. Для этого инвестору придется потратить время на поиск и исследование информации, связанной со всей деятельностью компании, ее контрагентов, доли занимаемого рынка, перспектив развития и т.п.
Для этого можно использовать все доступные источники информации, особенно тесно связанные с самой компанией и ее руководством. Методам фундаментального анализа необходимо учиться, и наилучшим решением будет обратиться за этим к профессиональным образовательным центрам типа БиС –ТВ, где все необходимые знания имеют системный характер, что очень важно для начинающих.
- Дальнейшим этапом изучения активов, входящих в «третий эшелон», является ликвидность акции на рынке. Здесь также немаловажным будет изучить вопрос о том, торгуются ли акции компании также и вне рынка (по какой цене, какой уровень предложения и спроса)
- Заключительным этапом отбора акций в свой портфель является определение потенциала роста цены акций компании и тех основных драйверов, которые могут запустить этот процесс.
В качестве примера можно привести подборку новостей, связанных с эмитентами третьего эшелона.
Из этой информационной подборки видно, что для того, чтобы акция выросла на десятки процентов, нужны не просто положительные новости о текущей деятельности компании-эмитента, а именно события, которые коренным образом меняют ее положение на рынке.
В качестве заключения можно кратко резюмировать, что успех инвестиционной деятельности на рынках, где риск есть фундамент создания стоимости, определятся умением инвестора находить «золотые самородки» там, где рыночное большинство менее всего склонно даже предполагать их существование.