Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления

ВЭБ УК расширенный инвестиционный портфель

4 ВЭБ УК расширенный инвестиционный портфель

Государственная финансовая система в своем определении должна, как известно, выполнять задачи по созданию условий для эффективной работы финансового сектора экономики. Это происходит в виде обеспечения устойчивости курса национальной валюты, доступа населения и бизнеса к кредитным ресурсам, инфраструктуре управления активами, а также возможность справедливого распределения национального богатства (как в виде финансовых активов, так и материальных).

Во многом это относится и к такой сфере обеспечения благосостояния граждан как пенсионное или социальное страхование. Общее значение этого одного из самых важных институтов любой страны — это создание условий для компенсации работавшим всю жизнь гражданам в виде гарантированного пенсионного обеспечения на уровне среднего нормального уровня потребления материальных благ, услуг системы здравоохранения и т.п.

В этой статье будет рассказано о том, каким образом пенсионные накопления граждан России работают на них, кто этим непосредственно занимается и с какими результатами задача увеличения пенсий выполняется. В качестве примера будет рассмотрена структура и эффективность управления пенсионным портфелем такого легендарного государственного управляющего как «Внешэкономбанк» (ВЭБ), которому по умолчанию доверяют свои пенсии большинство россиян.

Общее понятие о системе государственного управления инвестиционными портфелями, имеющими социальное значение

В общем виде инфраструктура портфельных инвестиций в Российской Федерации представлена двумя сегментами: государственным и частным. Если говорить о государственной системе инвестиционных фондов, то она состоит из нескольких уровней, начиная от Фонда Национального благосостояния и заканчивая совместными проектами инвестиций на основе кооперации с частным сектором.

Портфельные инвестиции, распределение которых происходит крайне неравномерно по всем сегментам, определяется как общим уровнем деловой активности в стране, так и выбранными направлениями государственной экономической и социальной политики.

Согласно этой политике в России приоритет в деле распределения инвестиционных ресурсов (в том числе и пенсионные накопления граждан) остается за государственными фондами и управляющими компаниями. Одно из ведущих мест в этой системе государственного участия в инвестиционной программе является ВЭБ.

Внешэкономбанк является государственной управляющей компанией (УК) и обеспечивает доверительное управление средствами пенсионных накоплений граждан, начиная с 2003 года.

На текущий момент в ВЭБе хранятся накопления около 54 млн. будущих пенсионеров (порядка более 80 % экономически активного населения), в том числе так называемых «молчунов», которые не выбрали для себя ни один из портфелей ГУК или частных УК, или же не передали свои накопления НПФ. В управление ВЭБу также передан выплатной резерв Пенсионного фонда России (ПФР), предназначенный для выплат накопительной части трудовой пенсии по старости.

В управлении государственной УК находится несколько портфелей, позволяющих эффективно вкладывать средства граждан в различные финансовые инструменты. По умолчанию, средства направлялись в расширенный инвестиционный портфель, способный обеспечить более стабильные показатели доходности.

Однако стоит заметить, что декларируемая на сайте самого ВЭБа инвестиционная программа (инвестиционная декларация) нуждается в более детальном рассмотрении прежде, чем выбрать этот фонд в качестве распорядителя пенсии.

Расширенный инвестиционный портфель ВЭБ — структура, доходность и риски

Функции фонда по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений и функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами выплатного резерва (ГУК средствами выплатного резерва) осуществляет государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 50 «Об установлении срока осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» ВЭБ осуществляет функции ГУК и ГУК средствами выплатного резерва до 1 января 2019 года.

Пенсионные накопления, находящиеся в доверительном управлении ГУК, разделены на два портфеля: опция по умолчанию (расширенный инвестиционный портфель) и консервативная опция (инвестиционный портфель государственных ценных бумаг) – для застрахованных лиц, которые хотят ограничиться инвестициями в государственные ценные бумаги. Инвестиционный портфель госбумаг ГУК имеет относительно небольшой объем: в 2014 году его стоимость составила 10,53 млрд. руб. (0,55% от стоимости совокупного инвестиционного портфеля ГУК).

Таким образом, основная часть средств пенсионных накоплений сосредоточена в расширенном инвестиционном портфеле ВЭБа. Наименование инвестиционного портфеля «расширенный» определяется тем, что в него включены пенсионные накопления, оставленные гражданами для распоряжения государством «по умолчанию».

