Внешние источники инвестиций
Инвестиционная стратегия бизнеса определяется той картиной мира, которая существует в видении его менеджмента и выражается непосредственно в конкретных целях, задачах и планах. От того, насколько эти поставленные цели соответствуют реальной действительности, ситуации на рынке в краткосрочной или долгосрочной перспективе, и зависит набор инвестиционных инструментов и способы их использования.
Если рассматривать это положение в практической плоскости, то бизнес может задействовать в своей инвестиционной программе два основных вида источников финансирования инвестиций — внешние или внутренние.
Однако здесь следует акцентировать внимание на следующих важных моментах:
- Граница между внешними и внутренними инвестиционными ресурсами в большинстве случаев имеет чисто условный характер. Например, кредитный ресурс может быть внешним источником в один момент, но в другой он может быть внутренним, если используется схема лизинга или операции обратного выкупа долгов (как это делается в случае долгового финансирования в виде операций РЕПО)
- При использовании внешних или внутренних источников важно достигать разумного баланса между ними при реализации проекта инвестиций или, иными словами, следует избегать крайностей. Например, нередки случаи, когда компания использует только внутренние резервы для инвестирования, изымая из операционного оборота часть активов. С одной стороны, это дает преимущество компании и делает ее независимой от внешних кредиторов, но, с другой, лишает бизнес возможностей развития внутреннего потенциала для обновления бизнес-процессов, что в конечном итоге может стать причиной ухода с рынка. Также следует избегать и другой крайности и строить инвестиционную политику исключительно за счет заемных и привлеченных средств, поскольку это может стать причиной потери самостоятельности, перехода прав собственности к инвесторам или банкротству при неблагоприятной рыночной конъектуре.
- Управление инвестиционными потоками (особенно внешними) требует очень тщательной подготовки бизнес — проекта, анализа рыночной ситуации на долгосрочную перспективу (стратегическое видение рынка) и создание особой системы управления рисками, без которой инвестирование за счет внешних источников может превратиться в авантюру и привести к потере бизнеса.
В этой статье будет дан краткий обзор и характеристика основных типов внешних инвестиционных активов, показаны их сильные и слабые стороны и некоторые способы практического использования.
Содержание статьи
Внешние источники инвестиций – основные категории активов
Внешние источники финансирования инвестиций в мировой деловой практике имеют множество форм и используемых инструментов.
Вне зависимости от вида бизнеса их можно свести к основным трем категориям:
- Материальные — это ресурсы, привлекаемые для инвестиционных целей в виде объектов и сооружений, которые можно отнести к капитальным (земля, оборудование, инженерная инфраструктура), права на нее (аренда, право эксплуатации, лицензии на разработку недр, использование радиочастот, водных ресурсов и т.п.).
- Финансовые — это группа активов, имеющая форму денег или их эквивалента (ценные бумаги). К ней также можно отнести различные финансовые обязательства типа: права денежного залога, купленная на рынке дебиторская задолженность (форфейтинг), права по ордерным ценным бумагам и прочее.
- Нематериальные, или интеллектуальные ресурсы — это, прежде всего, торговые марки, патенты и авторские права на изобретения, договоры франчайзинга, компьютерный софт, права доверительного управления и тому подобное.
Эти три основные категории, следует отметить, не имеют раз и навсегда определенный статус и при определенных обстоятельствах могут переходить из одного состояния в другое. Как, например, договор лизинга из финансового актива по истечении действия срока аренды становится обычным материальным.
Основные типы и виды внешних инвестиционных ресурсов, используемых в бизнесе
Исходя из предыдущей классификации внешних инвестиций по видовым категориям, можно перейти к более детальному рассмотрению конкретных инструментов, используемых бизнесом на практике:
1. Взносы в уставный капитал, или учреждение совместного предприятия. Этот вид широко используется как малыми предприятиями, так и крупными корпорациями:
- Внесение в уставный капитал материальных активов (прошедших предварительную оценку), денежных средств или пакета ценных бумаг. В некоторых случаях используется перекрестный обмен, например, контрольными пакетами акций, когда между компаниями партнерами заключено долгосрочное инвестиционное соглашение. Также для внесения в уставный капитал могут использоваться нематериальные активы, как то: торговая марка, договор франшизы или даже «гудвилл» (репутация компании). Несомненно, что такой источник инвестирования наиболее предпочтителен в плане того, что нет необходимости изыскания дополнительных средств на рынке. Но в тоже время, этот способ может грозить потерей контроля над бизнесом (например, появления большинства в совете директоров компании инвестора, или просто возникает ситуация «дружественного поглощения»).
