Банкротство предприятий ЖКХ
Рыночная экономика предполагает участие в ней предприятий, фирм и организаций различных форм собственности и назначения.
В рыночной конкуренции, как известно, побеждает та компания, тот бизнес, который может предоставить самые качественные товары и услуги, по приемлемой для покупателя цене. Но в общем ряду рыночных компаний существует определенная группа бизнесов, которые не могут быть полноценными конкурентами по ряду объективных обстоятельств.
К таким, в первую очередь, относятся те компании, которые принадлежат к разряду естественных монополий, куда в частности относятся и предприятия ЖКХ, начиная от МУП (муниципальных унитарных предприятий) и заканчивая управляющими (УК), прочими сервисными компаниями.
В силу характера и специфики работы таких компаний в рыночных условиях нередко возникают моменты, когда подобные бизнесы могут находиться на грани остановки своей деятельности и даже банкротства. Это может происходить в силу различных обстоятельств — экономические кризисы, неплатежеспособность населения, крайняя изношенность коммунальных сетей и отсутствие капитального ремонта жилого фонда еще со времен царской России.
В общем определении проблема несостоятельности или банкротство компаний жкх имеет свои особенности, и процесс их банкротства немного отличается от общепринятых законодательством норм.
В этой статье будет рассказано о том, в силу каких причин может наступить угроза банкротства копаний и предприятий ЖКХ. Кто и как может инициировать процедуру их банкротства, а также о том, как происходит банкротство управляющей компании жкх, чем грозит жильцам, как соблюдаются интересы кредиторов, в том числе и потребителей услуг ЖКХ при проведении процесса банкротства предприятий коммунального хозяйства.
Основные причины банкротства предприятий ЖКХ в российских условиях
Прежде чем приступить к определению и изучению процедуры банкротства предприятий ЖКХ, следует хорошо понимать — в силу каких причин и обстоятельств может наступить несостоятельность подобных компаний.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) − одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами. За последние 10 лет проводимые в России реформы оказали значительное влияние на развитие и функционирование отрасли.
Однако до сих пор остается множество нерешённых проблем, которые в первую очередь обусловлены физическим и моральным износом основных производственных фондов, степень износа которых, по оценкам специалистов, составляет на 2018 год, в среднем порядка 60%, износ коммунальных сетей 62% (тепловых – 62,8%, водопроводных – 64,8%, электросетей – 58,1%).
Утечки и неучтенный расход коммунальных ресурсов достигает порядка 40% в водопроводно-канализационном хозяйстве и 50% в теплоснабжении. Текущее состояние объектов привело к тому, что плановые и предупредительные ремонты практически полностью уступили место аварийным — восстановительным работам.
В таких условиях трудно говорить о полноценном рыночном бизнесе и существование предприятий ЖКХ нередко просто превращается в борьбу за выживание, что нередко приводит к их банкротству.
Типичными рисками, с которыми сталкивается практически любое предприятие или бизнесы, работающие в российской коммунальной сфере, относятся, прежде всего:
- Политические риски. Они обусловлены действующей государственной политикой ввиду возможности возникновения убытков или снижения размеров прибыли предприятия. При этом деятельность компаний ЖКХ всегда регулировалась органами власти, т.к. функции владения, управления и регулирования перераспределялись между государством в лице муниципальных властей и различными законодательными инициативами в плане административного регулирования тарифов.
- Общеэкономические риски. На деятельность коммунальных предприятий, как и на любые другие субъекты экономических отношений, существенное влияние оказывают экономические факторы внешней среды. Это, как правило, инфляция, уровень занятости, стабильность национальной валюты, покупательная способность населения и др. При этом, особое влияние оказывает уровень покупательной способности, непосредственно влияющий на собираемость платежей и, следовательно — на итоговый финансовый результат бизнеса.
- Социальные риски. Особенность деятельности предприятий ЖКХ заключается в выполнении социально значимых (жизненно важных) функций, что приводит к тому, что любые изменения качества или стоимости оказываемых услуг касаются всех без исключения жителей и других потребителей.
- Риски финансовой деятельности занимают значимое место в общем «портфеле рисков» коммунальных предприятий. Основным источником их проявления является низкая собираемость платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги вследствие неплатежеспособности предприятий реального сектора экономики, потребителей услуг, либо целенаправленного отказа от осуществления коммунальных платежей. Кроме того, уязвимой точкой ЖКХ зачастую являются управляющие компании, которые, проработав несколько месяцев, накапливают задолженность перед снабжающими ресурсами организациями и ликвидируются через процедуры банкротства. При таком положении дел поставщики ресурсов просто не могут получить с них деньги и покрыть уже понесенные расходы.
- криминальные риски, которые нередко ставят под угрозу деятельность всей компании, работающей в сфере ЖКХ. Нередко используются схемы, когда УК создается, как канал вывода бюджетных ассигнований, например, на ремонт жилого фонда через целый ряд подставных фирм — подрядчиков. Кроме этого используются методы и фиктивного банкротства для покрытия убытков или хищения бюджетных средств или денег домовладельцев.