Инвестиционная декларация этого портфеля была дополнена новыми инструментами, инвестировать в которые ГУК получила возможность с ноября 2009 года. Доля этих инструментов в структуре портфеля с 2009 года увеличилась, например, облигации российских эмитентов составили 1,6% (7,79 млрд. руб.) в 2009 году и 31,8% (602,3 млрд. руб.) в 2014 году.

Доля государственных ценных бумаг Российской Федерации снизилась: в 2009 году она составляла 80,3% (385,7 млрд. руб.) активов расширенного инвестиционного портфеля ВЭБа, а уже в 2014 году – 45,4% (858,13 млрд. руб.).

Стоимость расширенного инвестиционного портфеля ВЭБ на конец 2014 года составила 1 892,28 млрд. рублей.

Если же говорить о конкретных типах активов, которыми может оперировать ВЭБ в своем портфеле (определяемый инвестиционной декларацией), то перечень этих инструментов и активов выглядит следующим образом (в скобках указаны предельные лимиты активов в составе расширенного портфеля).

Это:

  1. Государственные ценные бумаги Российской Федерации в валюте Российской Федерации
  2. Облигации российских эмитентов, исполнение обязательств по которым (выплата номинальной стоимости или выплата номинальной стоимости плюс полный купонный доход) обеспечено государственной гарантией Российской Федерации
  3. Государственные ценные бумаги Российской Федерации в иностранной валюте (не более 80%)
  4. Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации (не более 10%)
  5. Облигации российских эмитентов, за исключением облигаций, исполнение обязательств, по выплате номинальной стоимости которых (по выплате номинальной стоимости и/или полного купонного дохода) обеспечено государственной гарантией Российской Федерации (не более 40%)
  6. Ипотечные ценные бумаги (не более 20%)
  7. Ценные бумаги международных финансовых организаций:
  • Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ADB);
  • Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, CEB);
  • Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);
  • Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);
  • Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);
  • Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);
  • Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);
  • Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB);
  • Евразийский банк развития (ЕАБР);
  • Черноморский банк торговли и развития (Крым)

Исходя из анализа структуры расширенного портфеля, можно сделать вывод, что этот портфель является строго консервативным (более 50% составляют государственные ценные бумаги) и большинство активов (95%) номинировано в рублях, что является главным риском в условиях нарастающих инфляционных процессов.

Для полной картины исследования портфеля главного пенсионного управляющего страны естественно не хватает анализа успешности его работы, для чего необходим расчет доходности инвестиционного портфеля и его показателей за последние несколько лет.

Как видно из диаграммы доходности инвестиционного портфеля, расчет которого производился в сравнении с индексом потребительских цен (инфляции), то только дважды за более чем 10 летний период его доходы превышали уровень инфляции — в 2005 году и 2012. В остальные периоды он оставался либо на уровне инфляции, либо ниже ее.

