Будут ли платить налоги инвесторы в криптовалюте?
У любого, кто инвестирует в реальном секторе экономики, получает доходы в виде дивидендов с купленных акций компании или зарабатывает трейдингом на финансовых рынках, существует две главные задачи.
- Первая задача состоит в том, чтобы получить как можно больше денег в виде законно полученной прибыли, используя свои знания, интеллект или организаторские способности.
- Вторая задача состоит в том, что инвестор (предприниматель), будучи вовлеченным в социальные связи и в немалой степени с государством, обязан платить определенную часть доходов ему в виде налогов. Можно долго спорить о том, следует ли платить налоги или нет, в каком размере, но факт остается фактом — любой предприниматель, а инвестор это тоже принадлежит к этой категории, должен платить налоги от своих прибылей.
Но все было бы ничего и шло бы своим чередом, как и тысячи лет назад. Торговцы, промышленники, наемные работники и их начальники, менялы или валютные трейдеры — все обязаны платить налоги, для чего государство вело строгий учет и не менее строго следило за тем, чтобы никто не забывал об этой повинности.
Но с появлением такого феномена, как криптовалюты, проблемы налогов, вернее сказать, форма и объект налогообложения перестают выглядеть столь однозначно. Криптовалюту и ее владельца (криптоинвестора) нельзя поставить на учет.
Такого криптоинвестора нельзя фактически поймать на том, чем он пользуется. Его нельзя схватить за руку при обращении криптовалюты, так ее не возят в чемоданах и не хранят в банковских ячейках. В конечном итоге, даже отследить где и как осуществляются платежи в криптовалюте, не представляется полностью возможным.
Но государства не зря столь серьезно озаботились этим вопросом. Уже с самого начала появления биткоина и других цифровых валют насторожились, так как почувствовали, какую опасность несет цифровая экономика, которая может разрушить архаичную, веками сложившуюся систему принуждения личности к оплате услуг государства, которые не всегда соответствуют интересам не только отдельного человека, но и целого народа.
В этой статье будет рассказано о том, каким образом и в какой форме государство может усилить свои направления деятельности (законодательные и правоохранительные) с тем, чтобы начать взимать налоги с криптоинвесторов и всех тех, кто зарабатывает на рынке криптовалют. Какие уже законодательные меры для этого принимаются, и кто окажется в конечном итоге победителем — свободная экономика будущего или тотальный контроль государства над всеми.
Содержание статьи
Цифровая экономика — это новая реальность, где налоги будут платиться, как добровольная опция
На протяжении многих веков граждане добровольно отказываются от части своих прав, передаваемых государству в обмен на уплату налогов. Ими движет уверенность в том, что государство успешнее их самих справится с реализацией ряда функций, в числе которых создание каналов обмена информацией, разработка стандартов мер и весов (включая организацию денежного обращения, так как деньги являются универсальной мерой обмена).
С появлением цифровых платформ потребность в делегировании таких полномочий государству отпадает, особенно если учесть, что криптовалюты не имеют национальности, отличаются широким разнообразием и относительной долговечностью.
В настоящее время благодаря доступности цифровой инфраструктуры у экономических агентов появилась возможность совершать реальную экономическую деятельность с вовлечением частных валют, выпускаемых, как правило, на основе методов криптографии и не имеющих статуса законного средства платежа ни в одном государстве. Криптовалюта становится высокодоходным активом.
Любой непрофессиональный инвестор может нарастить свои вложения в несколько раз, поскольку криптовалюту отличают такие качества, как, например:
- технологичность (простота в управлении) — достаточно скачать приложение в Эппл Стор на свой смартфон и открыть свой криптовалютный кошелек.
- демократичность входа на рынок (ценно для новичков и для тех, кто не имеет больших финансовых средств) — для того, чтобы купить криптовалюту достаточно 10 долларов и не нужно собирать справки или предъявлять паспорт в банке. Тем более, что в мире уже давно появились криптоматы, где можно купить биткоин эфир или риппл, также как стакан газированной воды.
- наличие разнообразных стратегий получения дохода (гибкость);
- возможность создания полностью пассивного дохода, например, создав небольшую майнинг ферму у себя на даче.
- отсутствие привязки к конкретной территории.
Данные обстоятельства в глазах сообщества выгодно отличают вложения в криптовалюту от банковского депозита и иных классических финансовых инструментов, управление которыми требует компетенций, опыта или определенных социальных связей. В результате покупка и продажа криптовалюты позволяют экономическим агентам в короткие сроки приумножать вложенный капитал и создавать источник пассивного дохода.
