Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления
8 800 555 79 18
Звонок по России бесплатный

Муниципальный контроль в области торговой деятельности

Немалое число обычных российских граждан, не говоря уже о тех, кто занимается (или только строит планы) небольшим бизнесом, в первую очередь интересует не политика, не то, как и где «космические корабли бороздят пространство», а вполне приземленные, бытовые вопросы. Как и где купить хорошие продукты питания, качественные и по разумным ценам, как и где, одеть детей к зиме.

Для предпринимателей — вопросы потребительского рынка и то, какие там существуют правила игры, не менее важны. Ведь, прежде чем открыть магазин, надо быть уверенным не только в том, что найдутся покупатели в достаточном количестве, но и в том, какой уровень конкуренции на рынке.

Какие существуют нормативы со стороны властей, определяющие, чем можно торговать, а чем нельзя, где можно взять в аренду помещение под магазин, по каким ценам и на какой срок и т.п. Все эти вопросы решаются в большинстве случаев на местном уровне, т.е. в пределах конкретного города, района, поселка или деревни.

В Российской Федерации существует довольно сложная и обширная система регулирования не только потребительского рынка, но и почти всей сферы экономики, связанной с производством, торговлей и предоставлением услуг. Правда, уже нет того кошмара времен СССР, когда из Москвы Госплан определял, сколько нужно продать курток, сапог и кастрюль в далеком дальневосточном поселке.

Сейчас все вопросы потребительского рынка решают на уровне саморегуляции рынка. Но по — прежнему высока доля регулятивных функций того, что, как и где должно продаваться, остается за государственными органами власти.

Состав предприятий розничной торговли г. Владивостока
Состав предприятий розничной торговли г. Владивостока

Многочисленные федеральные службы осуществляют свои функции путем проведения государственного контроля над соблюдением законодательства, проверки деятельности продавцов и производителей, приема граждан и принятия решений по их обращениям. Свои полномочия эти службы реализуют путем проведения проверок, выдачи предписаний, приостановки производства и реализации товаров, отправления материалов для отзыва лицензий, обращений в суд и возбуждения уголовных дел.

Помимо Роспотребнадзора, контроль над соблюдением прав потребителей также ведется отделом полиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и прокуратурой. Роспотребнадзор обладает очень широкими полномочиями, перечисленными в ст. 40 Закона «О защите прав потребителей». Но по — прежнему остается открытым вопрос — какими полномочиями обладают местные органы власти по контролю за сферой торговли, которые находятся в непосредственной близости к тому, что называется  потребительским рынком, на котором работают местные предприниматели, и услугами которого, пользуются обычные граждане.

В этой статье будет рассказано о том, какая существует система контроля и регулирования потребительского рынка и, в  частности, что такое муниципальный контроль в сфере торговли местными органами власти. О том, какими они полномочиями обладают в этой важной сфере и как можно использовать эту информацию, чтобы выстроить свою линию поведения, как покупателя, так и предпринимателя, по защите своих прав и определить для себя степень возможного участия в этом интересном секторе экономики.

Система контроля сферы торговли на муниципальном уровне власти

Чтобы у читателя сложилась полная картина того, какое место занимают муниципальные органы власти в деле организации и осуществлении контроля торговли, в каком виде существует муниципальный контроль в сфере торговли, необходимо в общих чертах представить всю систему контроля потребительского рынка в России.

Она состоит из трех элементов:

  • Первый элемент —  это уровень федерального управления. Здесь главную роль  играет такое ведомство, как  Роспотребнадзор, а также ФАС (Федеральная Антимонопольная служба) и многие другие ведомства, регулирующие специальные сферы торговли и оказания услуг.

Одним из важных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является отработка эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей в Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей.

Роспотребнадзор обладает очень широкими полномочиями, перечисленными в ст. 40 Закона «О защите прав потребителей», вот лишь основные из них:

  1. выдача предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и прекращений деятельности нарушителей;
  2. направление материалов для возбуждения уголовных дел в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы;
  3. дача официальных разъяснений о соответствии законодательству по защите прав потребителей;
  4. проведение отбора проб и образцов товаров, предназначенных для реализации;
  5. составление протоколов об административных правонарушениях.
  • Вторым уровнем контроля потребительского рынка, является наличие различных некоммерческих организаций, так или иначе стоящих на защите покупателей и пользователей услуг.

В соответствии с Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» и Федеральным Законом «Об общественных объединениях», а также ст. 45 Закона «О защите прав потребителей», они имеют полномочия участвовать в таких  мероприятиях как:

  1. разработке обязательных требований к товарам и проектов нормативных актов Российской Федерации в области защиты прав потребителей,
  2. проводить независимые экспертизы качества,
  3. проверять соблюдение правил обслуживания потребителей,
  4. направлять информацию для рассмотрения в органы местного самоуправления или исполнительной власти,
  5. проводить сравнительные исследования и направлять информацию, например, в комитет по управлению муниципальным имуществом о том, что торги по аренде имели нарушения.
  6. вносить в органы власти предложения о принятии мер по приостановлению производства и продажи товаров,
  7. обращаться в суды.
  • Третий уровень  — это полномочия и обязанности местных органов власти по защите прав потребителей и контроля сферы торговли.

На муниципальном уровне управление сферой муниципальной торговли и защита прав потребителей осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральным Законом N 242-ФЗ, Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг — Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ, и Постановлениями глав муниципальных образований.

Например, в городе Новосибирске муниципальное управление торговой сферой реализовано через «Положение о комитете мэрии по защите прав потребителей», утвержденное Постановлением Мэра от 25 марта 2008 г. Также действует административный регламент «Предоставления муниципальной услуги по рассмотрению обращений и жалоб граждан по вопросам защиты прав потребителей».