2011 2012 2013 2014 01.04.20151 Накоп.
за весь период
Средн.
1 УНИВЕР Менеджмент УК -6,64 7,48 7,18 -3,68 19,22 219,14 11,13
2 ОТКРЫТИЕ УК 1,91 0,95 6,89 3,32 13,46 215,60 11,01
3 Регион Портфельные Инвестиции УК 3,81 9,36 6,27 0,62 19,29 190,88 10,19
4 ИНФЛЯЦИЯ в России 6,10 6,60 6,50 11,40 171,92 9,52
5 МЕТРОПОЛЬ УК 2,13 5,26 4,57 6,15 12,07 149,14 8,65
6 АГАНА УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 0,81 6,29 6,43 -2,74 18,62 147,18 8,57
7 МДМ УК 2,39 8,04 6,49 4,14 16,93 143,84 8,44
8 Сбербанк Управление Активами -6,84 9,21 8,18 -0,53 14,72 141,91 8,36
9 Промсвязь УК 3,35 6,57 6,45 1,39 4,00 141,35 8,34
10 СОЛИД Менеджмент УК 7,69 10,79 9,94 3,92 14,12 139,15 8,25
11 РН-ТРАСТ УК 4,65 8,64 6,97 4,00 9,81 135,14 8,08
12 БКС УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 0,74 8,14 8,31 0,96 10,10 132,68 7,98
13 ВТБ Управление активами УК -1,41 10,51 6,31 0,17 18,43 131,86 7,95
14 КапиталЪ УК 1,48 9,04 9,36 2,68 6,36 131,50 7,93
15 Лидер УК 4,10 9,41 6,88 2,39 11,32 128,19 7,79
16 ПЕНСИОННЫЙ РЕЗЕРВ УК 1,50 6,99 7,31 1,95 17,85 127,25 7,75
17 УралCиб УК -0,58 8,23 6,19 -0,45 9,85 125,59 7,68
18 ИНВЕСТ ОФГ УК -2,65 6,74 7,17 1,96 13,18 118,74 7,37
19 РЕГИОН ЭСМ УК 3,77 8,95 9,54 1,13 20,71 113,05 7,12
20 РФЦ-КАПИТАЛ УК -4,72 8,99 8,11 1,85 6,00 107,86 6,88
21 Атон-менеджмент УК 4,25 6,56 9,72 -0,68 10,11 106,12 6,80
22 ТРИНФИКО УК КОНСЕРВАТИВНОГО СОХРАНЕНИЯ КАПИТАЛА 4,63 6,58 7,31 0,70 6,57 104,41 6,72
23 ВЭБ УК Расширенный инвестиционный портфель 5,47 9,21 6,71 2,68 10,82 99,65 6,49
24 ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс УК -0,85 10,70 8,55 0,69 14,42 96,84 6,35
25 ТРИНФИКО УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ -7,99 3,05 -0,09 0,68 8,86 94,77 6,25
26 БКС УК ДОХОДНЫЙ -3,17 9,40 6,91 -2,39 38,74 94,46 6,23
27 БФА УК 1,22 9,01 6,59 2,83 13,05 93,71 6,20
28 МОНОМАХ УК -15,25 5,42 0,67 -9,89 50,78 89,51 5,98
29 ТРИНФИКО УК ДОЛГОСРОЧНОГО РОСТА -17,31 -0,66 -6,03 -1,54 13,72 86,40 5,82
30 Ингосстрах-Инвестиции УК 7,34 7,83 8,93 3,95 15,15 83,88 5,69
31 БИН ФИНАМ Групп УК -1,24 9,23 8,82 3,06 9,88 81,72 5,58
32 ВЭБ УК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 5,90 8,47 6,90 -2,05 18,06 37,55 5,46
33 ПАЛЛАДА УК 3,43 7,52 9,16 -0,60 14,73 77,22 5,34
34 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УК -6,02 5,16 2,42 5,04 17,42 77,10 5,33
35 ПЕНСИОННАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ УК -4,02 9,15 7,40 2,03 14,32 75,59 5,25
36 АГАНА УК КОНСЕРВАТИВНЫЙ 2,87 1,55 7,17 -1,41 21,61 72,38 5,07
37 Национальная УК -6,18 7,96 5,91 2,36 4,83 61,12 4,43
38 Альфа-Капитал УК 0,80 6,40 8,36 -3,41 25,27 59,81 4,35
39 ФИНАМ МЕНЕДЖМЕНТ УК -17,83 0,23 6,30 7,49 22,20 54,46 4,03
40 АК БАРС КАПИТАЛ УК -8,39 3,83 -1,18 0,98 15,09 40,79 3,16
41 МЕТАЛЛИНВЕСТТРАСТ УК -2,52 8,40 8,06 4,37 9,10 37,39 2,93

Основываясь на приведенных фактах, говорить, конечно, об эффективности управления таким портфелем вряд ли приходится. И даже в сравнении с НПФ, работающими не многим лучше, показатели эффективности управления ВЭБа портфелем, сформированным на деньги пенсионеров практически всей страны (см. таблицу выше), находятся в области явных аутсайдеров отечественного инвестиционного рынка.

Заключение

Представленные данные о структуре и эффективности управления инвестиционным портфелем ВЭБа будущих и настоящих пенсионеров России являются всего лишь объективным анализом (построенный на статистических данных Министерства Финансов России и Центрального Банк РФ) действительности, и могущим лишь помочь сделать свои собственные выводы тем, кто интересуется своей пенсией всерьез.

Добавить в закладки