Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления
8 800 555 79 18
Звонок по России бесплатный

Муниципальные торги – закон

Сфера муниципальных закупок и проведения торгов на уровне муниципальных образований за последние двадцать лет стала востребованной, как среди администраций городов и поселков, у которых есть возможность дополнительного пополнения своих бюджетов, так и среди частных лиц и предпринимателей, которые могут приобрести различное имущество на муниципальных торгах.

В этой статье будет рассказано о правовом регулировании проведения муниципальных торгов, начиная от законодательных актов федерального уровня, до специальных нормативных документов, регулирующих специфические области проведения муниципальных торгов.

Федеральные законодательные акты, регулирующие муниципальные торги

Прежде чем начать рассматривать основополагающие законодательные акты и нормативные документы, регулирующие область проведения муниципальных торгов, следует для начала узнать, с чего началось формирование правовой базы проведения муниципальных конкурсов, торгов и аукционов. Первым законодательным актом, который был принят для регулирования сферы муниципальных торгов и закупок, было Постановление Совета Министров № 558 от 21 октября 1991 года, имевшее название «О материально техническом обеспечении нужд народного хозяйства».

Здесь впервые в новой истории России  были заложены правовые нормы, определяющие порядок того, как и каким образом осуществляются поставки товаров и услуг для публичных органов власти местного уровня, установлены правила проведения публичных конкурсов для закупки продукции для государственных и местных нужд.

Информационный портал по торгам
Информационный портал по торгам

Следующим этапом формирования правовой базы муниципальных торгов является Указ Президента РФ «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» от 7 августа 1992 г. № 826 и изданное в соответствии с ним Постановление Правительства РФ «О Реализации Указа Президента РФ “О мерах по формированию Федеральной контрактной системы”» от 10 августа 1992 года.

Эти законы и указы можно считать первыми нормативными правовыми актами, которые регламентировали процедуру производства государственных и муниципальных закупок в посткоммунистической России.

Следующим важным нормативным документом был принятый в 1999 г. и вступивший в силу Федеральный закон № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Его основной посыл состоял в том, что закон регулирует отношения, которые возникают в ходе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд между организатором торгов и участником.

Следующим нормативным актом, который имеет силу до сегодняшнего дня, является  Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (21 июля 2005 года).

До апреля 2013 г. данный правовой акт выступал основным законодательным актом РФ, который регулировал гражданско-правовые, процедурные вопросы размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.

С января 2014 г. начал действовать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В связи с этим, вся система государственных закупок была преобразована в федеральную контрактную систему, которая регулирует процесс определения государственных и муниципальных нужд, его обоснование, планирование, размещение заказа и исполнение контракта.

Также здесь стоит упомянуть и другой закон о торгах муниципальным имуществом, регулирующий сферу государственных и муниципальных закупок. Это Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2012 года.

Общим для всех участников торгов, использующих 223-ФЗ и 94-ФЗ, является обязанность прописать единые правила проведения торгов, опубликовав извещения о проведении торгов и выбора победителя на официальном интернет-сайте, открыть для широкого круга предпринимателей планы закупок. Другими словами, закон о муниципальных торгах призван обеспечить гласность при организации и проведении торга. При нарушении этого пункта закона устанавливается административная ответственность в отношении заказчика.

Кроме этих специально посвященных теме муниципальных торгов нормативных актов, также следует принять во внимание и положения Конституции РФ (статьи 8,12,34, 130, 132). Там установлено, что к компетенции государства относится сфера регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд. Причем, здесь указано, что такое регулирование может осуществляться и на уровне субъектов федерации.

Отдельно следует отметить и федеральный закон № 131 « Об общих принципах организации самоуправления», где указано, что муниципалитеты в виде их законодательных и исполнительных органов власти, имеют право использовать форму конкурсных торгов и закупок.

Региональное законодательство пот торгам
Региональное законодательство пот торгам

Кроме всех этих перечисленных законодательных актов федерального уровня, регулирующих прямо или косвенно муниципальные торги, также некоторые отдельные формы муниципальных конкурсов регулируются и нормами Гражданского Кодекса, Земельного Кодекса, Лесного Кодекса, Водного Кодекса и др. Чтобы у читателей сложилось конкретное представление о том, как на практике применяются те или иные нормативные акты по проведению торгов на муниципальном уровне, имеет смысл рассмотреть часто встречающиеся случаи применения таких законодательных положений.

Закон о государственных и муниципальных торгах в электронной форме

Современное состояние сферы муниципальных торгов и закупок можно охарактеризовать, как стремление к использованию новейших технических средств, упрощающие не только процедуру проведения аукциона по типу биржевых торгов, но и создающие открытость их проведения. А это, несомненно, является важным шагом для минимизации коррупционных сделок. В этой области приоритет остается за федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Этим законом установлен весь порядок и ход проведения электронных аукционов и муниципальных торгов.

В частности, определяются такие существенные параметры, как:

  • заявки на участие в электронном аукционе вправе подавать только те лица, которые получили аккредитацию на электронной площадке.
  • При проведении электронного аукциона участник должен перечислить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, но только в денежной форме на счет оператора электронной площадки в банке. Для того чтобы оператор мог открыть в банке счет для учета денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, банк должен отвечать требованиям финансовой устойчивости, установленным Правительством РФ, а также он должен быть включен в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ.
  • Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе блокировать денежные средства в размере обеспечения такой заявки (ч. 18 ст. 44 ФЗ-44). Отсутствие на указанном счете средств, достаточных для обеспечения заявки, влечет возврат заявки участнику.