Он разработан в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и четко фиксирует рамки и сроки осуществления комитетом по защите прав потребителей своих функций. Теперь рассмотрим то, какие же непосредственные полномочия возложены на муниципалитеты и как они должны осуществлять управление сферой торговли в муниципальных образованиях, а также контроль торговой сферы поселений и осуществление защиты прав потребителей.

В эти полномочия и функциональные обязанности входят:

  • работа с обращениями, жалобами граждан всего того, что касается качества продаваемых на местных рынках товаров и оказанию услуг. Реакция на такие жалобы у местных органов власти может быть в виде, либо обращения в органы прокуратуры, либо в территориальные подразделения Роспотребнадзора и другие федеральные службы. Самостоятельно муниципалитеты, конечно, не имеют права накладывать какие — то административные санкции, но участие в защите прав потребителей – это их прямая обязанность.

  • меры законодательного регулирования и муниципальное управление торговлей. В частности, муниципалитеты могут вносить в федеральные (территориальные) органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг). Снятию с производства и изъятию (только в судебном порядке) из обращения товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
  • муниципальный контроль в области торговли включает участие совместно с федеральными (территориальными) органами исполнительной власти в проверках предприятий и организаций города, независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Такие проверки могут быть осуществлены в следующих сферах деятельности: торговля (муниципальная и частная форма собственности), бытовое обслуживание и общественное питание, услуги транспорта, связи, финансовые услуги, медицинские услуги, образовательные услуги (кроме школ и дошкольных учреждений).
  • оказание консультативной помощи по составлению претензий и исковых заявлений в суды в целях защиты прав потребителей;

Также существует и особый порядок, когда муниципальный контроль торговой деятельности осуществляется через право выдачи предписания о приостановлении (прекращения) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной или достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно.

В случае невыполнения хозяйствующим субъектом выданных предписаний, органы местного самоуправления по защите прав потребителей вправе обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей, либо о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

На кого возложен контроль сферы торговли на муниципальном уровне

Как определено законодательством и принято в российской практике, непосредственно муниципальный контроль в торговле на территории конкретного муниципального поселения осуществляет структурное подразделение администрации города или поселка. Это департаменты, отделы, комитеты или комиссии.

На территории муниципальных образований в структуре органов исполнительной власти могут создаваться и специализированные подразделения, осуществляющие проведение единой политики в сфере торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности. В частности, на территории г. Хабаровска в соответствии с постановлением мэра города от 25.01.2002 г. № 82(3) был создан и функционирует «Комитет по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности г. Хабаровска».

В его функции, в частности, входят:

  • разработка проектов нормативных актов и внесение предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности подведомственной отрасли;
  • разработка предложений по совершенствованию системы государственного регулирования продовольственного рынка города;
  • организация работ по обеспечению соблюдения законодательства в сфере торговли, контроля качества и безопасность товаров народного потребления, законодательства о защите прав потребителей;
  • координация деятельности предприятий всех организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в области торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности;
  • служб, обеспечивающих ветеринарный контроль на территории города;
  • структурных подразделений администрации города по вопросам экономического развития, разработки программ и прогнозов, реализации политики в области торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности;
  • обеспечению взаимодействия с городским центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, отделом по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и услуг и исполнения административного законодательства УООП УВД Хабаровского края и др.

Кроме этого, немаловажная роль по созданию и контролю соблюдения прав потребителей и регулированию сферы торговли в муниципальном образовании, лежит на местных  законодательных органах -Городские Думы, поселковые комитеты и т.п.

На этом административные полномочия муниципалитетов ограничены. Для контроля рынка потребительских товаров и регулирования сферы торговли на территории муниципального образования, у местных исполнительных и законодательных органов власти  имеются другие косвенные методы контроля и регулирования рынка.

К таким косвенным методам контроля и регулирования сферы торговли и мониторинга зашиты прав потребителя относятся:

  1. регулирование ценовой политики на товарном рынке, путем представления льготных условий аренды и приватизации муниципального имущества для предприятий торговли, особенно имеющих большую социальную значимость.
  2. предоставление гарантий по кредитам тем предприятиям торговли, которые обслуживают местные товарные рынки или выполняющие функции обеспечения продовольствием местных социальных учреждений.
  3. антимонопольное регулирование продовольственных и товарных рынков, не допуская захвата большей части рынка компаниями, которые могут потом устанавливать высокие цены и фактически стать монополистом.
Распределение сетевых магазинов и супермаркетов в г. Владивосток
Распределение сетевых магазинов и супермаркетов в г. Владивосток
  1. созданий условий, при которых на территорию будет привлекаться инвестиционный капитал, с помощью которого будет развиваться конкурентный рынок на территории муниципального образования.
  2. создание полноценной и эффективной системы муниципальных заказов, тендеров и аукционов, что не только позволит развить сферу торговли, но и пополнить местный бюджет дополнительными доходами. Например, это управление и организация муниципальных торгов имуществом, принадлежащего муниципальным предприятиям и учреждениям.

В заключение

Следует отметить, что кроме непосредственного контроля и регулирования местного рынка и торговли властями, в сегодняшнем информационном обществе все большую роль играют неформальные сообщества и объединения граждан, в том числе и через интернет. Благодаря этим социальным независимым объединениям граждан, местные органы власти получают больше объективной информации о состоянии дел в сфере торговли, и могут принять более эффективные и упреждающие меры.

Добавить в закладки
x

ПОЛУЧИТЕ ПОДАРОК
ОТ СПИКЕРА