Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления

Будут ли платить налоги инвесторы в криптовалюте?

У любого, кто инвестирует в реальном секторе экономики, получает доходы в виде дивидендов с купленных акций компании или зарабатывает трейдингом на финансовых рынках, существует две главные задачи.

  • Первая задача состоит в том, чтобы получить как можно больше денег в виде законно полученной прибыли, используя свои знания, интеллект или организаторские способности.
  • Вторая задача состоит в том, что инвестор (предприниматель), будучи вовлеченным в социальные связи и в немалой степени с государством, обязан платить определенную часть доходов ему в виде налогов. Можно долго спорить о том, следует ли платить налоги или нет, в каком размере, но факт остается фактом — любой  предприниматель, а инвестор это тоже принадлежит к этой категории, должен платить налоги от своих прибылей.

Но все было бы ничего и шло бы своим чередом, как и тысячи лет назад. Торговцы, промышленники, наемные работники и их начальники, менялы или валютные трейдеры — все обязаны платить налоги, для чего государство вело строгий учет и не менее строго  следило за тем, чтобы никто не забывал об этой повинности.

Налогообложение цифровых активов и  криптовалют
Налогообложение цифровых активов и  криптовалют

Но с появлением такого феномена, как криптовалюты, проблемы налогов, вернее сказать, форма и объект налогообложения перестают выглядеть столь однозначно. Криптовалюту и ее владельца (криптоинвестора) нельзя поставить на учет.

Такого криптоинвестора нельзя фактически поймать на том, чем он пользуется. Его нельзя схватить за руку при обращении криптовалюты, так ее не возят в чемоданах и не хранят в банковских ячейках. В  конечном итоге, даже отследить где и как осуществляются платежи в криптовалюте, не представляется полностью возможным.

Но государства не зря столь серьезно озаботились этим вопросом. Уже с самого начала появления биткоина и других цифровых валют насторожились, так как почувствовали, какую опасность несет цифровая  экономика, которая может разрушить архаичную, веками сложившуюся систему принуждения личности к оплате услуг государства, которые не всегда соответствуют интересам не только отдельного человека, но и целого народа.

В этой статье будет рассказано о том, каким образом и в какой форме государство может усилить свои направления деятельности (законодательные и правоохранительные) с тем, чтобы начать взимать налоги с криптоинвесторов и всех тех, кто зарабатывает на рынке криптовалют. Какие уже законодательные меры для этого принимаются, и кто окажется в конечном итоге победителем —  свободная экономика будущего или тотальный контроль государства над всеми.

Цифровая экономика — это новая реальность, где налоги будут платиться, как добровольная опция

На протяжении многих веков граждане добровольно отказываются от части своих прав, передаваемых государству в обмен на уплату налогов. Ими движет уверенность в том, что государство успешнее их самих справится с реализацией ряда функций, в числе которых создание каналов обмена информацией, разработка стандартов мер и весов (включая организацию денежного обращения, так как деньги являются универсальной мерой обмена).

С появлением цифровых платформ потребность в делегировании таких полномочий государству отпадает, особенно если учесть, что криптовалюты не имеют национальности, отличаются широким разнообразием и относительной долговечностью.

В настоящее время благодаря доступности цифровой инфраструктуры у экономических агентов появилась возможность совершать реальную экономическую деятельность с вовлечением частных валют, выпускаемых, как правило, на основе методов криптографии и не имеющих статуса законного средства платежа ни в одном государстве. Криптовалюта становится высокодоходным активом.

Любой непрофессиональный инвестор может нарастить свои вложения в несколько раз, поскольку криптовалюту отличают такие качества, как, например:

  • технологичность (простота в управлении) — достаточно скачать приложение в Эппл Стор на свой смартфон и открыть свой криптовалютный кошелек.
  • демократичность входа на рынок (ценно для новичков и для тех, кто не имеет больших финансовых средств) — для того, чтобы  купить криптовалюту достаточно 10 долларов и не нужно собирать справки или предъявлять паспорт в банке. Тем более, что в мире уже давно появились криптоматы, где можно купить биткоин эфир или риппл, также как стакан газированной воды.
  • наличие разнообразных стратегий получения дохода (гибкость);
  • возможность создания полностью пассивного дохода, например, создав небольшую майнинг ферму у себя на даче.
  • отсутствие привязки к конкретной территории.

Данные обстоятельства в глазах сообщества выгодно отличают вложения в криптовалюту от банковского депозита и иных классических финансовых инструментов, управление которыми требует компетенций, опыта или определенных социальных связей. В результате покупка и продажа криптовалюты позволяют экономическим агентам в короткие сроки приумножать вложенный капитал и создавать источник пассивного дохода.

Естественно, что государство не может оставаться безучастным ко всему этому распространению экономической (финансовой) свободы, так как со временем большинство финансовых транзакций между частными лицами и корпорациями может уйти в виртуальный сектор, а это не миллиарды, и не десятки, а сотни триллионов долларов.

