Фундаментальный анализ ценных бумаг
Как известно, среди большинства людей (и даже многих начинающих инвесторов), кто имеет весьма смутное представление о фондовом рынке, ценных бумагах, существует устоявшееся мнение, что это некая азартная игра с непредсказуемым результатом. Отчасти можно констатировать, что именно так и происходит с теми, кто свой подход к управлению капиталом ограничивает лишь понятием банковского депозита или покупкой недвижимости на вторичном рынке жилья.
Однако инвестирование в ценные бумаги, как впрочем, и в любой бизнес, это, прежде всего, решение, сознательно принимаемое предпринимателем (инвестором, трейдером) для достижения вполне конкретных поставленных задач (прибыль, прежде всего). Естественно, следует полагать, что успех любого коммерческого предприятия во многом зависит от того, насколько тщательно и взвешенно произведена оценка и анализ рынка, потенциальных возможностей самого инвестора и той степени риска, которую от готов нести.
На текущий момент анализ биржевой торговли ценными бумагами показывает, что только 5 % участников рынка получают от работы на финансовых рынках стабильный доход. Собственно, по — другому быть не может, поскольку рынок ценных бумаг является высоко конкурентным и требующим от инвестора определенных знаний и личных качеств. В этой статье будет рассказано об основных методах анализа и принципах принятий решений при инвестировании, торговых операциях на рынке ценных бумаг.
Содержание статьи
Основные методы анализа ценных бумаг
На современном финансовом рынке существует очень большое разнообразие методов, концепций и аналитических алгоритмов, применяемых для оценки прибыльности и качества ценных бумаг, стратегий их использования. От самых простых (но не менее эффективных), разработанных еще столетия назад, до самых сложных и экзотических (регрессионные статистические модели, теории эффективного портфеля и прочие).
Независимо от того, какие математические или статистические модели применяются, все способы анализа ценных бумаг базируются на трех основных методах:
- Фундаментальный анализ – изучение качества ценной бумаги и связанного с ней бизнеса с точки зрения возможностей получения дохода
- Технический — специальный набор графических методов и анализ движения с ценными бумагами на основе исторических данных. Под историческими данными следует понимать периоды от нескольких минут до нескольких лет — т.е. цена актива до настоящего момента
- Управление рисками и money management – обширный инструментарий определения критических факторов, влияющих на получение дохода, и способов управления ими при работе с финансовыми активами.
В этой статье будет сделан акцент на фундаментальном анализе, поскольку все другие виды, так или иначе связаны именно с ним, и в практике биржевой торговли и инвестиционной деятельности являются лишь дополнением.
Фундаментальный анализ ценных бумаг
По своему назначению фундаментальный анализ к ценным бумагам должен дать ответ на вопросы:
- стоит ли вкладывать деньги, например, в акции, облигации, выпущенные (эмитированные) конкретной компанией, корпорацией или правительственным органом (например, Минфин, Центральный банк).
- если стоит вкладывать, то на какой срок,
- с каким уровнем потенциального дохода и когда наступит момент полной окупаемости вложенных капиталов
- какие риски при этом могут быть и как их можно нивелировать или просто избежать
Обозначенные таким образом цели и задачи фундаментального анализа теперь можно рассмотреть по пунктам в более практической плоскости, с учетом опыта и методов, используемых как в анализе деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, так и применяемых частными инвесторами.
Итак:
- По первому пункту поставленных вопросов нужно сделать разделение анализа на оценку самого эмитента и ценных бумаг, им выпущенных в обращение. Сюда, в первую очередь, относится
- Тщательное изучение коммерческой деятельности компании – доля рынка, качество и востребованность ее продукции (услуг), потенциал развития бизнеса и т.п.
- Финансовое состояние — общее финансовое благополучие, есть ли кредитная задолженность (насколько она критична для общего баланса), способность генерировать положительный финансовый поток, степень устойчивости к кризисам, турбулентности на рынке и т.п.
- Насколько владельцы и топ-менеджмент компании (организации) способны качественно управлять бизнесом, их стратегическое видение перспектив компании, качество персонала и прочее.
Перечисленные точки интереса инвестора являются не какими — то умозрительными данными, а это набор тех факторов, которые непосредственно определяют стоимость самой компании, и как эту стоимость будет оценивать рынок (например, в виде цены ее акций на бирже). Есть такое понятие, используемое многими успешными управляющими фондов, как «разумный инвестор», впервые появившееся благодаря известной книге с одноименным названием Б. Грэхема. Лучше всех его идеи выразил в свое время У.Баффет: «зачем покупать акции компании даже на один день, если Вы не собираетесь владеть ими вечно».
- Анализ доходности ценных бумаг. Второй большой группой индикаторов, используемых для оценки и выборки ценных бумаг для инвестирования, являются аналитические инструменты и методы: анализ доходности ценных бумаг представлен следующими базовыми индикаторами:
- ЕPS (earning per share) доход на одну акцию
- DPS (dividend per sharе) – дивиденды, причитающиеся на акцию
- P/E (price/earning) – это отношение цены акции к тому доходу, который она может принести. Наиболее часто используемый показатель, применяемый инвесторами и трейдерами всего мира при оценке риска акции.
Кроме этих показателей, существует большая группа аналитических индикаторов, применяющих специальные коэффициенты – такие, например, как коэффициенты покрытия, ликвидности и т.п.
- анализ операций с ценными бумагами. К этой группе аналитических оценок относятся, прежде всего, индикаторы, показывающие насколько данная ценная бумага способна формировать положительный финансовый поток на заданном промежутке времени. Например,
NPV (net present value), или «чистая дисконтированная стоимость»:
NPV= CFI (1+i)/t –COF (1+i)/t, где CFI –получаемый денежный поток в момент времени — t; СFO- затраты на инвестирование в момент времени — t
- процентная ставка дисконта
Основной смысл этого индикатора состоит в том, чтобы показать, насколько доход от вложений в акцию превышает некоторый средний уровень инфляции (или ставки кредита) и таким образом выяснить, насколько инвестиции будут оправданы на данный конкретный период времени.
- анализ портфеля ценных бумаг. Проведение оценки доходности одной акции на практике проводится довольно нечасто (в основном для сравнительного анализа или частными инвесторами). Как правило, инвестирование в ценные бумаги происходит в виде вложения капитала в несколько групп активов (инвестиционный портфель). Для анализа доходности портфеля ценных бумаг и его общей характеристики используют методологию, основанную на понятии «соотношение риск/доходность». Сюда можно отнести в первую очередь портфельные теории Марковица, Блека – Шоулза, Уильяма Шарпа.Все они базируются на некоторых числовых постоянных (например, коэффициент «бета» портфеля), которые характеризуют устойчивость портфеля ценных бумаг к ценовым колебаниям на рынке и способность приносить некоторый постоянный доход инвестору вне зависимости от ситуации на рынке. В большинстве своем они достаточно сложны и для их реализации используются большие массивы статистических данных, вероятностные математические модели, с помощью которых проводится анализ операции с ценными бумагами.
Приведенные в этой статье краткие сведения о системе анализа ценных бумаг, естественно, не охватывают всего того многообразия методов и способов, которые применяются в теории и практике управления ценными бумагами и другими финансовыми инструментами. Однако в любом случае какими-бы ни были сложными современные методы анализа и инвестирования в активы, они так или иначе основаны на основополагающих принципах, о которых было рассказано.
Очень широко используются два направления анализа: от самого верха к низу (от состояния всей экономики в целом по стране до положения дел у отдельной компании), и наоборот — от небольшой отдельно взятой фирмочки, до целого направления в отрасли..