Смешанные инвестиционные стратегии
Многим известно, что бизнес является неотъемлемой частью социальной жизни общества, но в то же время он исповедует совершенно другие принципы создания, функционирования и достижения поставленных целей. Если у большинства людей основополагающими мотивами поведения являются потребление различных благ (материальных, эстетических), то бизнес в своей сути содержит главную цель — извлечение прибыли в заданных масштабах времени и достижение конкретных поставленных задач, определяемыми его собственниками.
Концепция развития бизнеса не может быть построена на принципах «здесь и сейчас», поскольку в современных условиях глобальной конкуренции, непрерывной технологической революции и появления новых рынков, принятие инвестиционных стратегий является единственным шансом для бизнеса — не быть оставленным позади конкурентами. В этих условиях достигает целей тот, кто знает заранее, когда и куда вкладывать деньги, чтобы опередить своих конкурентов и занять быстрее всех новые рыночные ниши.
В этой статье будет рассказано о том, что такое инвестиционная стратегия, каким образом она разрабатывается и как эти знания можно применить на практике.
Содержание статьи
Стратегии инвестиционные – основные виды
На текущий момент имеется множество информации о разнообразных типах и видах стратегий, способах их разработки и применения. В подавляющем большинстве такая информация носит либо общий теоритический характер, либо имеет узкоспециализированную направленность, пригодную лишь для конкретного бизнеса в определенных условиях.
Не секрет, что многие инвестиционные методы, успешно применяемые в развитых странах, просто перестают работать в других (менее успешных), даже если все скопировано с точностью до мелочей. Отчасти это оправдывается тем, что изменения на рынках происходят столь стремительно, что инвестиционный подход, разработанный год и даже полгода назад, быстро теряет свою актуальность.
Для понимания того, как действительно разработать эффективную инвестиционную стратегию, необходимо обратиться, в первую очередь, к тому, что финансовые инвесторы называют инвестиционным тайм фреймом, или временным периодом инвестирования.
Основной принцип этого подхода основан на том, что любые процессы имеют волновой (периодический характер) с повторяющимися условиями. Или, другими словами, технологические, кредитные, рыночные процессы всегда повторяются (с периодами от нескольких месяцев до столетий), но естественно на других качественных уровнях.
Исходя из этого, можно определить три важных вида инвестиционных стратегий:
- Краткосрочные (спекулятивные) стратегии. Эта стратегия направлена, в первую очередь, на получение максимальной прибыли в короткий срок и получение операционных доходов за счет захвата большой доли рынка на его начальной стадии роста с применением кредитных ресурсов (финансовый левередж, или кредитное плечо). Например, вход на новый рынок (линию) грузоперевозок, покупка пакета акций компании, только что разместившейся на открытом рынке. Такая оперативная стратегия не предусматривает цели основательного инвестирования в бизнес, и направлена, в первую очередь, на «снятие сливок» в появившейся новой рыночной или уже существующей нише.
- Среднесрочные стратегии, или опционные. Этот вид стратегии основан на применении гибких финансовых и инвестиционных методов и направлен на получение прибыли в среднесрочной перспективе. Инструментами реализации такого инвестиционного подхода являются:
- вхождение в бизнес компаний — партнеров (контрагентов),
- участие в капитале (приобретение акций),
- покупка (поглощение) компаний конкурентов.
- Применение компаний-посредников для эффективного использования части цепи добавленной стоимости.
Такая стратегия в основном применяется на уже существующих рынках или бизнесах, которые имеют перспективы развития в течение нескольких лет. Например, компания туроператор приобретает долю в гостиничном сервисе или автоперевозчик приобретает автосервисный бизнес.
- Долгосрочная стратегия, или инновационно — перспективная. Этот подход, прежде всего, основывается на том, что занятая рыночная ниша является приоритетной для инвестора, и он намерен оставаться на ней неограниченное время. Для реализации этого подхода инвестор использует методы расширения рынка, устранения конкурентов, создания новых рынков сбыта и вкладывает немалую часть финансовых активов в разработку новых продуктов, поиска инновационных технологий. Как правило, такая стратегия применяется крупными корпорациями, основой прибыли которых являются формирование и расширение спроса, экономия издержек на масштабах производства (предоставления услуг). Ярким примером могут служить, например, IT компании (Эппл, Гугл, Майкрософт), сотовые операторы, торговые сети, автопроизводители и многие другие.
Приведенные типы стратегии являются достаточно условными, и на практике в основном применяются смешанные инвестиционные стратегии, поскольку любой бизнес использует любые возможности для своего расширения и максимизации своей прибыли.
