Российский транспортный рынок: стоит ли инвестировать
Российская экономика, несмотря на все сложности своего развития, все еще представляет некоторый интерес, как среди отечественных, так и иностранных инвесторов. Причем, это относится не только к тому, что принято называть прямыми инвестициями, но и существенную долю таких вложений капитала составляют инвестиции в фондовые активы российского рынка, как на отечественной бирже, так и на фондовых площадках Лондона или Нью — Йорка.
Конечно, трудно сравнивать потенциал и возможности торговых площадок развитых стран и одной единственной биржи в России, но, тем не менее, имеются некоторые возможности для того, чтобы эффективно заниматься инвестициями на довольно небольшом рынке. При выборе активов для инвестирования, особенно на рынке России вряд ли стоит опираться на тенденции мировых площадок, где дань моды отдана таким фаворитам, как представители IT индустрии, автомобилестроения, биотехнологий и т.п.
Стремясь следовать столь интересным новациям, очень часто инвесторы упускают из виду активы и компании, принадлежащие «старым отраслям» экономики, которые при должном рассмотрении и анализе предоставляют неплохие возможности для тех, кто «инвестирует разумом, а не сердцем».
В частности в этой статье как раз и пойдет речь о такой отрасли экономики — транспортная индустрия. Оставаясь в тени славы затмивших все и вся гигантов индустрии типа Газпрома или Сбербанка, они, тем не менее, приносят своим верным акционерам довольно неплохие прибыли, при условии, что выбор в их пользу был сделан на основе грамотно разработанных инвестиционных решений.
Содержание статьи
Особенности российской транспортной отрасли — взгляд инвестора
С точки зрения инвестора российская система транспортных коммуникаций представляет собой поистине настоящий «Клондайк» для развития трансконтинентальных маршрутов как сухопутными, так и морскими и воздушными путями.
Эти конкурентные преимущества связаны в первую очередь с тем, что:
- Масштабность российской территории изначально предполагает доминирующую роль транспорта и логистики в экономическом развитии страны. Причем, можно развивать все виды транспортных коммуникаций, начиная от традиционного автомобильного транспорта, и заканчивая малой частной авиацией.
- уникальность расположения России гарантирует изначально значимый вклад в обеспечение транспортных коридоров практически по всем направлениям, например, таких как — Китай – Европа, Центральная Азия — Америка и т.п.
- Наличие необходимых ресурсов как материальных, так и интеллектуальных для создания таких транспортных коридоров и сетей.
Но кроме такого может быть даже слишком оптимистичного транспортного профиля страны, имеются и свои специфические особенности транспортной области, которые можно охарактеризовать следующим образом:
- Российская экономика характеризуется довольно значительным присутствием государства, в том числе и в транспортной области. Например, такие системообразующие компании как ОАО РЖД или «Совкомфлот» на 100% принадлежат государству, и их приватизация все время откладывается. Приватизация таких мощных компаний через выход на фондовый рынок может стать очень сильным фактором роста всех фондовых активов.
- Акционерами российских компании, как правило, являются и резиденты и нерезиденты (отечественные собственники имеют склонность к регистрации своих бизнесов в офшорах), и часто деятельность таких корпораций является не достаточно прозрачной, чтобы быть по — настоящему привлекательными для широкого круга инвесторов.
- Особенностью транспортной отрасли является ее склонность к созданию вертикально интегрированных транспортных корпораций, когда под одним управлением собираются активы ресурсных компаний, морских портов, жд. перевозчиков и авиакомпаний. Тому ярким примером может служить корпорация СУЭК (крупнейший добытчик угля на Северо – западе России), ставшая собственником ММТП (Мурманского морского торгового порта).
- Характерной особенностью российских транспортных компаний является их крайне низкая заинтересованность в росте стоимости компании для акционеров. Конечно, такая экономия на дивидендах и может дать краткосрочный эффект, но в долгосрочной перспективе привлечь инвесторов со всего мира является делом невозможным.
В состав транспортного сектора экономики России входят акции таких известных компаний, как: ОАО «Ютейр», ОАО «Трансаэро», ОАО «Аэрофлот», ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП), ОАО «Новороссийский морской торговый порт»
Кроме этих компаний, чьи акции торгуются на фондовой бирже Мосбиржа, имеется ряд крупных транспортных компаний, активы которых можно приобрести на внебиржевом рынке. Это, например, такие, как – ПАО «Восточный порт», ПАО «Ванинский морской торговый порт», ПАО «морской порт Усть-Луга». ПАО «Первая грузовая компания» и другие.
Какие акции транспортных компаний могут быть привлекательными для инвестирования начинающими инвесторами (см. Как выбрать акции для инвестиций: советы новичкам)? Из всего списка транспортных компаний и корпораций, наибольший интерес могут представлять те, которые являются наиболее ликвидными и перспективными с точки зрения долгосрочного инвестирования.
