Образовательный портал для
финансовой свободы
Только реальные рабочие схемы и перспективные направления
8 800 555 79 18
Звонок по России бесплатный

Привлечение инвестиций: инструменты и способы

6 Привлечение инвестиций

Как известно из практики и теории управления, любая система, будь то отдельное государство, территория или компания, не может развиваться успешно без внешних источников ресурсов.

В развитых странах такая система отлажена практически до совершенства и основывается она на известных простых принципах:

  1. Верховенство права — реальная независимость суда (в том числе и арбитражного)
  2. Неприкосновенность частной собственности и приоритет ее защиты
  3. Свободная конкуренция и условия для развития любой частной инициативы (ограничение действия монополий на любом уровне)
  4. Свобода распространения информации (за исключением частной, также как и неприкосновенность собственности)
  5. Отсутствие ограничений на занятие любой коммерческой деятельностью и соблюдение права свободного перемещения капитала

В этой статье будет кратко изложено о том, какие инструменты привлечения инвестиций существуют на практике, и на что следует в первую очередь сконцентрировать все внимание и ресурсы.

Необходимые и достаточные условия привлечения инвестиций

Любой бизнес (если это только не государственная или локальная монополия), находящийся на любой стадии своего развития, требует постоянного пополнения как оборотного капитала, так и средств для расширения своего присутствия на рынке. Эта задача может решаться двумя путями.

В первом случае компании достаточно собственных средств и резервов. Но таких бизнесов крайне мало (особенно на начальном этапе), и, во вторых, такой способ расширения зачастую связан с тем, что накопленные резервы были изъяты из самого бизнес-процесса, что не всегда считается оптимальным.

Второй способ, основанный на привлечении средств из «вне», является более предпочтительным, поскольку позволяет компании не прибегать к внутренней оптимизации финансовых потоков, а привлекать активы со стороны. В этом случае бизнес стоит перед выбором: приобрести дополнительный капитал за счет кредитования (что оправдано для краткосрочных целей) или же привлечь в бизнес инвесторов.

В последнем случае для того, чтобы инвестор был заинтересован во вложении своих денег в совместное предприятие, должны быть выполнены следующие условия:

  • Инвестор должен быть уверен в том, что проект (бизнес) будет расширяться во времени (занимать долю рынка с нарастанием), приносить определенную норму прибыли для него, и он должен точно знать, когда его вложенный капитал окупится
  • Для того, чтобы привлечь инвестиции, инвестору необходимы гарантии того, что доля в проекте, капиталы останутся под его управлением и их статус собственности будет безоговорочным
  • Инвестору также необходимо знать уровень рисков, сопутствующих инвестиционному проекту (см. Риск инвестиций и доходность, или Будь уверен — игра стоит свеч), систему их контроля и управления рисками (страхование или хеджирование)
  • Уровень полномочий и порядок осуществления управления проектом — кто принимает решения, кто несет ответственность.
  • Правовой статус инвестора – довольно специфическая область отношений с инвесторами и определяется тем, насколько бизнес -реципиент готов идти на разделение долей собственности и контроля над ней.

Как видно из представленных условий, они не столь многочисленны, но по своей сути они являются определяющими для инвестора, которому критически важными являются гарантии возврата его вложенного капитала с прибылью

Основные методы привлечения инвестиций и их краткая характеристика

Современные способы привлечения инвестиций достаточно многочисленны и для каждого вида и сферы бизнеса они имеют свои особенности.

Здесь можно подробнее остановиться на перечислении основных методов, которые используются как действующими компаниями, так и как средство привлечения инвестиций в инновации:

  1. Привлечение инвестора (инвесторов) через участие в капитале. Это может быть выполнено двумя способами:
  • Акционирование компании с помощью проведения первичного публичного размещения акций (IPO) или вторичного (SPO), когда для увеличения доли инвестора в компании специально для него осуществляется дополнительная эмиссия.
  • Отдельно следует сделать акцент на привлечение инвестиций в «стартап» с помощью акционерного капитала. Поскольку инновационные компании, как правило, являются бизнесами с малой капитализацией, то привлечение инвесторов путем стандартной процедуры акционирования не возможно. Для этого существуют так называемые “crowd investing” интернет — ресурсы, с помощью которых можно осуществить привлечение инвесторов в «стартапы» через специальные формы акционирования.
  1. Открытость бизнеса. Этот метод основан на открытой информационной политике бизнеса, его прозрачности и дает понять всем потенциальным партнерам, что привлеченные средства инвестирования используются по прямому назначению и менеджмент компании исповедует стандарты честного ведения дел. Для этого могут быть использованы публикации и отчеты о деятельности компании в открытых информационных источниках, участие в бизнес- форумах и конференциях. Паблик-рилейшенз или PR .
  2. Применение современных стандартов финансовой отчетности, которая основана на исключении использования «серых схем» и «двойной бухгалтерии». В частности, это во многом касается отношений с иностранными инвесторами, которым более понятна отчетность, составленная по стандартам МСФО или US GAAP , чем запутанная и противоречивая финансовая отчетность на основе российских ПБУ.
  3. Методы правовой защиты интересов инвестора. Не секрет, что многие российские компании прибегают к иностранным правовым юрисдикциям для защиты прав владельцев и инвесторов своего бизнеса. В частности широко используются методы регистрации в офшорах, сокрытие за несколькими фирмами-«прокладками» конечных бенефициаров и даже внесение специальных правовых оговорок в контракты, которые прямо указывают на использование международного арбитража при возникновении деловых споров. Поэтому для того, чтобы инвестор был уверен, что с его помощью привлеченные инвестиционные ресурсы не изменят в одночасье свой правовой статус, необходимо иметь твердые гарантии их неприкосновенности. Для этого, например, могут быть использованы методы обеспечительных гарантий со стороны государственных органов (которые например, заинтересованы в развитии инновационного сектора экономики)
  4. В мировой практике для привлечения инвестиций в наиболее перспективные или важные для территории проекты используется форма в виде создания агентств. Обычно это специализированные агентства или другие подобные некоммерческие организации, созданные при поддержке заинтересованных правительственных структур и основная задача которых состоит в том, чтобы обеспечивать:
  • Формирование положительного инвестиционного климата в отрасли, сфере бизнеса или территории
  • «агентство по привлечению инвестиций» оказывает помощь в привлечении инвестиций путем оказания услуг инвесторам (зачастую на безвозмездной основе) по предоставлению льготных кредитов, площадок и сооружений, предоставление льготного налогового режима и т.д.
  • расчет проекта с привлеченными инвестициями и составление бизнес-плана
  • как правило, такое агентство берет на себя обязательство, когда, например, сотрудники агентства (специалист по привлечению инвестиций) регистрируют для инвестора компанию, набирают и готовят персонал, предоставляют «под-ключ» готовый офис со всей необходимой оргтехникой, способствуют налаживанию связей с контрагентами и «аутсорсинговыми» компаниями (например, ведение бухучета, аудит, логистика и прочее).

Заключение

В качестве заключения. В этой статье был сделан краткий обзор того, что необходимо для инвестиций, привлечение которых является приоритетным для большинства компаний. Приведенные методы являются наиболее значимыми и помогут ответить на многие вопросы, начиная с того, как привлечь инвестиции в «стартап», и заканчивая тем, как заинтересовать инвестора в развитии города или целого региона.

Добавить в закладки
Комментарии посетителей
  1. Константин

    Если честно, уже давно ищу инвесторов в свой проект. В принципе идей для бизнеса у меня предостаточно, но остановился я на туристическом бизнесе (сплавы на байдарках, горные походы, скалы). Но никак не могу найти человека или людей которые вложились бы в это дело. Сам уже все рассчитал, окупаемость полгода. Но из за небольшого риска, который оправдан, все инвесторы бегут сразу от меня. Возможно после прочтения этой статьи, что нибудь поменяется. Так как я узнал много нового, и если действовать как у вас расписано по пунктам и минимализировать риски, то может что нибудь у меня да и выйдет. Спасибо

  2. Олег Браздной

    Думаю, все страны мира успели ощутить, насколько важно формировать развитую бизнес-культуру и делать всё для увеличения инвестиционной привлекательности страны, потому даже прошлые феодальные республики увеличивают открытость бизнеса и пытаются использовать международные стандарты предоставления информации. Я уже давно убедился в том, что страна, которая хочет мощного вливания иностранных инвестиций, должна значительными темпами развивать предпринимательство, ведь впоследствии именно они станут основными наполнителями бюджета страны благодаря подоходному налогу и налогу на прибыль.

x

ПОЛУЧИТЕ ПОДАРОК
ОТ СПИКЕРА