ВЭБ УК расширенный инвестиционный портфель
Государственная финансовая система в своем определении должна, как известно, выполнять задачи по созданию условий для эффективной работы финансового сектора экономики. Это происходит в виде обеспечения устойчивости курса национальной валюты, доступа населения и бизнеса к кредитным ресурсам, инфраструктуре управления активами, а также возможность справедливого распределения национального богатства (как в виде финансовых активов, так и материальных).
Во многом это относится и к такой сфере обеспечения благосостояния граждан как пенсионное или социальное страхование. Общее значение этого одного из самых важных институтов любой страны — это создание условий для компенсации работавшим всю жизнь гражданам в виде гарантированного пенсионного обеспечения на уровне среднего нормального уровня потребления материальных благ, услуг системы здравоохранения и т.п.
В этой статье будет рассказано о том, каким образом пенсионные накопления граждан России работают на них, кто этим непосредственно занимается и с какими результатами задача увеличения пенсий выполняется. В качестве примера будет рассмотрена структура и эффективность управления пенсионным портфелем такого легендарного государственного управляющего как «Внешэкономбанк» (ВЭБ), которому по умолчанию доверяют свои пенсии большинство россиян.
Содержание статьи
Общее понятие о системе государственного управления инвестиционными портфелями, имеющими социальное значение
В общем виде инфраструктура портфельных инвестиций в Российской Федерации представлена двумя сегментами: государственным и частным. Если говорить о государственной системе инвестиционных фондов, то она состоит из нескольких уровней, начиная от Фонда Национального благосостояния и заканчивая совместными проектами инвестиций на основе кооперации с частным сектором.
Портфельные инвестиции, распределение которых происходит крайне неравномерно по всем сегментам, определяется как общим уровнем деловой активности в стране, так и выбранными направлениями государственной экономической и социальной политики.
Согласно этой политике в России приоритет в деле распределения инвестиционных ресурсов (в том числе и пенсионные накопления граждан) остается за государственными фондами и управляющими компаниями. Одно из ведущих мест в этой системе государственного участия в инвестиционной программе является ВЭБ.
Внешэкономбанк является государственной управляющей компанией (УК) и обеспечивает доверительное управление средствами пенсионных накоплений граждан, начиная с 2003 года.
На текущий момент в ВЭБе хранятся накопления около 54 млн. будущих пенсионеров (порядка более 80 % экономически активного населения), в том числе так называемых «молчунов», которые не выбрали для себя ни один из портфелей ГУК или частных УК, или же не передали свои накопления НПФ. В управление ВЭБу также передан выплатной резерв Пенсионного фонда России (ПФР), предназначенный для выплат накопительной части трудовой пенсии по старости.
В управлении государственной УК находится несколько портфелей, позволяющих эффективно вкладывать средства граждан в различные финансовые инструменты. По умолчанию, средства направлялись в расширенный инвестиционный портфель, способный обеспечить более стабильные показатели доходности.
Однако стоит заметить, что декларируемая на сайте самого ВЭБа инвестиционная программа (инвестиционная декларация) нуждается в более детальном рассмотрении прежде, чем выбрать этот фонд в качестве распорядителя пенсии.
Расширенный инвестиционный портфель ВЭБ — структура, доходность и риски
Функции фонда по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений и функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами выплатного резерва (ГУК средствами выплатного резерва) осуществляет государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 50 «Об установлении срока осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» ВЭБ осуществляет функции ГУК и ГУК средствами выплатного резерва до 1 января 2019 года.
Пенсионные накопления, находящиеся в доверительном управлении ГУК, разделены на два портфеля: опция по умолчанию (расширенный инвестиционный портфель) и консервативная опция (инвестиционный портфель государственных ценных бумаг) – для застрахованных лиц, которые хотят ограничиться инвестициями в государственные ценные бумаги. Инвестиционный портфель госбумаг ГУК имеет относительно небольшой объем: в 2014 году его стоимость составила 10,53 млрд. руб. (0,55% от стоимости совокупного инвестиционного портфеля ГУК).
Таким образом, основная часть средств пенсионных накоплений сосредоточена в расширенном инвестиционном портфеле ВЭБа. Наименование инвестиционного портфеля «расширенный» определяется тем, что в него включены пенсионные накопления, оставленные гражданами для распоряжения государством «по умолчанию».
Инвестиционная декларация этого портфеля была дополнена новыми инструментами, инвестировать в которые ГУК получила возможность с ноября 2009 года. Доля этих инструментов в структуре портфеля с 2009 года увеличилась, например, облигации российских эмитентов составили 1,6% (7,79 млрд. руб.) в 2009 году и 31,8% (602,3 млрд. руб.) в 2014 году.
