Главная \ Инвестиции и госзакупки \ Специалист по госзакупкам: каким требованиям должен отвечать

Специалист по госзакупкам: каким требованиям должен отвечать

5-spetsialist-po-goszakupkam-komu-doverit-biznes

В структуре современного социально-экономического развития Российской Федерации одним из важнейших направлений являются государственные закупки, которые призваны  не только нивелировать коррупционную составляющую, но и расширить  зону  конкуренции для всех типов экономических агентов. Принятый 5 апреля 2013 года Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд», одним из ключевых моментов эффективного расходования бюджетных средств определяет профессионализм участников закупочной деятельности.

Однако в практическом смысле такая задача решается в различных компаниях и государственных структурах по разному. И если, например, в крупной государственной корпорации или учреждении есть возможности подготовить специалиста разбирающегося во всех тонкостях проведения торгов и аукционов, то для малых предприятий, составляющих основную долю участников  ФКС (федеральной контрактной системы) это проблема пока  не нашла своего решения.

В этой статье будет рассказано о том, как малым и средним предприятиям, которые ориентируют свою бизнес — модель на участие в государственных контрактах, подготовить своего работника для этих  целей, о том каким он требованиям должен отвечать. И естественно, какими  навыками и знаниями этот профессионал  (специалист по государственным закупкам) должен обладать в первую очередь.

Госзакупки и подготовка специалистов. Хочешь результата делай все сам?

Несмотря  на то, что  развитие ФКС, начало который было положено почти  20 лет назад, достигло определенного профессионального уровня, подготовка специалистов этого важного сектора экономки находится только на самом начальном этапе. Даже в Общероссийском классификаторе учебных специальностей вузов или образовательных учреждений  профессиональной подготовки  такая специальность, как специалист по государственным закупкам, пока  отсутствует.

Для малых и средних предприятий выход из такого положения может быть реализован следующими путями, например:

  1. Нанять специалиста, имеющего соответствующий опыт работы. Но такие профессионалы обычно требовательны к уровню зарплаты и не всякий предприниматель может позволить себе это.
  2. Самостоятельно изучить технологию проведения государственных закупок (см. Госзакупки: где пройти обучение). Но тогда для предпринимателя встает вопрос,  насколько он может эффективно управлять своим бизнесом.
  3. Воспользоваться услугами специализированных компаний (в режиме аутсорсинга), прибегая к их помощи  от случая к случаю. Такой способ эффективен, если имеются условия для масштабного развития бизнеса, в противном случае стоимость такого сервиса может свести на нет всю коммерческую выгоду.

В  любом случае при работе в системе государственных контрактов  и/или участия  в аукционах (см. Госзакупки: как осуществляется электронный аукцион) и торгах человек, который будет этим заниматься, должен иметь довольно серьезный уровень подготовки, поскольку ошибка даже незначительная, например, при заполнении заявки, может стоить предпринимателю потери перспективного рынка сбыта или контракта.

Что должен уметь специалист по госзакупкам

Как правило, требования и обязанности специалиста государственным закупкам предъявляемые к нему, сводятся к нескольким основным направлениям:

  1. Компетентность в существующем российском законодательстве, касающегося проведения торгов и аукционов (см. Закон о государственных закупках)
  2. Умение и навыки работы с электронными торговыми площадками, где просто знание офисных программ недостаточно
  3. Умение составлять и  работать с планированием системы закупок и контрактов применительно к компании, ее бизнесу
  4. Способность вести переговоры  и особенно работать в конфликтных ситуациях

Кроме этого, резюме специалиста по государственным закупкам,  претендующего на работу в коммерческой компании или в государственном (муниципальном) учреждении, должно по возможности иметь такие пункты:

  • как опыт работы в коммерческом секторе,
  • разбираться в финансовых вопросах (например, в условиях предоставления банковских гарантий)
  • умение работать с большими массивами информации (например, каталоги товаров или услуг).

В целом же, обязанности специалиста по госзакупкам могут включать в себя следующий объем деятельности, который может быть адаптирован  к конкретному виду бизнеса:

  1. Знание и умение применять нормы законодательства, непосредственно касающиеся проведения торгов и аукционов.
  2. Умение пользоваться справочными информационными системами и хорошо ориентироваться в приложениях и меню основных порталов (см. Портал госзакупок: главная цель) и электронных торговых площадок
  3. Умение составлять план работы по закупкам в соответствии с общим планом развития бизнеса
  4. Отслеживать текущие котировки и заявки, появляющиеся в разделах меню торговых площадок
  5. Правильно составлять заявку на первичном размещении конкурсных опций в соответствии с требованиями формата торгов и желаниями заказчика.
  6. Вовремя представлять запрашиваемые как со стороны оператора площадки, так и заказчика необходимые документы. Представлять документы в строгом соответствии со сроками и номенклатурой выставленных в заявке позиций. Например, чтобы не было просроченных лицензий, сертификатов качества и т.п.
  7. В соответствии с требованиями и регламентом проведения торгов и аукционов предоставлять необходимые банковские гарантии, в полном соответствии с поданной заявкой (заявками)
  8. Умение правильно составлять контракты на поставку продукции или выполнения услуг, как того требует регламент и условия проведения  конкурса.
  9. Отслеживать все стадии прохождения согласования контракта до его окончательного подписания.
  10. Вести переписку с государственными и  муниципальными органами власти, заказчиками и другими субъектами права, связанных с выполнением конкурсных условий.
  11. Следить за сохранностью документов, вести реестр критически важных документом, базы данных и т.п.
  12. Проводить анализ существующей контрактной деятельности, выявляя как недостатки, так и перспективные возможности. Проводить периодическую аналитику рынка государственных закупок.

Исходя из практики  российского законодательства, касающегося трудовых отношений, должностная инструкция специалиста по госзакупкам должна быть построена на таких системных документах как:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • ГОСТ Р 6.30-2003 (содержит основные требования к содержанию и оформлению должностной инструкции);
  • Бюджетный кодекс РФ. В части, касающейся расходования бюджетных ассигнований на приобретение товаров, работ или услуг для государственных (муниципальных) нужд, а также исполнения условий государственных (муниципальных) закупок и ведения реестра закупок.
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (устанавливает систему штрафных санкций, накладываемых на специалиста, нарушающего нормы управления закупками);
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ — устанавливает основные правила управления госзакупками.

Заключение

В заключение также следует  добавить, что какой бы совершенной должностная инструкция ни была, главное, на что  должен в  первую очередь обратить внимание предприниматель, принимающий специалиста от которого может зависеть весь его бизнес, это умение учиться и быть хорошо мотивированным на выполнение поставленных задач.

Автор:

Как получить пассивный доход в интернете не отрываясь от работы
Узнай как у нас это получилось прямо сейчас:
Ваш E-Mail будет в безопасности. Мы против спама.
Оставить Комментарий

Получить доступ к

Обратная связь