Естественно, что государство не может оставаться безучастным ко всему этому распространению экономической (финансовой) свободы, так как со временем большинство финансовых транзакций между частными лицами и корпорациями может уйти в виртуальный сектор, а это не миллиарды, и не десятки, а сотни триллионов долларов.
Первое наступление государства на свободу криптовалютного мира
Пальма первенства в государственных инициативах регулирования цифровой экономики принадлежит, безусловно, международным организациям, в первую очередь ОЭСР (где участниками являются 21 государство), которая опубликовала итоговый доклад о налоговых вызовах цифровой экономики, а также Европейской комиссии, которая в 2015 г. приняла стратегию перехода Европы к единому цифровому рынку.
Далее уже каждое государство или ассоциации правительственных структур стали определять конкретные форматы и способы налогообложения всех тех, кто связан с криптовалютной системой и цифровой экономикой.
Так, в частности, ведутся работы (пишутся законы и даже создаются специальные государственные структуры) в следующих направлениях:
- факт выпуска и получения криптовалюты может быть признан фактом получения налогооблагаемого дохода, учитываемого по справедливой рыночной стоимости вне зависимости от реализации (США, Испания, Япония, Израиль), с последующим налогообложением прироста капитала;
- установление необлагаемого минимума для деятельности «в личных целях» (как, например, в Швеции, Франции, Австралии);
- признание объектом налогообложения прироста капитала только при обмене криптовалюты на фиатные деньги и установление льгот в случае долгосрочного инвестирования или небольшого объема операций (Германия, Сингапур, Бразилия).
А что происходит у нас в России?
Банк России относит криптовалюты к денежным суррогатам, выпуск которых согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на территории Российской Федерации законодательно запрещен. Это было дополнительно подтверждено в 2014 г., а также отражено в информационном сообщении Росфинмониторинга.
По идее Минфина РФ, заложенной в законопроект «О цифровых финансовых активах», использование криптовалют в качестве средства платежа в России не предусматривается. Проблему размывания налоговой базы Минфин России предлагает решить, приравняв майнинг (добычу криптовалют) к предпринимательской деятельности, а цифровой финансовый актив (токены и криптовалюты) — к имуществу.
Выпускать цифровые активы разрешат организациям и индивидуальным предпринимателям, причем у токена может быть только один эмитент в рамках одного первичного размещения (так называемого Initial Сoin Оffering — ICO). Неквалифицированным инвесторам разрешено покупать токены на сумму, не превышающую 50 тыс. руб.
Государственный контроль предполагается осуществлять благодаря тому, что покупка и продажа цифровых активов может быть осуществлена исключительно через лицензируемых брокеров, дилеров, форекс-дилеров, организаторов торговли на биржах и торговых площадках.
Однако тут есть несколько очень важных моментов, которые, как видно, инициаторы государственного контроля над криптовалютами явно не учитывают или недопонимают.
- Во – первых, сам факт транзакции между контрагентами с использованием криптовалюты может и получится установить. Но в каком размере осуществлен платеж. за какую услугу и на каких условиях могут определить только сами пользователи или участники сделки. Т.е. изначально установить налогооблагаемую базу весьма затруднительно.
- Во — вторых, покупка криптовалюты, ее оборот, может осуществляться вне официальных брокеров и прочих посредников (для чего они нужны не понятно). Используя платформу смарт — контракта блокчейн сетей, все контрагенты устанавливают финансовые связи непосредственно друг с другом, минуя всяких посредников.
- В — третьих, при осуществлении первичного размещения токена, например, под конкретный проект в области интернет — маркетинга, следует определить, к какой правовой юрисдикции он может быть привязан. Есть масса интернет – проектов, которые имеют экстерриториальный характер — т.е. это фактически международная команда разработчиков и у них даже не может быть ни офиса, ни юридического адреса. Только сайт в интернете.
Единственное, на что может быть направлено усилие государств, чтобы как- то определить налогоплательщика и заставить его платить налоги за пользование криптовалютной сферой (которая не принадлежит ни одному государству) — это взимание налогов на этапе конечного потребления. Это покупка недвижимости или товаров.
Но тут опять есть вопрос — а как можно определить, что конечный доход получен за счет операций на криптовалютном рынке. Ведь любую цифровую транзакцию можно провести через две — три реальные сделки и уже определить начальный источник прибыли будет затруднительно, если это вообще представляется реально возможным.
В качестве заключения
Государства будут форсировать свои усилия, чтобы как — то удержать ускользающие из их рук финансовые потоки, которые все быстрее и быстрее будут уходить в виртуальное пространство. И недалек тот день, когда уже сами жители той или иной страны, каждый конкретный человек, будет сам определять — какие он будет платить налоги и на какие цели, а также требовать отчета о каждом потраченном биткоине или другой цифровой валюты.