Доля государственных ценных бумаг Российской Федерации снизилась: в 2009 году она составляла 80,3% (385,7 млрд. руб.) активов расширенного инвестиционного портфеля ВЭБа, а уже в 2014 году – 45,4% (858,13 млрд. руб.).
Стоимость расширенного инвестиционного портфеля ВЭБ на конец 2014 года составила 1 892,28 млрд. рублей.
Если же говорить о конкретных типах активов, которыми может оперировать ВЭБ в своем портфеле (определяемый инвестиционной декларацией), то перечень этих инструментов и активов выглядит следующим образом (в скобках указаны предельные лимиты активов в составе расширенного портфеля).
Это:
- Государственные ценные бумаги Российской Федерации в валюте Российской Федерации
- Облигации российских эмитентов, исполнение обязательств по которым (выплата номинальной стоимости или выплата номинальной стоимости плюс полный купонный доход) обеспечено государственной гарантией Российской Федерации
- Государственные ценные бумаги Российской Федерации в иностранной валюте (не более 80%)
- Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации (не более 10%)
- Облигации российских эмитентов, за исключением облигаций, исполнение обязательств, по выплате номинальной стоимости которых (по выплате номинальной стоимости и/или полного купонного дохода) обеспечено государственной гарантией Российской Федерации (не более 40%)
- Ипотечные ценные бумаги (не более 20%)
- Ценные бумаги международных финансовых организаций:
- Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ADB);
- Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, CEB);
- Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);
- Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);
- Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);
- Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);
- Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);
- Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB);
- Евразийский банк развития (ЕАБР);
- Черноморский банк торговли и развития (Крым)
Исходя из анализа структуры расширенного портфеля, можно сделать вывод, что этот портфель является строго консервативным (более 50% составляют государственные ценные бумаги) и большинство активов (95%) номинировано в рублях, что является главным риском в условиях нарастающих инфляционных процессов.
Для полной картины исследования портфеля главного пенсионного управляющего страны естественно не хватает анализа успешности его работы, для чего необходим расчет доходности инвестиционного портфеля и его показателей за последние несколько лет.
Как видно из диаграммы доходности инвестиционного портфеля, расчет которого производился в сравнении с индексом потребительских цен (инфляции), то только дважды за более чем 10 летний период его доходы превышали уровень инфляции — в 2005 году и 2012. В остальные периоды он оставался либо на уровне инфляции, либо ниже ее.
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 01.04.20151 | Накоп. за весь период |
Средн. | ||
1 | УНИВЕР Менеджмент УК | -6,64 | 7,48 | 7,18 | -3,68 | 19,22 | 219,14 | 11,13 |
2 | ОТКРЫТИЕ УК | 1,91 | 0,95 | 6,89 | 3,32 | 13,46 | 215,60 | 11,01 |
3 | Регион Портфельные Инвестиции УК | 3,81 | 9,36 | 6,27 | 0,62 | 19,29 | 190,88 | 10,19 |
4 | ИНФЛЯЦИЯ в России | 6,10 | 6,60 | 6,50 | 11,40 | — | 171,92 | 9,52 |
5 | МЕТРОПОЛЬ УК | 2,13 | 5,26 | 4,57 | 6,15 | 12,07 | 149,14 | 8,65 |
6 | АГАНА УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ | 0,81 | 6,29 | 6,43 | -2,74 | 18,62 | 147,18 | 8,57 |
7 | МДМ УК | 2,39 | 8,04 | 6,49 | 4,14 | 16,93 | 143,84 | 8,44 |
8 | Сбербанк Управление Активами | -6,84 | 9,21 | 8,18 | -0,53 | 14,72 | 141,91 | 8,36 |
