Валютный контроль и регулирование. Что нужно знать инвестору и чего опасаться
Российская Федерация и ее экономика давно стала полноправным участником и агентом международных отношений в сфере финансовых операций, обращения иностранной валюты, инвестиций. Тем не менее, российская практика контроля и регулирования финансовых отношений, связанных с иностранной валютой, по — прежнему вызывает много вопросов, как со стороны частных инвесторов, так и корпораций.
Не секрет, что начиная с 2012 года, правительством РФ взят курс на ужесточение валютной политики, что не может не сказаться на том, как себя будут чувствовать не только иностранные инвесторы, предприниматели, но и обычные граждане, занимающиеся инвестициями, трейдингом или внешнеторговыми операциями.
В этой статье предлагается рассмотреть основные элементы и правовые положения валютного контроля, установленного в России, а также некоторые практические аспекты применения валютного регулирования для частных инвесторов.
Содержание статьи
Общее понятие о государственной системе валютного контроля в РФ
Для того чтобы эффективно управлять своим инвестиционным капиталом, инвестору кроме знаний о том, как и где лучше всего вложить свои деньги, инвестору нужно понимать, в какой системе правых отношений он находится и какие возможности и риски в ней имеются. Если говорить о системе валютного контроля, созданной в России начиная с начала 1990- х годов, то нужно иметь представление о том, как работает эта система, кто в ней и какие решения принимает.
В России к настоящему моменту сложилась двухуровневая модель валютного контроля, которая способствует результативному исполнению комплекса мер, направленных на обеспечение порядка совершения валютных операций, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений.
Такими органами контроля, следует считать следующие:
- В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 278 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2012 г. № 1395) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является органом, уполномоченным Правительством РФ на осуществление функций органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы имеют право применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушения валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и валютного контроля.
- Центральный банк Российской Федерации.
- Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы;
- Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы;
- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк);
- Уполномоченные банки. Т.е. те банки, которые имеют специальные лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций, начиная от простого обмена валюты, и заканчивая сопровождением внешнеторговых сделок.
- не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Это также брокеры, валютные дилеры, инвестиционные фонды и компании.
Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц установлены ст. 23 Федерального закона №173-ФЗ.
Что и кто подлежит валютному контролю
Список операций, активов и участников валютного финансового рынка, которые подлежат валютному контролю и регулированию довольно обширен, и включает в себя следующие основные элементы:
- иностранная валюта в виде денежных знаков, монет, также документарных активов в виде валютных аккредитивов, банковские чеки, сберегательные сертификаты, могущие быть средством платежа в иностранной валюте.
- счета резидентов в иностранной валюте, как в отечественных банках, так и деньги, размещенные на счетах зарубежных банков, кредитных организаций и финансовых посредников (брокеров).
- валютные ценности. В это понятие входят такие виды активов, как ценные бумаги, в том числе и имеющие бездокументарную форму (акции, облигации), а также различные ценные бумаги, имеющие титул собственности или являющиеся эквивалентом товаров — коносаменты, накладные, таможенные или бондовые расписки, векселя, чеки.
Этот список валютных ценностей не является закрытым и постоянно пополняется новыми видами валютных ценностей, которые подлежат финансовому контролю и мониторингу. Так, буквально с середины 2017 года Правительством РФ рассматривается принятие законопроекта, позволяющего относить к валютным ценностям все цифровые аналоги валют или криптовалюты, а также принятие мер для регулирования криптовалютного рынка.
Еще одни важный момент связан с определением того, кто подлежит валютному контролю и в какой степени.
В этом отношении все участники финансового рынка разделены на две категории:
- валютный резидент — физическое или юридическое лицо, которое полностью попадет под действие законов о валютном регулировании. Как правило, резидентами считаются граждане РФ, в том числе и те, кто имеет пока только ВНЖ, или иностранные граждане, имеющие разрешение на работу на срок выше 183 дней.
- к нерезидентам относятся физические или юридические лица, которые имеют иностранное гражданство, либо зарегистрированы и ведут свою деятельность на территории других государств. Гражданин РФ может считаться нерезидентом, если он в течение одного календарного года находился вне территории РФ более чем 183 суток. Однако надо отметить, что рассматривается Правительством РФ правовой акт, который отменяет это положение и все российские граждане (даже те, кто имеет втрое гражданство) будут по факту являться валютными резидентами в независимости от того, сколько времени или когда они были на территории страны, и были ли вообще.
Понятие резидент или нерезидент очень важно для тех, кто занимается валютными операциями, в частности те, кто инвестирует в иностранные активы на зарубежных финансовых рынках или через иностранные инвестиционные фонды. В случае признания их резидентства РФ, придется платить налог на доходы от инвестиций не 13% , как обычному гражданину РФ, а все 30%, что существенно осложнит жизнь тем, кто имеет большие обороты по торговому или инвестиционному капиталу за границей.
За что и как могут наказать органы валютного контроля инвестора или трейдера
Работая с иностранными компаниями, через которые осуществляются инвестиции, торговля активами или хранение валютных средств на счетах за границей, многие не представляют, что даже при добросовестном своем поведении, они могут по смыслу российского законодательства оказаться нарушителями. А это неизбежно влечет за собой применение довольно серьезных санкций со стороны контролирующих и регулирующих органов власти.
Например, нарушение правил перемещения через границу валютных средств в наличной или бездокументарной форме (свыше 10 000 в долларовом эквиваленте) влечет за собой наложение административного штрафа по ст. 16.4 КоАП в размере от 500 рублей до 1000 рублей, конфискацию средств свыше установленного лимита. А при повторном, и последующем нарушении такое деяние может привести к уголовному делу о контрабанде.