- 2. Эмиссионная схема привлечения инвестиций. Такой метод используется в основном компаниями, имеющими форму акционерного капитала, или уровень капитализации которых позволяет (в соответствии с законодательными положениями) выходить на эмиссионный долговой рынок. Методология использования этой схемы состоит:
- Первоначальное эмиссионное размещение через IPO на открытых фондовых площадках или через внебиржевые рынки
- Вторичная эмиссия (SPO), как и первая, может осуществляться различными путями. В основном эта схема используется для привлечения стратегического инвестора и выпуск под него дополнительного пакета акции
- Долговая эмиссия или выпуск в обращение облигаций. В отличие от первых двух эмиссионных способов, при использовании долговых инструментов компании необходимо будет в будущем платить за привлеченный капитал в виде ежегодных отчислений из прибыли для погашения купонных (процентных) сумм, причитающихся кредиторам. В то же время, компания лишена излишней долговой нагрузки, в случае, если для этого были бы привлечены банковские кредитные продукты.
Использование эмиссионных методов на сегодняшний день является наиболее предпочтительным, поскольку открывает доступ к финансированию с помощью неограниченного круга инвесторов и в то же время защищает компанию от консолидации контрольных пакетов в одних руках. Однако следует признать, что такой метод довольно дорогостоящий и требует определенных знаний и усилий со стороны менеджмента.
3. Долговая схема привлечения инвестиций — наиболее широко используемая в российской практике и включает в себя:
- банковское кредитование. До недавнего времени такой метод оправдывал себя, особенно, когда были открыты зарубежные банковские кредитные ресурсы. Например, многие крупные (и даже не очень) российские бизнесы и банки брали в европейских кредитных организациях кредиты по ставкам не более 2-4%, в то время как отечественная банковская система предлагала кредиты по ставкам не менее 15% (в лучшем случае).
- Неэмиссионные ценные бумаги. Для реализации такой схемы привлечения капитала применяются векселя, депозитные сертификаты, коносаменты на крупные товарные партии груза (в основном массовые — ТНП, нефть, уголь и удобрения)
- Льготные схемы кредитования, налогообложения или использование офшорных юрисдикций для минимизации фискальных издержек.
При всей своей относительной простоте такая схема инвестирования имеет немалые риски, особенно, если компания ведет низко маржинальный бизнес или работает на новых рынках. Кроме этого, процентные платежи и погашение основного долга может отвлекать существенную часть из операционных финансовых потоков компании.
Ко всему вышеперечисленному можно добавить, что к внешним источникам инвестиций можно отнести различного рода участие в государственных программах поддержки, получения грантов или государственного заказа. Но поскольку эти методы в основном носят избирательный и единичный характер, то широкого применения в нормальном действующем бизнесе они не находят.
При любом источнике инвестирования важно, чтобы обе стороны были уверены в платёжеспособности друг друга. Если планировать внешнее финансирование, то в первую очередь важно зарекомендовать себя с лучшей стороны и доказать свою платёжеспособность. Если речь идёт об иностранных инвестициях, то не мало важен микроклимат внутри государств и отношения между странами.
IPO это вариант для крупных организаций с понятной структурой «дочек» и прозрачной отчетностью. Много ли таких на нашем рынке? По сути остаются либо займы (в том числе от учредителей, включая те, которые из зон льготного налогообложения и с которыми борются налоговики), ну и различные займы (не обязательно банковский кредит, есть иные виды финансовых организаций). Интересно, как этот сектор сейчас себя чувствует?
Нужно еще выделить так называемые фиктивные инвестиции — это когда владелец компании еще имеет офшорные сфера, обычно на Кипре, и оттуда заводит деньги для своих нужд, причем пользуется законом, по которому эти средства не облагаются налогами. Для крупных компаний лучше всего привлекать деньги через IPO, помню Фейсбук очень хорошо поднял свою капитализацию.
Если иностранный капитал вкладывается в активы гос компаний, его тоже можно отнести к внешним источникам инвестиций.
Инвестиции могут быть не только сугубо материальные, но так же интеллектуальные, а как их можно оценить- это только со временем будет видно и можно будет оценить по деятельности и развитию этого предприятия.