Аномалии финансовых рынков — как уберечь от них свои деньги инвесторам и трейдерам
Одним из основных факторов, делающим привлекательными для миллионов инвесторов и трейдеров всего мира финансовые рынки — это присущая им свобода выбора. На свободном финансовом рынке, в который входят всем известные фондовые, валютные или товарные торговые площадки (биржи), как предполагается, имеется эффективность рыночного ценообразования, где работают только два момента — спрос и предложение.
Однако, как нет совершенства во всем мире, так и нет совершенства на финансовых рынках. Воспетая еще Адамом Смитом «невидимая рука рынка», регулирующая все справедливо и адекватно, на практике далека от реальной действительности.
Финансовые рынки, что в далеком прошлом, что даже сейчас, в эпоху электронных бирж и мгновенных финансовых транзакций, свободы информации, по — прежнему страдают от своей неэффективности. Эта неэффективность приводит в одних случаях к биржевой эйфории и надуванию всяческих «пузырей». В других случаях — имеющим более драматичный характер, в виде финансовых кризисов, неожиданных обвалов цен на биржах, со всеми вытекающими отрицательными последствиями, как для всей мировой экономики, так и для отдельных людей.
Такая неэффективность рынков, имеющая среди профессионалов термин «рыночная аномалия», свойственна всем без исключения финансовым системам, даже кажущимся на первый взгляд свободными.
К числу рыночных аномалий специалисты относят ряд фундаментальных причин, среди которых первое место занимают такие как:
- асимметричность рыночной информации (см. Как работать с рыночной информацией), когда у одних участников рынка имеется доступ к закрытой информации, позволяющим им заранее принимать для себя выгодные решения на рынке. Это в частности, известно под термином инсайдерская торговля или просто инсайд.
- возможность использования средств манипулирования информацией, позволяющей ввести в заблуждение основную массу инвесторов на рынке, путем заключения либо фиктивных сделок на рынке, либо путем распространения специально слухов, новостей, якобы научных отчетностей
- прямое манипулирование финансовой отчетностью компаний, дающее инвесторам ложное представление о реальной стоимости компании, ее акций и состояния ее бизнес — модели
Чтобы понять, как зарождается, развивается и работает неэффективность рынка, мы предлагаем в этой статье рассмотреть ряд примеров, как из далекого прошлого, так и часть событий нашей современности. Надеемся, что это даст понимание многим начинающим инвесторам, трейдерам и всем кого интересуют финансовые рынки, о том, что такое рыночные аномалии в реальности и какие следует предпринять меры, чтобы уберечь свои капиталы от прямых или косвенных потерь.
Рыночные аномалии — от тюльпанов до Биткоина
Из научных и теоритических описаний аномалий на финансовых рынках не понятно, какими же конкретно методами пользуются манипуляторы рынка, и как образуется такая неэффективность, разоряющая одних до нитки, а других — делающая непомерно богатыми. Чтобы понять весь механизм развития этого рыночного феномена, следует обратиться к практике.
Итак, начнем с такой аномалии известной под названием, как разгон стоимости актива выше его реальной стоимости или построение пирамиды стоимости (иногда профессионалы называют такой вид аномалии, как «пирамидинг цены»). Ярким примером такого пирамидинга или «пузыря» является история, произошедшая в далекой Голландии в 16 веке и имеющая название тюльпановая эйфория или тюльпаномания.
Старт этому финансовому кошмару положили не сами луковицы тюльпанов, а то, что в 1636 г. в Голландии открылась первая биржа, где продавались срочные контракты (фьючерсы) на этот товар. Благодаря этому финансовому механизму, а также быстрому распространению информации, рынок луковиц, торгующихся на рынке, стал количественно превышать в несколько раз то, что Голландия могла бы вырастить на своей территории, даже если ее можно было засеять одними цветами.
Чтобы понять масштабы такого пирамидинга цены, достаточно привести такой факт, что луковица тюльпана сорта «Адмирал де Манн» стоила всего 15 флоринов, через два года уже стоила 175, а за луковицу сорта «Адмирал Лефкин» платили больше 4000 флоринов. Самая впечатляющая сделка была, когда всего за 40 луковиц цветов было отдано порядка 100 000 флоринов, а это ни много ни мало, стоимость целого дворянского поместья, со всеми полями и реками.
Что же служило причиной такого цветочного бума, окончившегося вполне закономерным крахом? Основная причина, как отмечают специалисты, это самовоспроизводящийся ажиотаж инвесторов на рынке, изначально подогретый рыночным спросом.
Специалисты определяют этот феномен как саморефлексия рынка, когда растущая цена какого — то актива сама стимулирует приток новых инвесторов в еще большем количестве, порождая почти вертикальный взлет цены актива. Подобным примером являются также «золотые» и «алмазные лихорадки», периодически возникавшие в Америке, Канаде, Южной Африке ,Бразилии и Австралии в 18 – 20 вв.
Другим фактором неэффективности рынка и созданию условий для построения ценовой пирамиды какого — либо актива, являются специально распространяемые слухи. Одним из ярких и показательных примеров можно привести события 18 века (когда даже не было телеграфа).
Речь идет об истории с компанией «Южных морей».
Англия — 1720 год. Британская империя, ведя множество войн и колонизируя многие части света, искала для этого все новые деньги. В обмен на часть государственных долгов, компания «Южных морей» получила от британского правительства концессию на колонизацию и использование части колониальных территорий в Южной Америке.
