Инвестиционная политика организации и методы менеджмента
В современном высококонкурентном мире глобальной экономики практически любая бизнес – модель имеет право на существование при условии постоянного расширенного воспроизводства как основного капитала, так и таких ресурсов как человеческий капитал и интеллектуальная собственность.
На текущий момент существует несколько вариантов обеспечения такого развития бизнеса, одним из которых является инвестиционная политика компании.
В своем общем понимании и определении инвестиционная политика организации относится к методам менеджмента и состоит из таких функциональных блоков, как:
- целеполагание
- прогнозирование
- организация и мотивация
- исполнение
- контроль
Однако столь общий подход к определению инвестиционной политики компании нуждается в конкретизации при практическом использовании в реальном построении эффективного бизнес-процесса.
В этой статье будет предложен практический метод формирования и исполнения инвестиционной политики организации, который может быть взят за основу при разработке конкретных инвестиционных моделей как в частном секторе экономики, так и при реализации общественно значимых инвестиций.
Содержание статьи
Фундаментальные принципы инвестиционной политики организации
При определении основных параметров развития компании рекомендуется использовать основные принципы инвестиционной политики организации, которые могут быть представлены следующим образом:
- Принцип учета интересов всех доминирующих групп влияния и интересов. Это касается, в первую очередь, собственников и акционеров компании, клиентов и потребителей услуг, общественных институтов. Например, инвестиционная политика, реализуемая частной компанией, и органы местного самоуправления могут совместно участвовать в проектах развития местной инфраструктуры (для чего в местных бюджетах обычно просто нет денег), когда бизнес пользуется преференциями со стороны местной власти в виде налоговых льгот, гарантий по кредитам и т.п.
- Прогнозирования процессов, связанных с областью деятельности организации — рынок, потребительский спрос, действия конкурентов, общее состояние делового климата в регионе и т.п.
- Обеспеченности ресурсами, которые могут быть как собственные, так и привлеченные (заемные).
- Управляемости, т.е. состав инвестиционного портфеля организации должен быть адекватен ее возможностям контролировать критически важные процессы и параметры.
- Защищенность и безопасность организации при реализации инвестиционной программы на всем ее периоде. Под этим понимается как финансово-экономическая безопасность (например, риски банкротства, поглощение конкурентами), так и учет различных факторов, связанных с макроэкономическими и политическими событиями.
К этому также следует добавить такой фактор как эффективность инвестиционной политики организации, поскольку конечной целью всех предпринятых усилий должно быть достижение поставленных собственниками компании задач.
Основные этапы построения модели инвестиционной политики организации
Для того, чтобы быть ближе к практическим аспектам реализации инвестиционной политики компании, следует рассмотреть ее пошаговый алгоритм формирования и воплощения в реальность:
- Этап формирования инвестиционной концепции, или идеи. Этот шаг инициирования инвестиционной политики осуществляется владельцами капитала предприятия через своих представителей, например, советом директоров путем согласования собственных интересов с интересами прочих заинтересованных лиц. Для этого в его составе может формироваться инвестиционный департамент, в задачи которого входит общее управление инвестиционной политикой организации.
Этап предполагает определение целей, задач (инициирование стратегических проектов) и правил (инвестиционные приоритеты, требуемая доходность капитала) политики, а также утверждение сводного инвестиционного бюджета и т.п.
- Для обеспечения организации второго этапа формирования инвестиционной политики на предприятиях выделяется ответственное подразделение – «Департамент/отдел развития». В холдингах или крупных предприятиях с несколькими бизнес — единицами выделяется глобальный центр финансовой ответственности, интегрирующий несколько центров инвестиций.
Этот управляющий орган осуществляет формирование портфеля на основе анализа и отбора инвестиционных предложений, формирует инвестиционный бюджет и распределяет инвестиционные ресурсы между подчинёнными центрами ответственности.
- Следующим этапом в общем формате инвестиционной политики компании (организации) является ее непосредственная реализация.
Этот процесс включает в себя все организационно экономические механизмы инвестиционной политики компании, направленные на достижение поставленных целей. В общем виде этот процесс может состоять из следующих действий и программ.
Привлечение финансирования для реализации проекта в виде:
- Получение кредитной линии у коммерческих или государственных банков, например, через субсидирование ставки процента
- Выход на рынок фондовых активов для получения инвестиционных ресурсов через продажу акций компании на рынке, например, с помощью IPO/SPO
- Эмиссия долговых инструментов — облигаций, векселей (см. Вексель — это долговая ценная бумага) и прочих финансовых активов
- Использование собственных финансовых и материальных ресурсов — амортизационные отчисления, резервные фонды, продажа непрофильных активов.
- Использование нематериальных активов для финансирования своей инвестиционной программы — например, продажа торговой марки или заключение портфеля договоров франшизы, обеспечение доступа к технологиям и инновационным разработкам.
Финансовый бюджет проекта. После того, как определены все источники финансирования и сформирован график работы всех денежных потоков, формируется сводный бюджет проекта и рассчитываются его основные параметры по показателям финансовой устойчивости, ликвидности и т.п.
Распределение доходов от проекта. На этом шаге владельцам компании предстоит распределение полученных доходов от инвестиций среди тех, кто вкладывал в него свои активы – это, как правило, акционеры, собственники, кредиторы и прочие бенефициары, так или иначе способствовавшие осуществлению инвестиционной программы. Это на практике обычно происходит через выплату дивидендов акционерам в виде вознаграждения членам Совета Директоров, оплату услуг группам влияния и т.п. Часть доходов (в соответствии с инвестиционным меморандумом) направляется на расширение капитальной базы компании, воспроизводства ее технической и интеллектуальной основы.
- Завершающим этапом формирования инвестиционной политики компании является система контроля и мониторинга.
Задачей данного заключительного этапа является выявление отклонений установленных параметров от плановых значений (операционных показателей эффективности, сроков строительства и введения в эксплуатацию, порядка финансирования и др.) и возможных последствий.
Все это вместе взятое позволяет осуществлять контроль текущей эффективности инвестиционных проектов и политики предприятия в целом, а также её прогноз. Здесь же проводится ретроспективный анализ завершённых проектов с целью накопления опыта и аналитической информации.
Результаты процессов служат основой для реализации корректирующих воздействий посредством принятия решений:
- об изменении параметров проектов и политики в целом (корректировке показателей эффективности, нормативов, сроков реализации, объёмов финансирования);
- реализации мотивационных механизмов или их изменения;
- об исправлении отклонений и ошибок (согласование и ускорение принятия решений, повышение ответственности);
- приостановке или выходе из проектов.
Таким образом, на представленных рисунках стрелка результатов мониторинга и оценки эффективности означает не только информацию (оформляемую в виде отчёта о результатах), но и принятые управленческие решения, позволяющие скорректировать направления инвестиционной политики организации.
В заключение следует также добавить, что инновационная деятельность и инвестиционная политика организаций (см. Инновационная и инвестиционная политика предприятия: мировое развитие) имеют не только связь в виде использования новых методов прогнозирования, разработки и контроля инвестиций, но и в непосредственном участии компании на перспективных рынках, где инновации являются приоритетными.