Методы разработки инвестиционных стратегий
Основа принятия стратегических инвестиционных решений – это, в первую очередь, поставленные цели. Причем, следует отметить, что эти цели должны быть четко сформулированными (быть «осязаемыми»), конкретизированы в цифрах и обязательно определены в сроках.
Как и всякая концепция бизнеса, разработка инвестиционных стратегий должна также иметь четкий порядок и алгоритм реализации, примерный вид которой может быть представлен следующим образом:
- Фундаментальный анализ рыночной среды и возможностей самой компании, с точки зрения достижения поставленной цели
- Формирование списка инвестиционных предпочтений, которые наиболее подходят поставленным целям, – время, риски, доход
- Выбор инвестиционных альтернатив с использованием таких показателей, как: норма прибыли, финансовые потоки, уровень риска, сроки окупаемости и т.п.
- Проверка избранных инвестиционных вариантов на устойчивость к риску (стресс — тесты), определение уровней критических областей (например, уровень цен на комплектующие части, стоимость контрактов на покупку товара, имеющих валютную составляющую). Здесь также можно определить уровень и методы защиты инвестиционного проекта на случай возникновения неблагоприятных рыночных обстоятельств — падение спроса, действия конкурентов, форс-мажор. Способы хеджирования (страхования) всех рисков – покупка опционов, использование форвардных контрактов.
- После того, как выбран для реализации инвестиционный проект (ы), необходимо произвести детальный расчет и построение модели схемы инвестирования в новый бизнес с использованием:
- методов экспертных оценок
- «бенчмаркинга», или сравнительного анализа
- проигрывания моделей в различных сценарных условиях (например, кризис, падение валютных курсов, поглощение конкурента, вхождение в партнерство)
- портфельная модель, оптимизация нескольких проектов
- вероятностная модель на исторических данных (технический анализ)
После того, как выбранная инвестиционная стратегия прошла проверку по всем критическим показателям и на соответствие поставленным целям, ее необходимо формализовать в виде документов, распоряжений, понятных для всех исполнителей.
Обычно это принимает вид инвестиционных меморандумов, проспектов эмиссии или просто публикуется на сайте компании или в специализированных СМИ (например, журналы по инвестиционным стратегиям типа «Портфельный инвестор» или Financial Times).
В качестве заключения. Как видно из материала статьи, инвестиционные стратегии — это не раз и навсегда определенный порядок действий, следуя которому можно достичь результата.
Любая инвестиция — это, прежде всего, риск, и для того, чтобы достичь успеха, одной программы действий мало. Но, в то же время, знание того, как действовать, какие препятствия существуют и как их можно преодолеть, — все это вместе взятое и есть та стратегия, которая позволит инвестору достичь своих целей.
Очень близок к реалиям нашего времени заключительный абзац статьи. Конечно же инвестиции это всегда риск и насколько он критичен, настолько и выбирается стратегия. Никто не хочет, да и не пойдет напролом вкладывая и разрабатывая стратегии в столь активно меняющемся рынке, даже если они кажутся перспективными. Поэтому, на мой взгляд, процветание краткосрочных, спекулятивных стратегий просто обречено к процветанию.
Выбор инвестиционных стратегий происходит непосредственно за инвестором, который намеревается получить процент прибыли от вклада собственных средств. По моему мнению, долгосрочные стратегии наиболее рентабельные в плане получения запланированной прибыли, хоть и не совсем быстрые. Особенность долгосрочных стратегий это прежде всего время затрачиваемое на развитие бизнеса до необходимого уровня и расширения. Существуют и минусы долгосрочных стратегий такие, как вкладывание больших средств на долгий промежуток времени негативно влияют на инвестиционный рост инвестора.
Алгоритм вашего поведения на рынке не обязательно должен быть привязан к какой-то одной стратегии. Понятное дело, что если ваши цели, в конечном итоге, имеют дефицит времени на реализацию, то ни о каких долгосрочных стратегиях вы не будете думать. Скорее всего вы займете позицию агрессивного «сборщика сливок». Важно только осознанно оценивать все риски, которые несут в себе те или иные стратегии. Говорить о долгосрочных стратегиях рядовому бизнесу тоже не приходится, это уровень очень крупных игроков, имеющих мощный финансовый фундамент. С другой стороны, ваш бизнес можно (а иногда нужно) сегментировать и под каждое направление бизнеса подбирать и выстраивать свою инвестиционную стратегию.