Признаки банкротства
Путь в бизнесе на реальном рынке каждой компании, организации не всегда сопровождается только успехами и триумфом победителя. Практически каждый бизнес сопровождают различные факторы, так или иначе, усложняющие ему работу и даже угрожают полным прекращением деятельности.
Это и экономические кризисы, и действия конкурентов, ошибки руководства компании в принятии управленческих решений. Не всегда эти проблемы могут серьезно сказаться на работе компании и привести к ее банкротству. Но есть и такие причины, которые на первый взгляд не вызывают больших опасений, но в то же время могут быть реальными признаками будущего банкротства.
Для того чтобы вовремя распознать такие угрозы компании, бизнесу или благополучию отдельного человека, нужно, как минимум, знать об основных видах риска банкротства и о том, какие они могут иметь признаки — явные и неявные.
В этой статье будет рассказано об основных типах признаков банкротства предприятия, о том, какую они имеют классификацию, как и какими методами их можно распознать, а также какие признаки банкротства оговорены в российских законодательных актах в качестве формальных причин признания несостоятельной компании или организации.
Общее понятие банкротства и признаки банкротства
В мировой юридической практике известны два принципа определения банкротства:
- Первый принцип — это фактор неплатежеспособности (отсутствие или недостаточность потока денежных средств), который означает неспособность должника отвечать по своим обязательствам. В данном случае должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения (под угрозой банкротства) им обязательств на определенную сумму в течение определенного времени. Если должник под страхом ликвидации предприятия в результате банкротства не способен изыскать средства (например, реализовать часть дебиторской задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не в состоянии функционировать в рыночных условиях; к тому же его деятельность может нанести ущерб интересам кредиторам.
- Вторым принципом определения банкротства выступает неоплатность, состояние структуры баланса (исходя из соотношения активов и пассивов в балансе должника), который означает, что пассивы должника превышают его активы. В этом случае банкротом может быть признан должник, стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств. При этом не имеет значения, насколько размер задолженности превышает установленный законом минимальный для признания банкротства размер, насколько просрочена эта задолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки.
Из действующего в настоящее время закона о банкротстве в Российской Федерации (ФЗ № 127 от 2002 г.) используются два внешних признака банкротства, которые включают как раз эти два принципа:
- сумма долга, которая для физических лиц установлена в размере 500 тысяч рублей, а для юридических лиц — в размере 100 тысяч рублей;
- просрочка в уплате долга более чем на три месяца для двух основных категорий должников – граждан и организаций.
Однако эти два формальных признака банкротства не могут служить точным индикатором, говорящим о том, что компания находится на грани банкротства. Эти два параметра лишь формально фиксируют уровень экономического состояния компании, по которым можно признать ее банкротом.
В более расширенной деловой практике используется другой ряд индикаторов, которые помогут, как специалистам, так и не профессионалам определить с достаточной степенью точности грозит ли компании, организации банкротство или нет.
Признаки, по которым можно определить угрозу банкротства
Для определения и использования на практике признаков банкротства разумно пользоваться их классификацией, предусматривающей их деление на две большие группы:
- Первая группа признаков банкротства — внешние признаки.
К внешним признакам банкротства предприятия следует отнести те, которые могут прямо или косвенно указать на испытываемые компанией реальные трудности, это могут служить, в первую очередь такие индикаторы, как:
- увеличение стоимости сырья, ресурсов или товаров, которые компания или организация использует в своем производственном процессе. Причем, если такой ресурс является стратегическим важным для компании, например, поставка электроэнергии, то повышение цены только на этот товар может спровоцировать цепь событий, ведущих к банкротству всей компании.
- падение спроса на выпускаемую компанией продукцию или услуги. Прямым следствием этого признака является снижение темпов роста выручки несколько месяцев подряд. Такое падение спроса может быть обусловлено либо общей экономической ситуацией в стране (рост инфляции, кризис на рынке), так и тем, что у компании явно проблемы с технологическим отставанием, в следствии чего ее продукция (или услуги) теряет конкурентные преимущества на рынке.