Однако чтобы реально заняться освоением новых территорий, да там где еще продолжались военные действия с испанцами, потребовалось увеличить стоимость акций компании. Для этого был избран, как тогда казалось, самый простой путь — повысить капитализацию компании не за счет реальной работы, а за счет распространения слухов и новостей.
Для этого, говоря современным языком, менеджмент компании шел на прямой подкуп, как членов парламента и правительства, так и членов королевской семьи.
Благодаря этим манипуляциям, акции компании выросли на сотни процентов, принеся баснословные по тем временам прибыли компании, которая даже еще не отправила ни одного корабля с колонистами на новые территории. Итог как всегда закономерный. Испания одержала победу в Латинской Америке, Англия потеряла права на большую часть тех территорий, акции компании «Южных морей упали за несколько недель более чем в 10 раз.
Если в первых двух случаях для формирования пирамиды или ценового пузыря применялась тактика воздействия на достаточно узкий круг лиц и инвесторов, то уже в конце 19 века были применены первые методы «разогрева» рыночной «толпы», чтобы ей продать «дутые» активы. Известным первым таким случаем, где был изначально спланирован такой ход событий, было дело Панамского канала в 1881 году.
Тогда проект строительства канала через Панамский перешеек еще только имел стадию проектных изысканий, и уж на этой стадии стало понятно, что проект настолько много требует денег, что их не найти ни при каких условиях.
Чтобы избежать банкротства и не выплачивать долг в 300 млн. долларов, компания, занимавшаяся строительством канала, решила пойти на беспрецедентный по тем временам шаг. Она (компания) объявила о народном размещении акций компаний (ничего не напоминает россиянам народное IPO 2007 года одного известного банка), всячески суля простым инвесторам огромные прибыли, как только канал будет введен в действие. Таких «горе — инвесторов» набралось порядка 700 000 , что для конца 19 века было поистине масштабным событием и об этом писали все газеты того времени (в основном французские, так как компания принадлежала французским капиталистам).
Если же обратиться к нашей современности, то подобных примеров создания финансовых пирамид можно найти немало. Одним из таких примеров является первичное размещение акции компаний Twitter (TWTR) в 2013 году.
Многих специалистов и инвесторов до сих пор удивляет тот факт, что как компания, которая практические ничего не стоит (фактически это обычный интернет — мессенджер), при первоначальной цене размещения в 26 долларов за акцию, через несколько дней ее акции выросли в два раза, принеся владельцам более 40 млрд. долларов.
Тут, как полагают многие эксперты, имеются следующие причины:
- удачно выбранный момент размещения, когда начал разворачиваться новый бум интернет — компаний. Однако если бизнес — модель компаний, таких как Linkedin или Facebook, были реально работающими, то компания Твиттер изначально как была убыточной по отчетности, так и остается практически такой до сих пор.
- главным распространителем и организатором первичного размещения был известный инвестиционный банк Goldman Sachs, который всячески рекомендовал своим инвесторам инвестиции в акции этого интернет — мессенджера.
Таким образом, была фактически искусственно создана ситуация, когда убыточная компания была продана дороже, чем многие реальные бизнесы. И до сих пор цена этого актива не испытывает серьезного давления на рынке.
Здесь надо сказать, что прямого манипулирования отчетностью компании нет, и как видно из таблицы, уже в 2014 году было видно, что стоимость акций Твиттера явно не соответствует показателям прибыли на рынке. Тем не менее, мы видим факт, что подогрев внимания большинства инвесторов к новым технологиям, плюс задействование авторитетного банка, сыграли свою роль, и многие стали акционерами компании, которая фактически является банкротом.
Подобных историй можно привести, не мало, и то, что сейчас разворачивается на наших глазах на рынке криптовалют, имеет все признаки ценовой пирамиды глобального масштаба. Правда, здесь надо отметить, что такие проекты как Биткоин (см. Большие возможности и большие риски биткоина) или Риппл — это все же реальный технологический прорыв для финансовых платежных систем. Но большая часть того, что продается под видом криптовалют (которых более 800), мало имеет отношения к инвестициями и вообще какому -либо бизнесу.
Резюмируя сказанное, осталось сделать акцент на том, а что нужно делать, чтобы не попасть в ловушку таких рыночных аномалий и не стать жертвой очередной эйфории, не оказаться случайным участником пирамиды.
Для этого надо:
- Инвестировать свои деньги только в те активы, стоимость которых вы можете оценить — как работает компания, насколько востребована ее продукция на рынке, ее перспективы и репутация. Как говорит известный инвестор У. Баффет — «на спортивных ставках выигрывает не тот, кто следит за результатами игры на табло, а тот, кто внимательно смотрит на поле и видит, как действуют игроки».
- Никогда не поддавайтесь массовым информационным воздействиям, призывающим принять участие в очередном «народном» IPO. строительству каналов, днепрогэсов, купить что –то, во славу кого-то. Это самый первый признак массового информационного манипулирования.
- Ориентируйтесь всегда не на внешние показатели актива – это цена актива, а на его внутреннюю стоимость, т.е. способность приносить или генерировать реальную прибыль. Поэтому не следует покупать акции компании, где нет ничего, кроме столов и компьютеров, пусть даже ее акции растут каждый день по 20%.