9 | Промсвязь УК | 3,35 | 6,57 | 6,45 | 1,39 | 4,00 | 141,35 | 8,34 |
10 | СОЛИД Менеджмент УК | 7,69 | 10,79 | 9,94 | 3,92 | 14,12 | 139,15 | 8,25 |
11 | РН-ТРАСТ УК | 4,65 | 8,64 | 6,97 | 4,00 | 9,81 | 135,14 | 8,08 |
12 | БКС УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ | 0,74 | 8,14 | 8,31 | 0,96 | 10,10 | 132,68 | 7,98 |
13 | ВТБ Управление активами УК | -1,41 | 10,51 | 6,31 | 0,17 | 18,43 | 131,86 | 7,95 |
14 | КапиталЪ УК | 1,48 | 9,04 | 9,36 | 2,68 | 6,36 | 131,50 | 7,93 |
15 | Лидер УК | 4,10 | 9,41 | 6,88 | 2,39 | 11,32 | 128,19 | 7,79 |
16 | ПЕНСИОННЫЙ РЕЗЕРВ УК | 1,50 | 6,99 | 7,31 | 1,95 | 17,85 | 127,25 | 7,75 |
17 | УралCиб УК | -0,58 | 8,23 | 6,19 | -0,45 | 9,85 | 125,59 | 7,68 |
18 | ИНВЕСТ ОФГ УК | -2,65 | 6,74 | 7,17 | 1,96 | 13,18 | 118,74 | 7,37 |
19 | РЕГИОН ЭСМ УК | 3,77 | 8,95 | 9,54 | 1,13 | 20,71 | 113,05 | 7,12 |
20 | РФЦ-КАПИТАЛ УК | -4,72 | 8,99 | 8,11 | 1,85 | 6,00 | 107,86 | 6,88 |
21 | Атон-менеджмент УК | 4,25 | 6,56 | 9,72 | -0,68 | 10,11 | 106,12 | 6,80 |
22 | ТРИНФИКО УК КОНСЕРВАТИВНОГО СОХРАНЕНИЯ КАПИТАЛА | 4,63 | 6,58 | 7,31 | 0,70 | 6,57 | 104,41 | 6,72 |
23 | ВЭБ УК Расширенный инвестиционный портфель | 5,47 | 9,21 | 6,71 | 2,68 | 10,82 | 99,65 | 6,49 |
24 | ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс УК | -0,85 | 10,70 | 8,55 | 0,69 | 14,42 | 96,84 | 6,35 |
25 | ТРИНФИКО УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ | -7,99 | 3,05 | -0,09 | 0,68 | 8,86 | 94,77 | 6,25 |
26 | БКС УК ДОХОДНЫЙ | -3,17 | 9,40 | 6,91 | -2,39 | 38,74 | 94,46 | 6,23 |
27 | БФА УК | 1,22 | 9,01 | 6,59 | 2,83 | 13,05 | 93,71 | 6,20 |
28 | МОНОМАХ УК | -15,25 | 5,42 | 0,67 | -9,89 | 50,78 | 89,51 | 5,98 |
29 | ТРИНФИКО УК ДОЛГОСРОЧНОГО РОСТА | -17,31 | -0,66 | -6,03 | -1,54 | 13,72 | 86,40 | 5,82 |
30 | Ингосстрах-Инвестиции УК | 7,34 | 7,83 | 8,93 | 3,95 | 15,15 | 83,88 | 5,69 |
31 | БИН ФИНАМ Групп УК | -1,24 | 9,23 | 8,82 | 3,06 | 9,88 | 81,72 | 5,58 |
32 | ВЭБ УК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ | 5,90 | 8,47 | 6,90 | -2,05 | 18,06 | 37,55 | 5,46 |
33 | ПАЛЛАДА УК | 3,43 | 7,52 | 9,16 | -0,60 | 14,73 | 77,22 | 5,34 |
34 | АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УК | -6,02 | 5,16 | 2,42 | 5,04 | 17,42 | 77,10 | 5,33 |
35 | ПЕНСИОННАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ УК | -4,02 | 9,15 | 7,40 | 2,03 | 14,32 | 75,59 | 5,25 |
36 | АГАНА УК КОНСЕРВАТИВНЫЙ | 2,87 | 1,55 | 7,17 | -1,41 | 21,61 | 72,38 | 5,07 |
37 | Национальная УК | -6,18 | 7,96 | 5,91 | 2,36 | 4,83 | 61,12 | 4,43 |
38 | Альфа-Капитал УК | 0,80 | 6,40 | 8,36 | -3,41 | 25,27 | 59,81 | 4,35 |
39 | ФИНАМ МЕНЕДЖМЕНТ УК | -17,83 | 0,23 | 6,30 | 7,49 | 22,20 | 54,46 | 4,03 |
40 | АК БАРС КАПИТАЛ УК | -8,39 | 3,83 | -1,18 | 0,98 | 15,09 | 40,79 | 3,16 |
41 | МЕТАЛЛИНВЕСТТРАСТ УК | -2,52 | 8,40 | 8,06 | 4,37 | 9,10 | 37,39 | 2,93 |
Основываясь на приведенных фактах, говорить, конечно, об эффективности управления таким портфелем вряд ли приходится. И даже в сравнении с НПФ, работающими не многим лучше, показатели эффективности управления ВЭБа портфелем, сформированным на деньги пенсионеров практически всей страны (см. таблицу выше), находятся в области явных аутсайдеров отечественного инвестиционного рынка.
Заключение
Представленные данные о структуре и эффективности управления инвестиционным портфелем ВЭБа будущих и настоящих пенсионеров России являются всего лишь объективным анализом (построенный на статистических данных Министерства Финансов России и Центрального Банк РФ) действительности, и могущим лишь помочь сделать свои собственные выводы тем, кто интересуется своей пенсией всерьез.