К ним можно отнести, например:
- Публичное акционерное общество «Дальневосточное морское пароходство». Дальневосточное морское пароходство (FESCO) — одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере портового, железнодорожного, интегрированного логистического и шипингового бизнеса. Диверсифицированный портфель активов FESCO позволяет осуществлять доставку грузов «от двери до двери» и контролировать все этапы интермодальной транспортной цепочки.
Несмотря на то, что акции ФЕСКО находятся на долгосрочном ценовом минимуме, что связано в первую очередь с недостаточно эффективной работой по итогам 2015 года (Чистый убыток группы FESCO в I квартале 2016 года составил $22 млн.), все же интегрированность в логистическую сеть Китая, позволяет говорить с оптимизмом о ее будущем.
- Авиакомпания «ЮТэйр» (UTair Aviation JSC) – российский авиаперевозчик. Компания осуществляет пассажирские и грузовые регулярные и чартерные перевозки на внутренних и международных авиалиниях, а также является крупнейшим в России оператором вертолетных перевозок. Вертолетный парк авиакомпании «ЮТэйр» – самый крупный в мире по размерам и грузоподъемности. В авиапарке компании (включая дочернюю компанию «ЮТэйр-Экспресс») на начало мая 2012 года насчитывалось 216 самолетов российского и зарубежного производства.
Несмотря на то, что акции компании испытали значительную просадку в 2014 году на фоне известных геополитических событий, тем не менее, операционные показатели этого воздушного перевозчика (увеличение перевозки пассажиров в первом полугодии 2016 года на 14.5%) доказывают, что у компании есть неплохие перспективы в будущем.
- То же самое можно сказать и еще об одном воздушном перевозчике, который доминирует на российском рынке – ПАО «Аэрофлот».
Этот практически монополист (особенно после вытеснения своего главного конкурента «Трансаэро»), за первое полугодие 2016 года сумел довести свою чистую прибыль до 2.467 млрд. рублей.
- Также интерес может представлять крупнейший оператор контейнерных перевозок на всем пространстве Таможенного союза — ПАО «Трансконтейнер»
«Трансконтейнер» – крупнейшая российская компания, работающая в сфере интермодальных контейнерных перевозок и интегрированных логистических решений. Компания предлагает полный спектр услуг в сфере контейнерных перевозок и управления грузоперевозками, а также занимает ведущее положение в России по количеству платформ в парке, объему транспортировки ДФЭ (двадцатифутовых эквивалентов) по железной дороге и по объему грузов, обработанных железнодорожными контейнерными терминалами. Компания является ключевым дочерним обществом ОАО «РЖД» в области контейнерных перевозок.
Даже несмотря на все возрастающую конкуренцию транспортного коридора «Шелковый путь», связывающий Китай и страны Центральной Азии и Европы, все же его лидирующие позиции логистического оператора на просторах России еще долго будут неоспоримыми.
Сравнительно небольшая грузовая база и отсутствие доступа к дешевым отечественным кредитным ресурсам вынуждает российские транспортные компании привлекать финансовые ресурсы на внешних рынках. Это касается не только долгового финансирования, но и эмиссии акций, т. к. капитализация бизнеса на мировом рынке открывает перед эмитентами возможность снижать стоимость привлечения заемных средств, используя свои бумаги в качестве залога.
Первичное (IPO) и вторичное (SPO) размещение ценных бумаг российскими компаниями проходили преимущественно на Лондонской площадке(LSE), а также Нью-Йоркской (NYSE) и Шанхайской(SSE)торговых биржах. Транспортные компании на мировом финансовом рынке, как правило, демонстрируют высокую инвестиционную привлекательность, что иллюстрируется динамикой транспортного сегмента LSE на фоне динамики индекса FTSE 100 (с 2009 по 2013 годы), отражающей более активное восстановление капитализации транспортного бизнеса в сравнении со среднерыночной динамикой.
Новороссийский морской торговый порт(NCSP) -первая транспортная компания России, вышедшая на мировой финансовый рынок. Долгое время она была флагманом роста капитализации среди российских транспортных компаний, но в последние годы в связи со сменой собственников и конфликтами между ними, неопределенностью в российском законодательстве, связанной с либерализацией портовых сборов, планами приватизации госпакетов и не значительной долей акций в свободном обращении, капитализация компании немного снизилась.
Заключение
В заключение следует отметить, что развитие транспортной индустрии как в мире, так и в России еще ждет своего «звездного часа». Особенно при выходе транспортных компаний на использование современных технологий (экономия топлива, перевод подвижного состава, судов на новые виды энергии, автоматизация), не только сократит существенно транспортные издержки, но и даст всей отрасли невиданные конкурентные преимущества.