На что нужно обратить особое внимание
Как уже говорилось в самом начале статьи, Правительство РФ фактически начиная с 2012 года, и особенно с 2014 года, стало усиленно обращать внимание на тех, кто работает так или иначе с иностранной валютой, осуществляет внешнеторговые или инвестиционные операции, имеет активы и счета за границей.
В первую очередь, на что следует обратить пристальное внимание частным инвесторам, трейдерам, так это на постановление Правительства РФ №1365 от 12 декабря 2015 года о введении с 2017 года системы отчетности валютных резидентов по всем счетам, имеющимся за границей. Для выполнения этого распоряжения все, кто имеет счета в иностранных банках, должны подавать соответствующие декларации и документы в налоговые органы по месту регистрации.
В этой декларации надо указать название банка и страны, где открыт счет, его номер, а также четыре суммы — сумму на счете на начало года, общие суммы зачислений и списаний за год и сумму на конец года. Однако за этой кажущейся простотой кроется довольно существенная проблема для тех, кто решил инвестировать в иностранные активы, да еще в чужой валюте.
Как только будет подана первая декларация в ФНС об открытии счета в иностранном банке, страховой компании или инвестиционном фонде, резиденту придется потом ежеквартально предоставлять отчет обо всех движениях средств по зарубежному счету, включая и все операции по банковским картам.
Но это еще не самое сложное, хотя одно это может сильно усложнить жизнь. Вдобавок к этому, российским налоговым органам или валютному контролю нужно будет предоставлять все копии документов, счета, чеки, квитанции, которые связаны с операциями по банковскому счету. Причем все это должно иметь форму нотариально заверенного перевода на русский язык.
Вторая проблема для тех, кто позволил себе открыть счет в иностранном банке за границей, кроется в том, что российские регуляторы существенно ограничили список разрешенных валютных операций по зарубежным счетам.
В частности, разрешено только:
- получение процентов по банковским вкладам,
- получение официальной зарплаты,
- переводы со счета на счет
- переводы, связанные с завещанием средств
- получение купонного дохода по облигациям, но при этом запрещено получать доход от продажи облигаций на свой банковский счет за границей (тут имеются сомнения в том, насколько правомерна правовая юрисдикция российских органов на территории других государств).
- доход, полученный от сдачи в аренду жилья и других объектов недвижимости за рубежом. Причем это должны быть страны, входящие в список стран ОЭСР, где, например, отсутствуют такие популярные у российских инвесторов страны, как Черногория, Болгария или Доминиканская Республика.
Много вопросов остается открытыми с такой формой управления капиталом, как доверительное управление. В данном случае понимается, что в доверительное управление передается капитал иностранной финансовой компании (фонду) для получения дохода от инвестиций в иностранные активы. По смыслу текущего российского законодательства, такая операция считается законной только в том случае, если иностранный фонд или компания имеют российскую лицензию. Что весьма сомнительно с точки зрения международной деловой практики и права.
Поэтому, если российский инвестор инвестирует или осуществляет валютные операции (касается трейдинга тоже) через фонд или компанию, брокера, валютного дилера, не имеющего российской лицензии, то любое перемещение валюты через их счета будет считаться незаконным и российскому резиденту грозит наказание. Это изъятие 100% или 75% от общей суммы инвестиций в виде штрафа, плюс привлечение к административной ответственности по ст. ст.12.25 КоАП.
Другой интересной новацией российского законодательства по валютному регулированию является сфера, связанная с налогами. Так предлагается обязать (в Налоговый кодекс внесены поправки в ст.214.2), всех валютных резидентов платить подоходный налог в 13% от всех депозитов в зарубежных банках.
Есть одно большое недоразумение, которое заключается в том, как ФНС будет начислять и администрировать этот налог, на основании каких документов, какой информации. Наверно, если только сам инвестор или владелец счета не принесет сам на себя полный донос, что вряд ли стоит ожидать от тех, кто умеет работать и зарабатывать деньги.
Причем особенно впечатляет положение, которое обязывает учитывать курсовую разницу покупки и продажи активов за счет переоценки по текущему курсу и доплачивать недостающую сумму налога.
Например, в декабре 2014 года инвестор оплатил со своего счета в иностранном банке покупку акций на 100 евро. А через год за такую же цену их продал, и деньги были зачислены на тот же самый счет. В европейской валюте доход за год будет равен нулю. Но в рублях, за счет роста курса евро за год c 52,7 до 70,7 руб., доход в рублях составит около 1800 рублей — вот и есть с чего начислять и оплачивать налог.
Неуплата, даже просто по незнанию инвестором этих вещей, может привести к штрафу по налогам и возникновению задолженности. А это чревато тем, что однажды, приехав в Россию, такой инвестор имеет реальный шанс обратно не вернуться к себе на виллу в Ницце или на остров Бали, так как за ним будет числиться недоимка по налогу, о которой он даже может и не подозревать. И тогда могут возникнуть сложности при выезде из страны.
Рассмотрев все основные элементы и практику работы российского валютного законодательства, можно сделать несложный вывод, что ужесточение такой политики введения контроля серьезно ограничит возможности распоряжаться своими деньгами вне правовой юрисдикции РФ.
В конечном итоге, это приведет к тому, что все меньше российских инвесторов будут вкладывать и хранить свои капиталы в РФ. Предпочтение будет отдано тем формам инвестиций, где перемещение капитала будет освобождено от лишнего администрирования, чему в частности, способствует бурное развитие таких систем новой финансовой индустрии, как блокчейн и рынок криптовалют.