Главная \ Инвестиционный анализ \ Анализ чувствительности инвестиционного проекта

Анализ чувствительности инвестиционного проекта

2 Анализ чувствительности инвестиционного проекта

Ведение эффективной инвестиционной деятельности невозможно без грамотно составленного бизнес-плана и проведения предварительной оценки возможных рисков и потерь. В свою очередь, анализ чувствительности инвестиционного проекта пример того, как определенный вид риска может повлиять на общую эффективность. Попробуем разобраться, как проводится анализ и какие его особенности.

Общее представление

Анализ чувствительности – это один из методов оценки эффективности того или иного проекта, который применяется не только в отечественной, но и в зарубежной инвестиционной практике. В некоторых финансовых источниках можно встретить следующее название метода – имитационное моделирование. В мировой практике анализ чувствительности носит название Sensitivity analysis.

Отвечая на вопрос «Анализ чувствительности инвестиционных проектов задачи и суть метода», выделим несколько ключевых моментов, которые помогут сформировать более точное представление:

  • главная цель и задача – определить, как могут повлиять изменения исходных данных проекта на его конечный, а точнее, финансовый результат;
  • исходные данные, которые могут меняться: объемы продаж, уровень инфляции, процент по кредитам, дисконтная ставка, цена за 1 единицу продукции, различные составляющие инвестиционных затрат и другие;
  • конечные данные, которые оцениваются: показатели эффективности и показатели финансовой отчетности.

На основании вышеописанного можно сделать следующий вывод: берутся все исходные данные (объем продажи, себестоимость продукции и т. д.), изменяются (варьируются) на определенную величину, оценивается влияние каждого изменения на показатели эффективности и определяются так называемые критические точки, при которых их влияние максимально негативно сказывается на конечном результате.

Этот вывод позволяет кратко подытожить суть и основы методики проведения анализа чувствительности. Что же касается практической стороны его применения, об этом ниже.

Ключевые моменты в проведении анализа

Перед тем, как перейти к рассмотрению использования анализа на конкретном примере, затронем более детально вопрос ключевых показателей. Ниже на фото приведена таблица, в которой отражены основные из них.

Ключевые показатели эффективности

Ключевые показатели эффективности

Ключевыми и наиболее применяемыми в роли конечных характеристик анализа являются первые два из них, а именно, чистая текущая стоимость проекта и внутренняя норма доходности (прибыли).

Методика или техника реализации анализа

Само проведение анализа можно условно разделить на несколько последовательных этапов:

  1. Определяется показатель, на базе которого и будет строиться анализ. Как уже говорилось ранее, это норма доходности (IRR (см. Расчет irr инвестиционного проекта)), или текущая стоимость (NPV (см. Расчет npv инвестиционного проекта)).
  2. Определяются и выбираются исходные показатели, вероятность изменения которых существует: затраты капитальные, стоимость товара, объем продаж, затраты времени на строительство производственных зданий и т. д.
  3. Для исходных переменных устанавливаются нижние и верхние границы значений, которые допускаются.
  4. Производится расчет показателей эффективности с учетом номинальных значений и предельных, определенных в предыдущем пункте.
  5. Строятся график или таблица, которые, по сути, отражают чувствительность проекта к тем или иным изменениям. Как он может выглядеть, показано на рисунке ниже.
Графический анализ

Графический анализ

Какой вывод можно сделать на основании этого графика? Вывод довольно прост: проект сможет выдержать снижение объемов продаж до 50% и рост прямых издержек на 30%.

Следует отметить, что графическое представление более наглядно отражает полученные результаты. В связи с этим именно графическая форма используется в проведении презентаций проектов.

Определение критических точек

Анализ чувствительности, как уже упоминалось ранее, состоит в оценке влияния какого-либо параметра на конечные результаты проекта. При этом все остальные параметры не меняются. Практическую модель, которая используется для этого, можно представить в следующем виде:

Формула модели

Формула модели

Она отражает зависимость результата NPV от внешних и внутренних показателей. На основании данной модели рассчитываются критические точки инвестиционного проекта и по каждой из них определяется чувствительный край. Ниже представлены формулы расчета для каждой.

Расчетные формулы

Расчетные формулы

Что же касается расчета чувствительного края, то в этом вопросе ключевой момент следующий: чем меньше значение SM определенного показателя, тем ниже показатель устойчивости инвестиций и высока степень риска. Формулы расчета представлены ниже.

Критические точки и анализ чувствительности инвестиционных проектов

Критические точки и анализ чувствительности инвестиционных проектов

Конкретный пример

Теперь же, когда основные моменты и общее представление о методе сформировано, перейдем к практике. Разберем пример расчета анализа чувствительности инвестиционного проекта на конкретных цифрах.

Компания X запланировала срок реализации инвестиционного проекта – 1 год. Требуется проанализировать критические точки объема продаж, при котором NPV проекта = 0.

Исходные данные для расчета в тыс рублей:

  • стоимость 1 единицу продукции (p) – 800;
  • затраты на 1 единицу (VC) – 540;
  • годовые затраты постоянные (FC) – 24 363,15;
  • первоначальные инвестиции (IC) – 2 500 000;
  • годовая амортизация (D) – 550;
  • финансовый множитель (FM4) – 2,106%;
  • коэффициент налога на прибыль — 0,24.

Расчет будет производиться по формуле

Безубыточный объем (формула)

Безубыточный объем (формула)

В результате подстановки в эту формулу данных получаем результат 6098,44 шт.

Формула подстановки

Формула подстановки

Далее, проводим расчет критической точки, в результате которого получаем показатель 23,77%.

Расчет точки

Расчет точки

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

  • компания выходит на уровень безубыточности при снижении объема продаж не менее чем на 23,77%;
  • крайнее безопасное значение объема продаж составляет 6098,44 шт. в год.

Автор:

Оставить Комментарий

Получить доступ к

Обратная связь