Особенность процедуры проведения электронного аукциона проявляется и в требованиях к аукционной документации. Например, устанавливается, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Обязательное использование электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В общем смысле, № 44 ФЗ муниципальные торги, по которому проводятся в электронной форме, внес значительные положительные изменения в методику проведения муниципальных торгов через торговые площадки:

  • Во-первых, им установлен ответственный орган за определение порядка и условий отбора операторов электронных площадок – Правительство РФ. В дальнейшем также будет определен орган, устанавливающий единые требования к функционированию площадок, — федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
  • Во-вторых, сократился минимальный срок размещения извещения о проведении электронного аукциона при цене контракта (лота) свыше трех миллионов рублей с 20 до 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Сократился также с 6 до 3 дней (с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона) срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (ч. 5 ст. 69 ФЗ-44).
Основные положения ФЗ № 44 в таблице
Основные положения ФЗ № 44 в таблице

С учетом специфики территориального расположения муниципалитетов в России (особенно тех, что за Уралом), этот нормативный акт дает возможность даже самым отдаленным муниципальным образованиям принять участие в конкурсных торгах. Это торги на поставку оборудования или размещение заказа для обеспечения муниципальных нужд. Не говоря уже о том, что появился реальный путь для того, чтобы эффективно управлять имущественным комплексом муниципального поселения.

Правовые акты, регулирующие торги муниципальным имуществом

Несомненно, торги, где реализуется муниципальное имущество, представляет больший интерес для предпринимателей, так как на таких торгах можно приобрести неплохое имущество для начала или расширения своего бизнеса.

Эту область муниципальных торгов регулируют не только выше перечисленные правовые акты, но и имеется и своя нормативно правовая база. В качестве основы выступает ФЗ о муниципальных торгах «О защите конкуренции» от 02.07.2008 года.

Этот закон о торгах муниципального имущества устанавливает особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, а именно по результатам проведения торгов (конкурсов или аукционов) на право заключения таких договоров. Также сюда относится и приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2011 года № 732, регламентирующий порядок проведения муниципальных торгов и аукционов.

В частности, этими законами установлено, что:

  1. организатором аукциона на продажу может выступать федеральное или муниципальное унитарное предприятие, либо иное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальные торги
Муниципальные торги
  1. При проведении аукциона на продажу, его организатор устанавливает задаток в размере 10 процентов от начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Информация о проведении аукциона на продажу размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов

(www.torgi.gov.ru). А также на официальном сайте в сети Интернет, определенном в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» для опубликования информации о приватизации федерального или муниципального имущества (www.rosim.ru ).

Динамика проведения муниципальных и государственных торгов
Динамика проведения муниципальных и государственных торгов
  1. заявка на участие в аукционе на продажу должна содержать документ с информацией о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица и подписанное руководителем письмо).
  2. Определен порядок подачи жалобы на действия или бездействия конкурсной комиссии или отдельных ее членов, препятствующих осуществлению законных прав на участие в муниципальных торгах или аукционах. Обжалование в порядке указанной статьи допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

При этом если договор не заключен по результатам торгов или торги были признаны несостоявшимися, то обжалование действий (бездействия) организатора торгов и комиссии возможно не позднее трех месяцев со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

Правое регулирование торгов муниципальными землями

Муниципальная земля, пожалуй, тот единственный  ресурс, который дает возможность существовать и развиваться многим муниципалитетам в России. При этом спрос на земельные участки, как в границах поселений, так и земель сельхозназначения, постоянно растет и это также предоставляет возможность местным властям получить существенный доход в свои не совсем богатые бюджеты.

По общему правилу согласно ч. 1 ст. 39.3 и ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ продажа и передача в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. При этом были установлены исключения.

В случае если имеется основание для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренное ч. 2 ст. 393 и ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ соответственно, то уполномоченный орган обязан предоставить земельный участок без проведения торгов.

После внесения изменений в Земельный кодекс РФ, вступивших в силу 1 марта 2015 года, органам местного самоуправления поселений, городских поселений и городских округов были переданы полномочия по организации торгов в форме аукционов по предоставлению земельных участков, находящихся в их муниципальной собственности.

Что касается самой процедуры проведения аукциона по продаже или передаче земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, проводится по правилам, определенным статьями 39.11-39.13 Земельного кодекса РФ. Статья 39.13 Земельного кодекса РФ в настоящее время является недействующей, т.к. не принят федеральный закон о порядке проведения аукциона в электронной форме, предусмотренный п. 4 ст. 39.13 Земельного кодекса РФ.

Именно поэтому в настоящее время все аукционы по предоставлению земельных участков проводятся, в так называемой «молотковой форме», с регистрацией участников аукциона и их присутствием, как лично, так и через представителя, на проводимом аукционе в открытой форме.

Согласно п. 1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом (администрацией муниципального образования), в том числе, по заявлениям граждан или юридических лиц.

Специалист по муниципальным закупкам
Специалист по муниципальным закупкам

Также закон по муниципальным торгам землей определяет и порядок подачи заявления на  участие в аукционе по продаже или аренде муниципальных земель, состав документов необходимых для того, чтобы стать полноправным участником. А также приведены основания, по которым участие в конкурсе может быть отклонено или об отмене торгов.

В заключение

Следует отметить, что приведенные основные нормативные документы, регулирующие муниципальные торги и закупки, практически полностью охватывают эту область управления отношений между муниципалитетами и другими субъектами права.

Тем не менее, имеется еще немало направлений, по которым нет достаточно проработанного законодательства по регулированию торгов, касающихся ,например, продажи лесных или водных угодий муниципалитетов, объектов интеллектуальной собственности (например, использование в торговых марках названий городов и поселков). Все это еще только предстоит сделать, как законодателям федерального  уровня, так и местным органам власти и самоуправления в будущем.

Добавить в закладки
x

ПОЛУЧИТЕ ПОДАРОК
ОТ СПИКЕРА