Кроме этих приведенных рисков, также не следует забывать, что в России существует немало регионов (более 70%), находящихся в экстремальных или суровых природных климатических зонах. В таких условиях работать предприятиям очень сложно, особенно если существует недостаток не только финансирования, но и присутствия современных коммунальных технологий.
Общая схема банкротства предприятий ЖКХ
В общем смысле процесс банкротства предприятий ЖКХ и алгоритм судебного производства мало отличается от тех норм, которые содержатся в системном законе, посвященному именно банкротству — это ФЗ № 127 от 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».
Однако кроме этого закона с банкротством компаний, работающих в коммунальной сфере, связано еще несколько законодательных актов, которые нужно иметь в виду при рассмотрении случая банкротства каждого конкретного предприятия — водоснабжения, теплоснабжающая сеть или УК, нанятая самими жильцам МКД (многоквартирного дома).
Такими нормативными документами являются:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 0171 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
- Приказ Минстроя России от 04.04.2014 № 162/пр. «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей».
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012 с изменениями, вступившими в силу с 31.08.2012) «О Предоставлении коммунальных услуг» VIII Глава 86-97 статья.
- Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ ст.40.
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996 г. — № 25 — Ст. 145.1, 164, 170, 285, 286, 2851.
Всеми этими нормативными актами предусмотрены не только условия, порядок работы, ликвидации или банкротства компаний ЖКХ, но также имеются и нормы ответственности руководителей, собственников таких компаний за действия или бездействия, приведших к банкротству компаний коммунального хозяйства, особенно ответственных за жизнеобеспечение граждан, а также определены виды банкротства, предполагающие наименьшие издержки.
Общая схема того, как проходит банкротство предприятий ЖКХ, например, УК жилым фондом — МКД (многоквартирным домом), выглядит следующим образом:
- Подача искового требования или заявления о банкротстве компании. Правом подать такое заявление обладают:
- кредиторы — поставщики услуг, товаров, банки, выдавшие кредиты и т.д.
- органы прокуратуры, реагирующие на поступившие в их адрес обращения граждан или органов власти на противоправные действия компании, предоставляющей услуги ЖКХ.
- граждане или собрания граждан, в виде собрания собственников, ТСЖ или уполномоченные ими лица, включая адвокатов или нанятые юридические компании.
- органы исполнительной власти — государственные и муниципальные
- само руководство компании или ее собственник, если ими принято решение о добровольной ликвидации юридического лица через процедуру банкротства.
- Заявление или иск поступает в соответствующий арбитражный суд по месту регистрации компании или собственников жилья. К заявлению прилагаются все необходимые документы, доказывающие факт банкротства компании или ненадлежащего ею исполнения своих обязанностей, в том числе и оплаты по долгам.
- В течение 10 дней арбитражный суд выносит определение о принятии заявления или о его мотивированном отказе. Если заявление принято, то в течение 30 дней арбитражный суд назначает арбитражного управляющего и вводит процесс внешнего наблюдения.
- Внешнее наблюдение. При вводе внешнего наблюдения производится анализ всей деятельности компании, ее руководства. Все полномочия по распоряжению активами компании, ее имуществом переходят к арбитражному управляющему.
- Финансовое оздоровление. На этом этапе проводится попытка восстановить платежеспособность компании, ее полноценное функционирование. Если этого сделать не удается, то следующим шагом будет конкурсное производство.
- Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, который также назначается арбитражным судом. Срок конкурсного производства составляет 6 месяцев, но в случае необходимости такой срок может быть единожды продлен, но не более, чем на 6 месяцев. В период конкурсного производства осуществляется опись, оценка и распродажа имущества компании — банкрота. Все проданное имущество составляет конкурсную массу, из которой потом производится расчет с кредиторами в порядке очередности.
- После того, как завершено конкурсное производство, распродано все имущество компании и рассчитаны все кредиторы, арбитражным судом выносится окончательное решение о признании компании — юридического лица банкротом и исключения его из общего федерального реестра юр. лиц (ЕГРЮЛ).
В течение 10 дней после вынесения судом решения о признании компании банкротом, любая заинтересованная сторона может обжаловать его, если не согласна с какими — то положениями процесса банкротства. Как показывает российская практика, максимальный срок, в течение которого осуществляется банкротство компании, работающей в сфере ЖКХ, не превышает 1 года.
Основная особенность арбитражного производства в отношении коммунальных компаний состоит в том, что если компания — поставщик услуг и признана банкротом, она все равно обязана осуществлять предоставление услуг (вода, свет, тепло) вплоть до момента передачи этих функций другому предприятию, юридическому лицу (ст. 164 ЖК РФ).
Т.е. если даже управляющая компания (УК) и признана судом банкротом, никто ее не освобождает от обязанности выполнять необходимые функции, предусмотренные договорами обслуживанию между ней и жильцами МКД или другого коммунального объекта (школы, детские сады, больницы и прочее).