Рынок искусства и антиквариата — особенности инвестирования
Мировой инвестиционный рынок в последние время (после кризиса 2008- 2009 годов) имеет крайне неустойчивый характер, который привел к тому, что большинство активов (акции, облигации, валюта, недвижимость) просто уже переоценено и вышло за пределы адекватной оценки рынками. Это вызвано тем, что приток на рынок большого количества дешевых, ничем не обеспеченных денег, которому способствовала ультрамягкая финансовая политика ведущих мировых стран, вызвал уход инвесторов в любые активы, способные принести хоть-какую-то прибыль.
В этой ситуации перед многими инвесторами стоит задача поиска новых сфер вложения капитала, с тем, чтобы иметь сопоставимые уровни прибыли.
Однако ситуация интересна тем, что дешевые деньги не идут в реальный сектор экономики просто потому, что уровень потребительского спроса во всем мире неуклонно снижается, новые технологии снижают себестоимость производства большинства потребительских товаров и т.п. Если же говорить о традиционных способах сохранения капитала то, например, реальные банковские ставки для депозитов вообще ушли в область отрицательных значений, и говорить о том, что таким образом можно сохранить капитал не приходится.
В таких весьма неоднозначных условиях инвесторы ищут новые пути приложения капитала: кто – то вкладывает деньги в развитие перспективных технологий, в космос как Элон Маск (компания Space X), кто – то видит возможности инвестирования в биотехнологии (особенно касающиеся продления жизни) и т.п. Не остались без внимания инвесторов и такая сфера сохранения и приумножения капитала как предметы искусства, антиквариат, которые чаще всего носят название «альтернативные инвестиции».
В этой статье будет рассказано о том, чем привлекательны для инвестора предметы старины и искусства, какие особенности работы на этом рынке и какие риски с такого рода инвестициями следует ожидать.
Содержание статьи
Ничто не ново под Луной — вечные ценности опять стали пользоваться спросом
С точки зрения инвестиционных предпочтений работа с вложениями в предметы искусства очень мало освещается в СМИ и даже в финансовой медиа индустрии. Однако такой, можно сказать, полузакрытый, почти клубный характер этого очень интересного рынка обусловлен тем, что сама специфика вложений в антиквариат не позволяет использовать те же инструменты анализа, которые обычно используются на открытых биржевых площадках.
К примеру, частные банки осознают потенциал рынка искусства как средства привлечения своих клиентов. Deutsche Bank и UBS стали крупнейшими спонсорами ярмарок искусства, включая Art Basel и Art Basel Miami, Frieze Art Fair и ARTHK (Hong Kong).
Коммерческие банки предлагают искусство своим клиентам в качестве альтернативного актива. Данная услуга из сферы wealth management получила распространение в последние годы, однако её широкому внедрению мешают риски. Основные направления работы банков как арт-дилеров на рынке антиквариата и искусства представлены на диаграмме, изображенной на рисунке 1.
Также работа с искусством как с активом, связана в банковской среде с таким направлением как Client Entertainment, а взаимодействие с инвестиционными фондами художественных ценностей встречается не столь часто. Одним из направлений роста рынка инвестиций в искусство стало развитие деятельности инвестиционных арт-фондов в мире. Профессиональные инвесторы говорят о новом понятии инвестирования в SWAG (silver, wine, art and gold), что свидетельствует о том, что предметы коллекционирования и объекты искусства готовы занять ведущее место в сфере альтернативных активов.
График отражает динамику роста количества инвестиционных фондов художественных ценностей (см. рисунок 2).
Несмотря на интенсивное развитие данного рынка, на лицо его сильная чувствительность к экономической нестабильности. Главная тенденция на этом рынке сегодня – это преобладающий рост количества арт-фондов в Китае, где, как известно, сосредоточено наибольшее количество миллиардеров, после России и стран Запада, по версии известного аналитического издания «Форбс».
При анализе инвестиций в объекты антиквариата в России в сегменте искусства применялись индексы ARTIMX и ARTIMXp. Данные индексы были разработаны по уникальной методике специалистов ARTinvestment.RU и являются показателями, характеризующими динамику цены условного произведения искусства на определенный момент времени.
В семейство индексов ARTIMX входит общий индекс ARTIMX, характеризующий состояние всего мирового рынка, а также его подмножества ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics, рассчитанные соответственно для живописи и графики. Как видно из этих графиков, вложения в предметы искусства в среднем принесли своим инвесторам за период с 2008 года (даже с учетом провала в кризисные 2008- 2009 годы) как минимум 350% дохода, что сопоставимо разве только с недвижимостью класса «премиум».
О каких рисках арт-рынка должен знать инвестор
При оценке того, какие особенности и риски связаны с инвестированием в предметы искусства, следует исходить прежде всего из того, что арт-рынок, имеет лишь опосредованную связь с другими финансовыми активами. Поэтому все те методы анализа, используемые для инвестиций, например, в недвижимость (см. Инвестирование в недвижимость: основные направления) или в ценные бумаги вряд ли подойдут.
Связано это, прежде всего с уникальностью рынка искусства, как, например, в частности — что следует считать предметом старины в конкретном юридическом определении? Так, к примеру, в России согласно законам предметом антиквариата считается арте — факт, имеющий возраст более 50 –ти лет. В США, например, предмет антиквариата должен быть изготовлен до 1830 года, в Канаде до 1847 года, а в Великобритании ему должно быть не меньше 100 лет.
Следует также выделить еще одну особенность рынка искусства — это критерий или стандарт, определяющий наличие художественной (культурной) ценности. Еще одно важнейшее свойство арт — объектов коллекционного спроса – субъективное признание их ценности, не позволяющее унифицировать их систему оценки, что выступает главным препятствием для отнесения данных предметов к полноценным объектам инвестирования.
Также часто встречающиеся особенности арт — инвестиций связаны с обращением, хранением, совершением с ними сделок, которые для наглядности представлены в виде диаграммы на рисунке 4.
Заключение
В качестве заключения можно сделать вывод, что, несмотря на всю специфичность рынка предметов искусства и антиквариата, именно он может в перспективе ближайших 30-50 лет стать достойным инструментом инвестирования наравне с высокими технологиями и экономикой знаний. Это особенно актуально, учитывая то, что в эпоху постмодерна подлинных предметов настоящего искусства с каждым годом становится все меньше и меньше и стоимость подобных вещей растет по экспоненте, чему явным свидетельством могут служить аукционные торги CHTISTIE’S и SOTHEBY’S, со сделками в десятки и сотни миллионов.