Первое наступление государства на свободу криптовалютного мира

Пальма первенства в государственных инициативах регулирования цифровой экономики принадлежит, безусловно, международным организациям, в первую очередь ОЭСР (где участниками являются 21 государство), которая опубликовала итоговый доклад о налоговых вызовах цифровой экономики, а также Европейской комиссии, которая в 2015 г. приняла стратегию перехода Европы к единому цифровому рынку.

Далее уже каждое государство или ассоциации правительственных структур стали определять конкретные форматы и способы налогообложения всех тех, кто связан с криптовалютной системой и цифровой экономикой.

Так, в частности, ведутся работы (пишутся законы и даже создаются специальные государственные структуры) в следующих направлениях:

Регулирование рынка криптовалют
Регулирование рынка криптовалют
  1. факт выпуска и получения криптовалюты может быть признан фактом получения налогооблагаемого дохода, учитываемого по справедливой рыночной стоимости вне зависимости от реализации (США, Испания, Япония, Израиль), с последующим налогообложением прироста капитала;
Таблица 1. Подходы разных стран к налогообложению доходов, включая доходы от деятельности с криптовалютой
Таблица 1. Подходы разных стран к налогообложению доходов, включая доходы от деятельности с криптовалютой
  1. установление необлагаемого минимума для деятельности «в личных целях» (как, например, в Швеции, Франции, Австралии);
  2. признание объектом налогообложения прироста капитала только при обмене криптовалюты на фиатные деньги и установление льгот в случае долгосрочного инвестирования или небольшого объема операций (Германия, Сингапур, Бразилия).

А что происходит у нас  в России?

Банк России относит криптовалюты к денежным суррогатам, выпуск которых согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на территории Российской Федерации законодательно запрещен. Это было дополнительно подтверждено в 2014 г., а также отражено в информационном сообщении Росфинмониторинга.

По идее Минфина РФ, заложенной в законопроект «О цифровых финансовых активах», использование криптовалют в качестве средства платежа в России не предусматривается. Проблему размывания налоговой базы Минфин России предлагает решить, приравняв майнинг (добычу криптовалют) к предпринимательской деятельности, а цифровой финансовый актив (токены и криптовалюты) — к имуществу.

Выпускать цифровые активы разрешат организациям и индивидуальным предпринимателям, причем у токена может быть только один эмитент в рамках одного первичного размещения (так называемого Initial Сoin Оffering — ICO). Неквалифицированным инвесторам разрешено покупать токены на сумму, не превышающую 50 тыс. руб.

Государство и  криптовалюта
Государство и  криптовалюта

Государственный контроль предполагается осуществлять благодаря тому, что покупка и продажа цифровых активов может быть осуществлена исключительно через лицензируемых брокеров, дилеров, форекс-дилеров, организаторов торговли на биржах и торговых площадках.

Однако тут есть несколько очень важных моментов, которые, как видно, инициаторы государственного контроля над криптовалютами явно не учитывают или недопонимают.

  • Во – первых, сам факт транзакции между контрагентами с использованием криптовалюты может и получится установить. Но в каком размере осуществлен платеж. за какую услугу и на каких условиях могут определить только сами пользователи или участники сделки. Т.е. изначально установить налогооблагаемую базу весьма затруднительно.
  • Во — вторых, покупка криптовалюты, ее оборот, может осуществляться вне официальных брокеров и прочих посредников (для чего они нужны не понятно). Используя платформу смарт — контракта  блокчейн сетей, все контрагенты устанавливают финансовые связи непосредственно друг с другом, минуя всяких посредников.
  • В — третьих, при осуществлении первичного размещения токена, например, под конкретный проект в области интернет — маркетинга, следует определить, к какой правовой юрисдикции он может быть привязан. Есть масса интернет – проектов, которые имеют экстерриториальный характер — т.е. это фактически международная команда разработчиков и у них даже не может быть ни офиса, ни юридического адреса. Только сайт в интернете.
Государство – ты  будешь платить налоги за крипту
Государство – ты  будешь платить налоги за крипту

Единственное, на что может быть направлено усилие государств, чтобы как- то определить налогоплательщика и заставить его платить налоги за пользование криптовалютной сферой (которая не принадлежит ни одному государству) — это взимание налогов на этапе конечного потребления. Это покупка недвижимости или товаров.

Но тут опять есть вопрос — а как можно определить, что конечный доход получен за счет операций на криптовалютном рынке. Ведь любую цифровую транзакцию можно провести через две — три реальные  сделки и уже определить начальный источник прибыли будет затруднительно, если это вообще представляется реально возможным.

В качестве заключения

Государства будут форсировать свои усилия, чтобы как — то удержать ускользающие из их рук финансовые потоки, которые все быстрее и быстрее будут уходить в виртуальное пространство. И недалек тот день, когда уже сами жители той или иной страны, каждый конкретный человек, будет сам определять — какие он будет платить налоги и  на какие цели, а также требовать отчета о каждом потраченном биткоине или другой цифровой валюты.

Добавить в закладки
Копия письма претензии.