ФЗ о несостоятельности банкротстве
Устойчивая система экономических отношений любого государства не только способствует росту его экономического потенциала, но и определяет стабильность развития страны в целом. Вместе с тем, как показывает анализ мировой практики, рыночная экономика не может эффективно функционировать при отсутствии адекватного законодательства, регулирующего экономический оборот, в том числе защищающего его участников от последствий неэффективной деятельности, выражающихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств.
Т.е. в данном случае речь идет о защите прав таких категорий участников рынка, как кредиторы, инвесторы и даже простые потребители товаров и услуг. Банкротство различных хозяйствующих субъектов, в том числе и физических лиц — граждан — распространенное и даже в определенной степени закономерное явление в странах с рыночной экономикой, являющееся неотъемлемой частью отношений между гражданами, коммерческими компаниями, организациями и государством.
Но такая система не может принести должного позитивного результата без соответствующей четкой и недвусмысленной правовой базы в виде законов о банкротстве, с описанием четкого алгоритма всей процедуры банкротства, прав и ответственности всех, участвующих в этом процессе сторон.
В этой статье будет рассказано о наиболее важных моментах российского законодательства, посвященного институту банкротства, практики проведения процедуры банкротства различных типов гражданских правовых отношений, а также о том, какие дальнейшие перспективы развития законодательства о банкротстве следует ждать в ближайшей перспективе.
Содержание статьи
Краткая история развития законодательства о банкротстве РФ
Бурное развитие экономических отношений и становление института частной собственности в России, ставшие результатом проведения рыночных реформ 1991—1992 гг., позволили иначе взглянуть на проблему регулирования отношений хозяйствующих субъектов с использованием механизмов несостоятельности (банкротства). В результате был принят Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», основной функциональной задачей которого де-факто стала «очистка» экономики от формально существующих, но неэффективно работающих предприятий.
С учетом накопленного опыта применения законов о несостоятельности (банкротстве) 1992 и 1998 г. был принят Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который благодаря введению процедуры финансового оздоровления предоставил предприятиям возможность для восстановления, стабилизации платежеспособности и фактического выхода из кризисной ситуации.
В 2015 году были приняты поправки к этому закону (127 фз о банкротстве с последними изменениями) в виде специального нормативного акта ФЗ № 154, где основное внимание уделено проведению процедур банкротства физических лиц— граждан. Кроме этого, были приняты другие нормативные акты, уточняющие и дополняющие правовую базу банкротства в России.
Так, в декабре 2014 года были подписаны и опубликованы два федеральных закона – № 432-ФЗ и № 482-ФЗ. Этими специальными фз определяются особенности несостоятельности банкротства, внесены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и другие нормативные акты. Внесенные изменения существенно меняют процедуру банкротства, вводят новые регуляторы, которые позволяют в большей степени защитить кредиторов и не допустить злоупотреблений со стороны должника.
В целом, российское законодательство по мере его внедрения в общую бизнес — практику приобретает все более структурированный вид, позволяющий использовать те или иные правовые нормы, исходя из правового статуса банкрота, интересов кредиторов и социальной значимости предприятий — банкротов. Далее будут рассмотрены основные положения российского правового поля с точки зрения функций и статуса тех или иных типов и видов должников — банкротов.
Банкротство физических лиц по ФЗ № 127 от 2015 года
В Российской Федерации с 1 октября 2015 г. введена процедура, которая называется банкротство гражданина, банкротство физических лиц, банкротство должника-гражданина (154 фз о банкротстве несостоятельности банкротстве физических лиц).
В действительности же, закон о банкротстве физических лиц 2015 – это глава 10 в действующем Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон «О несостоятельности (банкротстве)»), определяющая: особенности, условия, процедуру, порядок и последствия банкротства физического лица. Отсюда следует, что закон о банкротстве физических лиц распространяет свое действие только на лиц, имеющих гражданство Российской Федерации.
В этом законе установлены три важные нормативные процедуры, касающиеся банкротства граждан:
- Во – первых, определены основные условия, при которых гражданин может быть признан банкротом — минимальная сумма долга должна составлять 500 тысяч рублей и срок такой задолженности должен быть не менее 3 месяцев.
- Во – вторых, четко определен общий порядок проведения процесса банкротства физического лица- это наблюдение, реструктуризация и конкурсное производство.
- В – третьих, установлены определенные последствия и ограничения на гражданина, который признан судом банкротом.
Также этим законом установлена и упрощенная процедура банкротства гражданина — признание его банкротом в случае его отсутствия или неявки на заседания арбитражного суда.
ФЗ о банкротстве индивидуальных предпринимателей
Согласно ст. 214 ФЗ № 127-ФЗ основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить норму по уплате обязательных платежей.
Данная норма устанавливает особенности признания банкротом гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, к которому применяются общие положения, как для гражданина, не являющегося ИП (ст. 33 ФЗ № 127-ФЗ). При этом следует иметь в виду, что ст. 230 ФЗ № 127-ФЗ о применении положений о банкротстве отсутствующего должника к индивидуальным предпринимателям не применяется.
О последствиях признания банкротом индивидуального предпринимателя говорится в ст. 216 ФЗ № 127-ФЗ:
- С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
- Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве ИП в течение пяти лет с момента завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры.
- Арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и введении реализации имущества гражданина в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве ИП.
- В течение пяти лет с даты завершения в отношении индивидуального предпринимателя процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве, в ходе такой процедуры он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом».
В целом институт банкротства – совершенно необходимый элемент финансового рынка, он в первую очередь важен для защиты прав гражданина и индивидуального предпринимателя. Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не влечет за собой использование механизмов, которые нанесут вред бизнесу.
Закон о несостоятельности банкротстве юридических лиц
Новое законодательство о банкротстве юридических лиц, появившееся в 2002 году, сняло немало острых противоречий, связанных с процессом банкротства компаний и организаций, различных форм собственности.
Так, были введены такие прогрессивные правовые нормы, как:
- введена обязательная конкурсная процедура продажи имущества компании, как и всего бизнеса в целом, через открытые аукционные торги
- увеличен срок рассмотрения дела о банкротстве до 7 месяцев.
- обеспечена равноценная защита интересов всех участвующих в процессе банкротства компании — владельцев, кредиторов, работников компании и публичных организаций.
- введен дополнительный критерий банкротства юридического лица, который требует представить кредиторами арбитражному суду обоснованные требования к должнику, а не просто факт наличия какой — либо формальной задолженности
- неплохой новацией в этом законе является то, что на любом этапе процесса банкротства может быть заключено мировое соглашение между должником и кредиторами.
- законом предусмотрено участие в процесс банкротства не только прямых кредиторов, но и любых других заинтересованных лиц через такую форму, как собрание или совет кредиторов, которые представляют суду общие требования всех кредиторов, перед которыми имеется или могут быть обнаружены какие — либо обязательства.
Кроме этого, закон о банкротстве и несостоятельности от 2002 года содержит определение и обоснованный порядок работы арбитражного управляющего, который выбирается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов, имеющих соответствующее образование, опыт и лицензии.
В качестве заключения
Остается только отметить, что по мере развития правовой базы банкротства и накопления судебной практики, все больше арбитражный процесс будет склоняться в сторону специализации по конкретным типам юридических лиц и прочих субъектов гражданских правовых отношений.