- сокращение числа партнеров компании. Это явно сигнализирует о том, что некоторые партнеры не видят перспектив сотрудничества с данной компанией. Они ищут других, более успешных контрагентов.
- усиление конкурентной борьбы на рынке, что сказывается в том, что клиенты начинают переориентироваться на продукцию, услуги компаний — конкурентов.
- влияние экономической политики государства также непосредственно сказывается на том, что компания может столкнуться с проблемой банкротства. Это увеличение числа и ставок налогов, увеличение стоимости кредитов, и прочих заемных средств, усиление инфляции, падение курса национальной валюты.
Одним из признаков банкротства организаций, является связь с внешними обстоятельствами, куда в первую очередь следует отнести и различные природные и стихийные явления, которые не каждому предприятию удается преодолеть.
- Группа вторая — внутренние признаки.
Здесь признаком банкротства является такой набор параметров и индикаторов, которые могут быть использованы для первичной диагностики банкротства:
- увеличение сумм дебиторской задолженности несколько месяцев подряд и переход больше 50% таких долгов в категорию просроченных или безнадежных (подлежащих списанию).
- увеличение себестоимости выпускаемой продукции, что прямым образом снижает выручку компании, получаемой на рынке, и в конечном итоге, ведет к снижению положительного баланса прибыли компании.
- отсутствие должного (ожидаемого или расчетного) эффекта от производимых компанией инвестиций. Это явно свидетельствует о том, что вложенные деньги не приносят прибыли, и в скором времени станут не фактором улучшения конкурентоспособности компании на рынке, а достаточно проблемным пассивом в ее платежном балансе.
- для определения признаков банкротства должника учитывается и такой параметр как, рост задолженности по зарплате среди персонала компании, также как и задержки по расчетам с контрагентами и поставщиками.
- отсутствие доступа к относительно дешевым заемным ресурсам, отказ банков выдавать долгосрочные кредиты по приемлемой ставке.
- маркетинговая политика не приносит должных результатов, что свидетельствует либо о том, что в компании не налажена работа с клиентами, либо то, что покупатели и потребители стали постепенно переключаться на товары и услуги других компаний.
- кадровая политика компании начинает приобретать все более хаотичный характер, когда часто меняют друг друга на постах ключевые менеджеры копании. Нередки случаи конфликтов между персоналом и менеджерами компании по различным трудовым спорам, увеличение текучести кадров и даже их постепенное сокращение.
- руководство компании, организации, пытаясь спасти положение, прибегает к сомнительным вариантам ведения бизнеса. Топ — менеджеры прибегают все чаще и чаще к более рискованным сделкам на рынке, используют теневые схемы для финансирования, в том числе, через участие в них подставных компаний и фирм. Также косвенным признаком того, что компания попала в сложное положение, является увеличение числа юристов в копании (или нанятых компаний и даже целых юридических корпораций), которые работают со все возрастающим потоком исков к предприятию, к ее руководству и собственникам. Все чаще и чаще руководство компании вынуждено проводить время не на работе, а на судебных заседаниях.
- нередко компании, для того чтобы отсрочить свое неминуемое банкротство, пытаются представить для внешней аудитории, инвесторам, клиентам дело так, что ничего плохого с ней не происходит Для этого могут использоваться пиар — акции через СМИ, попытка заявить о себе на рынке новейших технологий . Т.е. компания всячески старается сделать так, чтобы у целевой аудитории возникло ощущение, что компания испытывает временные трудности по причине того, что она переходит на новые технологии — например, внедряет у себя новейшие платежные системы, управления, контроля качества и т.п.
Приведенные в этой статье понятие и признаки банкротства юридического лица, на практике должны рассматриваться в системе, так как к банкротству компании приводит, как правило, не один признак или причина, а сразу несколько. Для своевременного обнаружения неблагополучия компании, приводящего его банкротству, служат внутренние системы мониторинга и контроля, также как и внешнего, в том числе, и общественного аудита.